Все полярники впряглись в постромки и лямки, пытаясь выдернуть крепко застрявшую шлюпку. Тов. Шмидт цепко схватился за конец веревки, пытаясь не только силой, но и своим голосом подбодрить товарищей. - Раз-два, взяли!.. - Раз-два, сильно!.. - Раз-два, дружно!.. Вот уже полчаса как люди бьются и изнемогают, а катер ни с места. Заняв высокое положение, с которого меня все видели, я взял на прицел „лейкуˮ.
- Товарищи! Здесь глаза 170 миллионов Советского союза. А ну-ка для хорошего фото!
Кто-то подхватил команду: - Раз-два, дружно!.. - Раз-два, сильно!.. Катер сдвинулся с места. Еще одна победа... Этот эпизод у меня снят почти на всем пути продвижения катера, т. е. на расстоянии 40 метров, которые были преодолены товарищами почти без остановки. Этот случай забрал у меня почти полную съемку кассеты.
П. Новицкий «
С фотоаппаратом в походе» из книги Героическая эпопея. Поход "Челюскина" Т. 2 1934г.
Мы в лагере. Расходимся по домам. На краю майны у камбуза группа людей над чем-то весело хохочет. Я подошел к ним.
- Такой снимок будет иметь историческое значение!
- Вы понимаете, историческое значение! - кипятился Новицкий, размахивая «лейкой».
- Ой, Петя, убил!
- Историческое значение, говоришь? - смеялись окружавшие.
- Вам не понятно, так нечего смеяться, - Новицкий явно злился. Круто повернувшись своей маленькой фигуркой в длинном кожаном пальто в вязаном чепце-шлеме на голове, он прицелился «лейкой».
- Сделай испуганное лицо, да брось смеяться. Сорокин, слышишь ты! - кричал он.
- А вы тащите его, движения больше, - командовал он двум другим участникам фотоинсценировки.
Из глубокой трещины торчала смеющаяся физиономия Сорокина. Двое тащили его за руки.
До сих пор Новицкому никак не удавалось заснять чье-либо невольное купанье - как на зло люди проваливались в его отсутствие.
Тогда находчивый фотограф уговорил Сорокина залезть в замерзшую трещину для инсценировки невольного купанья.
Но, как ни злился Новицкий, собравшиеся зрители не хотели согласиться с «исторической ценностью» этого эксперимента. «Купание» получалось слишком веселым. Вконец разозлившийся Новицкий сердито сунул «лейку» в футляр и пошел в лагерь, провожаемый дружным хохотом.
П. Ширшов «
Будни на льду» из книги «На Челюскине» 1936г.
В центре - рисунок, изображающий работу уличного фотографа. Рисунок озаглавлен: „Фотоисторический момент. За одну карточку одна галетаˮ. Фотограф - это толстый, небольшого роста Петр Карлович Новицкий, весь укутанный в меха и теплую одежду. На фоне примитивной уличной фотодекорации он снимает челюскинку. На декорации изображены: гибнущий „Челюскинˮ, перевернутая луна, дирижабль имени „Правдыˮ, марширующие белые медведи и какая-то фантастическая гондола с гребцами. Оба этих рисунка Решетникова буквально произвели фурор.
И. Баевский «
Стенная газета» из книги Героическая эпопея. Поход "Челюскина" Т. 2 1934г.
«Бич-баром» в лагере называется палатка, которая стоит на окраине. Так ее назвали кочегары, живущие в ней. В объяснение этого они говорят следующее: „Бичкомер“ по-английски значит - безработный моряк (beach comer). „Челюскин“ утонул, выходит, мы стали как бы безработными, ну, вот поэтому и „Бич-бар“.
По бокам двери стена была прорезана в двух местах, и в отверстия вставлены фотографические пластинки, очищенные от эмульсии. Под одним таким окном приладили лист фанеры на ножках, на него ставилась домашняя утварь: чашки, кружки и пр.
П. Буйко «
Бич-бар» из книги Дневники Челюскинцев 1935г.
Два портрета фотографа Петра Новицкого
в журнале Советское фото (№ 4-5) 01.07.1934 и в
фотодневника «Героический поход «Челюскина»» 1934 года.
Кинооператоры Николай Самгин, Петр Новицкий и Владислав Микоша на Камчатке после челюскинской эпопеи. 1934 год. Фото из архива Д. Фирсовой-Микоши (опубликовано на сайте «История России в фотографиях»).
Надо сказать честно, я не надеялся крепко на свою память, поэтому с «лейками» я не расставался даже ночью. Два месяца они были привязаны на мне мертвыми узлами. Когда я ложился спать, то чехол со снятым материалом, пленками и дневниками пристегивал к ремню ручных часов. Если бы меня разбудили ночью, то я выскочил бы из мешка и на мне болтались бы три «лейки», а на левой руке около запястья висел бы пристегнутый заснятый материал.
П. Новицкий «С фотоаппаратом в походе» из книги Героическая эпопея. Поход "Челюскина" Т. 2 1934г.
Фотография из фотоальбома
Героическая эпопея. Арктический поход и гибель Челюскина. 1935
Новицкий был не единственным, кто фотографировал в экспедиции. Он вспоминает: 12 февраля - предпоследний день «Челюскина». Тогда солнце уже настолько поднялось над горизонтом, что можно было снимать. Баевский, Копусов и я, несмотря на жестокий ветер и 30-градусный мороз, вышли на лед освежить камеры после длительного перерыва.
Илья Баевский был заместителем Шмидта, как участник экспедиции был награждён орденом Красной Звезды. В 1938 году расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации»). В 1956 году реабилитирован.
Экспедиции были посвящены не только фотоальбомы, а также и песни
Здравствуй, Леваневский, здравствуй, Ляпидевский,
Здравствуй, лагерь Шмидта, и прощай!
Капитан Воронин судно проворонил,
А теперь червонцы получай!
Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов,
Не видать бы вам родной Москвы!
Плавали б на льдине, как в своей малине,
По-медвежьи выли от тоски.
Вы теперь герои. Словно пчелы в рое,
Собрались в родимой стороне.
Деньги получили, в Крым все укатили,
А "Челюскин" плавает на дне.
Хранение и распространение песни о челюскинцах - преступление по ст. 58 ч. 10 УК РСФР - 10 лет в ИТЛ