Орден величайших царей, правивших Месопотамией

Sep 01, 2021 15:56



Крылатые Гении Месопотамии

Список Царей Шумера (Книга Царей)



Этот список - часть полулегендарного исторического сказания о хронологии правления Царей Шумера, написанного около третьего тысячелетия до нашей эры (период Ура ІІІ).

Начинается он, согласно нового перевода, следующими словами:

"После того как Царство было опущено с Неба на Землю, этим царством стало Эриду.
В Эриду Алулим стал Царем Шаварма; он правил 28 800 лет.
....".



Вавилонский храм Мардука, литография У. Симпсона

Месопотамия относится к обширной области, которая может включать в себя весь Ирак, восточную Сирию, юго-восточную Турцию, части западного Ирана и Кувейта. Слово «Месопотамия» - это древнегреческое имя, которое иногда переводят как «земля между двумя реками» - реки, являющиеся Евфратом и Тигром, которые берут свое начало в восточной Турции и текут на юг к Персидскому заливу.

Некоторые из самых ранних городов мира были построены в более широкой области Месопотамии, наряду с, вероятно, самой старой системой письма в мире. Граждане этой области внесли свой вклад во многие важные открытия и разработки в области астрономии, математики и архитектуры. Многие культуры и империи процветали в Месопотамии на протяжении тысячелетий, в том числе шумеры, ассирийцы и вавилоняне. Война часто происходила в этом районе; доказательства ранней городской войны найдены на месте Hamoukar.

Месопотамские города

Археологические работы показали, что в Месопотамии процветали многочисленные древние города, такие как Урук, Эриду и Хамукар. Древний вавилонский миф утверждает, что Эриду, место, расположенное на юге Ирака, является старейшим городом в мире и был создан богами, пишет Зайнаб Бахрани, профессор древнего ближневосточного искусства и археологии в Колумбийском университете, в своей книге «Месопотамия: древнее искусство и архитектура» (Темза и Гудзон, 2017).

«Город не был создан, живое существо не было размещено. Все земли были морем ... Затем был создан Эриду», - говорится в переводе части мифа.

В то время как древние вавилоняне верили, что Эриду был первым городом на планете, современные археологи не уверены в этом. Площадь была раскопана в середине 20-го века; археологи обнаружили, что самые ранние артефакты и сооружения датируются около 7300 лет назад, отметил Бахрани. Другие древние города в Месопотамии, такие как Урук, также относятся к тому времени. Кроме того, другие места за пределами Месопотамии, такие как Чаталхойук (расположенный в Турции) и Иерихон (расположенный на Западном берегу), датируются еще более ранним, около 9500 лет назад.

Первые цари Месопотамии

Археологические заметки в Долине Рафидаин были зафиксированы еще в допотопные времена и они были посвящены очень длительному правлению некоторых царей, что запутывало ученых.

Возможно столь длительное правление этих царей объяснялось тем, что это были не люди, а каменные изображения, воплощающие спущенного с небес на землю идола Царебога (Дажьбога у славян) которому давалось имя и срок правления до нового пришествия нового идола Царебога.

Список месопотамских Царебогов:

Список включает восемь царей, которые правили еще в до-историческое время, то есть, до 3000 года до нашей эры. Бросая взгляд на известную историю, на общепринятое летоисчисление и на сроки правления этих царей, они правили в пяти городах целую длинную эру, а точнее - 241 200 лет, а после этого произошел потоп, который все уничтожил.

1. Алулим Алулим (Аридуг) - 28 800 лет
2. Алалнгар (Аридо Еридуг) - 36 000 лет
3. Ен-мен-лу-ана (Бад-тибира) - 43 200 лет
4. Ен-мен-гал-ана (Бад-тибира) - 28 800 лет
5. Думузид (Бад-тибира) 36 000 лет
6. Ен-сипад-зид-ана (Ларак) - 28 800 лет
7. Ен-мен-дур-ана (Спар Зимбир) 21 000 лет
8. Убара-Туту (Шуруппаг) 18 600 лет



Статуя вавилонской цивилизации, обнаруженная в Ларсе, Ирак, датированная 1792 г. до н.э., сейчас находится в Лувре.

