"Мода в зеркале истории. XIX-XX вв"

Aug 11, 2013 20:28

Всем привет!
Несколько дней назад совершенно случайно узнала, что до 8 октября в Музее Москвы проходит выставка "Мода в зеркале истории. XIX-XX вв". Очень интересная и красивая выставка, настоятельно рекомендую посетить!



На двух этажах площадью более 2500 кв.метров представлены экспонаты из фондов Музейного объединения "Музей Москвы" и частного собрания Александра Васильева. Всего около 300 костюмов, 500 аксессуаров, ретроавтомобили, мебель, швейные машинки и другие предметы быта того времени.
Большинство экспонатов из женского гардероба, так как по мнению Александра Васильева, именно женский костюм отражает веяния эпохи и модные тенденции.




В начале XIX века русская аристократия во всем подражала Франции: говорила и одевалась по-французски. Русские модницы копировали стиль "ампир".



Преобладали платья-сорочки с высокой линией талии из английского полупрозрачного хлопка.



Французская императрица Жозефина ввела в обиход дорогие шали, сумочки-ридикюли из бисера, веера с ручной росписью, шелковые туфельки.



Веера в стиле "Ампир", гребни-диадемы.











Зонтик. Шелк, кружево, шантильи, слоновая кость, кораллы.
Франция, 1850-1860-е годы.



Зонтик. Дерево, шелк, вышивка бисером.
Германия, 1850-е годы.





"Теперь начинают носить двойные платья, так что первая юбка делается совсем без хвоста - только доходит до полу, а сверху надевается трен, открытый спереди, закругленный с боков; его можно грациозно драпировать на первой юбке или оставить расстилаться во всю длину или, наконец, подбирать на руку... Почти все платья сколько-нибудь нарядные подбираются сзади пуфом..." ("Модный магазин", 1869, №3).

Подобные наряды из коллекции Александра Васильева представлены на выставке.





После отмены крепостного права дворянство приходит в упадок, зато "поднимается" купечество.
В 1860-х появляется совершенно иной типаж дам, а соответсвенно, и моды. Одежда становится менее женственной, более броской. Женщины из купеческого сословия считали, что одежда в первую очередь должна привлекать внимание. Это противоречило изысканному вкусу дворянства.



Жакет (казакин). Шелковая жаккардовая тафта, оборки.
Россия, 1870-е годы.

1870-е годы - эпоха тюрнюров (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре).



Платье дамское. Шелковый репс, отделка бархатом, оборки-плиссе из основной ткани, ленточное и игольное кружево.
Франция, 1875г.



Веера-опахала в стиле "Японизм". Шелк, гуашь, золоченое дерево.
Франция, 1860-е годы.



Платье (справа) для приемов. Шелковый муар-антик, шелковый репс, отделка кружевом, оборки с бахромой.
Европа, 1878г.





В центре платье дамское свадебное из трех предметов (лиф, юбка, трен).
Москва, 1880-е годы.



В 1880-х года в моде нежные и спокойные тона. На выставке можно увидеть платье с треном (длинное заднее полотнище юбки) нежно-розового цвета из фонда музея. Такие платья шили к помолвке, и потом они были частью приданого невесты.

Во второй половине1890-х женские наряды стали более строгими. Главным направлением того периода стала колониальная мода, активно использовали мех, преобладали этнические мотивы.



Появились удобные вещи: дорожные костюмы, блузки с юбками, пальто, маленькие шляпки.
На выставке представлены очень интересные экспонаты: пелерины, пальто, мантильи. Среди них вещи, отшитые в московском ателье Е.С. Щеславской, специализировавшемся на верхней одежде.





"В 1885 году в Москве открылась мастерская Надежды Ламановой - выдающейся русской портнихи, которая вскоре стала "поставщиком Её императорского двора". Она одевала в роскошнын туалеты знатных дам двух столиц и соперничала с лучшими модными домами Парижа. Среди дворянства и интеллигенции нарастало критическое отношение к западной моде. Славянофилы широко пропагандировали возврат к народным истокам. Женщины увлекались "парочками" (платье из двух частей) с русскими вышивками и кружевами. Надевали их летом, на пикник или на дачу, в них фотографировались на память".





Платье дамское (лиф и юбка). Шелк, хлопчатобумажная ткань, кружево.
Россия, конец 1890-х годов.



Платье дамское. Шелковый жаккард, отделка вышивкой, бисером, стразами, цветами из шелкового газа, бантами из основной ткани.
Европа, 1895г.



Веер бальный.
Франция, 1890-е годы.



Тальма (пелерина). Мех горностая, отделка хвостиками горностая.
Россия. Москва, 1900-е годы.





Пальто дамское. Драп, шелк, вышивка.
1900-е годы.





Платье дамское. Кружевное полотно шантильи, на чехле из шелковой тафты.
Франция, 1905г.



Накидка дамская. Драп, канаус, газ гофрированный.
1900-е годы



Ротонда. Оторочка по воротнику перьями марабу.
Дом моды Doucet. Франция, 1900-е годы



Второй зал выставки отведен под костюмы ХХ века.





Сарафан (слева). Россия, 1913 год.
Маскарадный костюм по случаю 300-летия Дома Романовых.