Выгравированная фигурка стоящего на коленях человека, известного как "молящийся из Ларса". Человек в шляпе с королевской прической наполовину преклоняет колени, держа одну руку перед ртом в молитвенной позе. Царь Вавилона на основании представляет собой украшенный таз с водой для подношения, одно из которых изображает ту же сцену, персонаж изображен в той же позе перед сидящим богом, другой - бараном.

Надпись, указывающая на то, что статуэтка была посвящена богу Амурру или Марту, богу-покровителю амореев, Лу-Нанной, высокопоставленным сановником города Ларса, «за жизнь Хаммурапи, царя Вавилона»

Une longue надпись indique que la statuette a été dédiée au dieu Amurru ou Martu, dieu-patron des Amorrites, par Lu-Nanna, haut-dignitaire de la ville de Larsa, pour la vie de Hammurabi, roi de Babylone

1792 г. до н.э. Месопотамия Ирак

Сотни, если не тысячи великих царей правили Ираком в разные цивилизации и времена.

Вот порядок по величию и времени правления

Правление Хаммурапи (Вавилонская империя) 1792 г. до н.э.



Хаммурапи (Вавилонская империя)

Законы Хаммурапи начинаются прологом и заканчиваются эпилогом. Обе эти части написаны торжественным поэтическим, так называемым гимно-эпическим стилем и графически не отделены от законодательной части.

Повествование в прологе движется от начала времён: верховные боги Ану и Энлиль вручают богу-покровителю города Вавилона - Мардуку - власть над всем человечеством, называют Вавилон его «высочайшим именем» и устанавливают в нём «вечную царственность» - особую идеологическую субстанцию, следы которой могут быть обнаружены в позднеантичной теории translatio imperii. Таким образом, политическая гегемония Вавилона объясняется божественным выбором. Затем боги «называют по имени» (то есть вызывают к жизни) царя Хаммурапи «ради облагодетельствования людей», «дабы справедливость в стране была явлена беззаконным и злым на погибель, дабы сильный слабого не притеснял». После этого теологического обоснования легитимности царской власти в прологе перечисляются города и храмы, с которыми связаны славные военные и социально-экономические деяния Хаммурапи.

Содержащееся в прологе перечисление 26 городов организовано отчасти по теологическому, отчасти по географическому принципу. Первый блок (семь городов) имеет теологическую природу. В нём последовательно упоминаются Ниппур, Эриду и Вавилон (города главных божеств, которыми были Энлиль, Эа и Мардук), за которыми следуют четыре города, посвящённые астральным божествам: Ур (Син), Сиппар (Шамаш), Ларса (Шамаш) и Урук (Ану и Иштар). Города второго блока образуют своего рода круг в Центральной Вавилонии: он начинается в Исине, далее идёт на север (Киш и Кута), направляется на запад (Борсиппа), затем на юг (Дильбат) и возвращается в район Исина (Кеш). В третьем блоке сгруппированы города, расположенные вдоль Тигра и перечисленные снизу вверх по течению: он начинается в Лагаше-Гирсу, проходит через Забаламruen, Каркарruen, Адаб и Машкан-шапир и заканчивается в Мальгиуме. В четвёртую группу объединены самые поздние завоевания Хаммурапи: Мари и Туттуль, Эшнунна и Аккаде и, наконец, Ашшур и Ниневия. Некоторые важные города в прологе отсутствуют (например, Казаллу - по всей видимости потому, что Хаммурапи не пожелал упоминать имя города, который поднял против него мятеж незадолго до создания Законов).

Эпилог Законов содержит пропагандистские реляции по поводу мудрости Хаммурапи, а также оправдывает его действия волей богов. При помощи богов Хаммурапи желает сохранить вечное существование своих Законов от посягательства не только подданных, но и своих преемников на престоле. Тем преемникам, которые будут «почтительны» к его законодательству, Хаммурапи обещает поддержку богов, но тем, которые осмелятся что-либо исказить в Законах, он грозит страшными проклятиями, причём под проклятие подводится не только возможный преемник-царь, но и всякое другое лицо: «будь он царь или эн, или энси, или просто человек, называемый по имени». Сам Хаммурапи называет себя в эпилоге «справедливым царём» и повторяет формулу, упоминаемую в прологе, - «дабы сильный слабого не притеснял, дабы сироте и вдове была оказываема справедливость»; категория «справедливость» (mīšarum) встречается и в других правовых памятниках Месопотамии. Бедствия, перечисленные в эпилоге, не ограничиваются только царём: преступления влекут за собой проклятия общественного характера, выходящие за границы личности монарха - голод, нужду, смуту, мятеж и т. д. Таким образом, приведённая санкция Законов устанавливает своеобразную круговую поруку за их неприкосновенность: в царе совмещается весь народ, и весь народ отвечает за своего царя.





Первый раздел Законов Хаммурапи исчерпывающим образом устанавливает принципы отправления правосудия, то есть применения тех норм, которые изложены в дальнейшем тексте Законов. Эта группа законоположений начинается с установления наказаний за ложные обвинения в убийстве и чародействе. Здесь законодатель впервые провозглашает основной принцип наказания - принцип талиона, который в дальнейшем последовательно проводится через весь текст Законов. За обвинение в убийстве, хотя бы только не доказанное (а не прямо разоблаченное в своей ложности) полагается смертная казнь (§ 1). За ложное обвинение в чародействе обвинителю грозит потеря дома и смерть; если такое обвинение доказано, то обвинитель может забрать себе дом обвинённого (§ 2).

Смысл первых двух параграфов остаётся во многом неясным. Убийства в среде свободных вавилонян происходили очень редко, каждый такой случай становился сенсацией, а решение по такому делу веками переписывалось и изучалось в школах. На этом основании некоторые исследователи полагают, что § 1 Законов Хаммурапи трактует не о простых убийствах, практики по которым было крайне мало, а о причинении смерти чародейством; отсюда следует, что первые два параграфа касаются одного и того же вопроса. Дошедшие до нас записи заклинаний против колдовства позволяют сделать вывод о том, что обитатели древней Месопотамии испытывали постоянный страх перед колдунами. Таким образом, вполне возможно, что параграфы 1 и 2 карают недоказанные обвинения в различных видах магического воздействия (причинившего или не причинившего смерть), поскольку случаи таких обвинений с учётом менталитета вавилонян могли быть весьма нередки. Однако сохранившаяся судебная практика по делам, предусмотренными этими параграфами, весьма скудна, вследствие чего какие-либо выводы о соотношении теории и практики остаются невозможными.

В § 2 обнаруживается один из немногих случаев, когда законодатель устанавливает также процедуру расследования дела. Общий принцип, которым руководствуется законодатель, таков: если по самой своей сущности обвинение не может быть подтверждено свидетельскими показаниями или документально, надлежит прибегать к ордалиям - «божьему суду». Последний может заключаться либо в клятве во имя богов (и царя), либо, в более серьёзных случаях, в испытании водой - допрашиваемый погружался в реку, и если он тонул, то считалось, что бог реки покарал виновного; если же ему удавалось продержаться в воде, он считался оправданным (точного описания процедуры ордалии не сохранилось). Принципиальной разницы между этими двумя видами «божьего суда» не было: древние верили, что клятвопреступника ожидает неминуемая кара богов, при водной же ордалии эта кара должна была последовать незамедлительно и заключаться в смерти преступника. Ввиду особой опасности чародейства обвиняемый должен был оправдываться посредством ордалии; для всех остальных случаев законодатель руководствуется вполне современным процессуальным принципом - обвинение должно быть доказано самим обвинителем, а сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Какие-либо сведения о существовании в Вавилоне розыскного процесса (включая пытки) отсутствуют; в отношении рабов пытки, по-видимому, считались допустимыми, но для этого требовалось согласие их хозяев.

Помимо ложных обвинений законодатель карает и лжесвидетельство. Если свидетель дал показания по делу, угрожающему смертной казнью, но «слова сказанного не подтвердил», то он подлежит смерти (§ 3). По делам о «зерне или деньгах» свидетель, давший не доказанные им показания, несёт то́ наказание, которое грозило обвиняемому (§ 4).