Политические события начала ХХ века повлекли за собой изменения в обществе, отразившиеся и на моде. Ушла мода на стиль модерн. В гардеробы модниц проникают военные нотки - длинные пальто, у которых углы застегиваются назад как у шинелей; высокие воротники и т.д. В первой мировой войне участвовало все мужское население, а женщинам пришлось занять места на заводах, фабриках, в больницах. В таких условиях праздничная одежда оказалась неуместной, а следовательно невостребованной. "Хотелось защититься от ветра, согреться, укутать тело в комфортный костюм. И появились предложения портных, дерзнувших взять кое-что из более удобного мужского гардероба: трикотажные ансамбли, пальто и главное - укоротить женскую одежду так, чтобы открылись дамские ножки".







Несмотря на военное время в России развивалось немое кино, в котором снимались лучшие актеры театром. Все они стали эталоном для подражания. Портнихи копировали их костюмы и платья.





В 1928 году вышел в свет журнал "Искусство одеваться". Первый номер начинался статьей Луначарского: "У нас иногда боятся, что одежда может приобрести нарядный или кокетливый вид, и считают это большим преступлением. Это, говорят, дело мещанское или, еще того хуже, буржуазное...". Буржуазная мода отрицалась, как эатлон вкуса пропагандировалась национальная одежда.



Платье дамское.
СССР, 1930-1932 гг. Принадлежало актрисе М.Т.Лукашевич



В период репрессий модничать рисковали не многие - боялись доносов. "На моду у советской женщины-труженицы не могло оставаться времени. Наряжается - значит, мало работает. Мало работает - значит, тунеядка. За любовь к красивым вещам прорабатывали на комсомольских и партийных собраниях. Самые невероятные обвинения предъявлялись модникам и модницам тех лет. Таким образом, желание выглядеть модно могло стоить, в лучшем случае, карьеры, в худшем - даже свободы". (А.Васильев "Мода за железным занавесом")



Пальто демисезонное (Слева внизу).
СССР, 1939-1940гг.



Платья дамские.
СССР, около 1938-1939 гг.

С началом Великой Отечественной войны люди сплотились в едином порыве , героями тех лет стали военные, формы гражданской одежды утратили женственность и приобрели военный характер. В моду вошли угловатые вещи, шляпы в виде чалмы, туфли на платформе с деревянными каблуками.



Шляпа дамская. СССР, конец 1940-х годов.

В 1944 году был подписан указ о создании Дома моделей. Теперь на советскую моду начали работать фабрики, которые шили шинели и ватники для армии. Появились шелковые платья с яркими принтами, крепдешиновые блузки с вышивкой, облегающие юбки. Яркая, красивая одежда подчеркивала долгожданную радость, праздничную эйфорию победы.





Шляпки дамские. США, 1950-е годы.
Сумочки дамские вечерние. Чехословакия, Австрия, 1950-е годы.
Туфли дамские вечерние. Западная Европа, 1950-е - начало 1960-х годов.





Платья коктейльные. СССР, около 1960-го года.





Массовое влияние на развитие советской моды оказывало кино, женщины подражали актрисам, таким как Любовь Орлова, Валентина Серова, Зоя Федорова, делали перманентные завивки, ярко красили губы, носили шелковые платья в горох и кружевные воротнички.









Платье коктейльное (в центре).
США, начало 1960-х годов. Из гардероба кинозвезды К.С.Лучко.

После того, как была поставлена окончательная точка в существовании СССР, началась новая жизнь, в России. Она мало была похожа на демократию. Стали появляться "барахолки", рынки, где продавались подделки. Магазины превратились в супермаркеты и бутики. В те годы носили длинные и просторные плащи и пальто, турецкий ширпотреб из кожи, в моду вошли туники, объемные свитера из синтетики, мини-юбки и легинсы. Все артисты одевались в стиле Versace в красные пиджаки, черные брюки, золотые перчатки.









Ансамль конертный (справа). Платье, жакет, жилет.
СССР. 1980/1990гг. Принадлежало певице Валентине Толкуновой.



"В авангард творцов отечественной моды выдвинулся Валентин Юдашкин. В период перестройки западные фирмы искали в России новые имена. Он понравился компании Parfums Faberge и ему предложили устроить в 1991 году дефиле в Париже. Это было большой дерзостью и триумфом, платья-яйца "Фаберже" с подиума попали в Лувр. Так началось восхождение русского кутюрье...". В 1994 году по инициативе В.Юдашкина и А.Достмана была создана Ассоциация Высокой моды. В первой Неделе Высокой моды участвовало семь французских домов Haute Couture и Валентин Юдашкин.



Платье концертное. Тюль, отделка искусственными цветами, жемчугом, бисером.
Россия, 1998г. Принадлежало певице Лолите Милявской.







Выставка поражает многообразием идей, внедрением технических новаций, полностью изменивших образ жизни людей.

Александр Васильев на протяжении четверти века собирает свою коллекцию костюмов. Ее выставляли в Лондоне, Брюсселе, Гонконге, да и где только не выставляли. Главным отличием своего собрания историк моды считает то, что все вещи благоприобретенные, то есть он ничего ни у кого не отнимал.

Довольно интересное интервью с ним можно прочитать здесь

фото, Москва, fashion, выставка

Previous post Next post
Up