Согласно § 5 судья, изменивший собственный судебный акт, отрешался от должности и должен был двенадцатикратно возместить потерпевшему сумму иска, которая предъявлена по данному делу. Данная норма традиционно толковалась как наказание судьи, изменившего своё решение за взятку; однако в настоящее время считается, что § 5 устанавливает принцип non bis in idem (с лат. - «не дважды за одно и то же»), то есть не допускает повторного рассмотрения дела тем же судом по тем же основаниям. Из текста этой нормы также следует, что решение суда вступало в силу немедленно после того, как суд решил дело и выдал «документ с печатью».

Сохранившиеся вавилонские документы, освещающие судебный процесс, показывают, что отличительными чертами судопроизводства были состязательность и устность. Равноправные стороны выступали перед судьями, которые выслушивали их устные заявления и показания, а также показания свидетелей, знакомились с документами, прибегали в случае надобности к «божьему суду» и, наконец, объявляли своё решение. Состязательность и частный характер процесса выражались и в том, что даже явку ответчика в суд должен был обеспечить сам истец, в том числе прибегая к силе. Ход судебного разбирательства не протоколировался, а решение или приговор объявлялись устно; упоминаемый в § 5 «документ с печатью», изготовляемый судом, был, скорее всего, не привившимся нововведением. Судебная инстанция во всех случаях существовала только одна - городской, храмовый или царский суд; последний осуществлялся царскими судьями (аккад. dayyānum), которые рассматривали дела коллегиально. В тех случаях, когда по ходу дела обнаруживалась необходимость в «божьем суде», дело передавалось в храм, где и решалось по существу. Решение суда было во всех случаях окончательным и не подлежало обжалованию: распространённое представление о царе Вавилона как о «верховном судье», к которому можно было апеллировать, не подтверждается текстами. Если царь и выступал в роли судьи, то весьма редко и в исключительных случаях; однако он имел право помилования, по крайней мере, в отношении некоторых категорий осуждённых (§129).

Кудиа (Гудея) (шумерский царь) правил 2124 г. до н.э.





Что нам сегодня известно о происхождении Гудеев (Кути), загадочного народа Загросских Гор, который не имел письменных источников и не оставил сведений о своем прошлом?

Провинция Иудея (Гудея) в свете событий, связанных с распадом Аккадской империи
Прорыв в археологии: огромное открытие указывает на причины падения империи Ближнего Востока Месопотамии.

Исследователи думают, что они могут понять, почему империя рухнула
УЧЕНЫЕ наткнулись на то, что смогло ответить на загадочный и внезапный крах могущественной Месопотамской империи около 4000 лет назад.

Месопотамия была огромной империей, которая охватывала большую часть Ближнего Востока, включая современный Ирак, Кувейт, восточную Сирию, юго-восточную Турцию и приграничные регионы. Месопотамия, обосновавшаяся на плодородных землях в пределах Тигира и Евфрата, внезапно рухнула за относительно короткий период времени, исчезнув из внимания ученых и исследователей на протяжении веков.

Теперь, однако, результаты исследования могут указывать на потенциальный ответ: Месопотамию охватила гигантская пыльная буря, с которой империя не смогла справиться, что привело к невозможности выращивания сельскохозяйственных культур, голода и массовых социальных потрясений.

Д-р Tsuyoshi Watanabe из Университета Хоккайдо, участвующий в исследовании, сказал в своем заявлении: «Хотя официальным признаком распада Аккадской империи является вторжение в Месопотамию других популяций, наши образцы окаменелостей являются окнами во времени, показывающими, что изменения климата внесли значительный вклад в упадок империи».

Резюме исследования рассказывает о том, как исследователи изучили шесть 4 100-летних окаменелостей Porites из Оманского залива, которые сигнализировали о «продолжительном зимнем шамальном сезоне с частыми шамальными днями».

Доктор Ватанабе и его команда сравнили древние окаменелости кораллов с современными образцами кораллов, наряду с метеорологической информацией.

Исходя из этого, они обнаружили, что древний коралл содержал свидетельства сильных ветров, обычно связанных с сильными пыльными бурями.

В заявлении говорится: «Данные до и после обрушения, кроме того, сопоставимы с современными данными о кораллах, показывая, что засухи были бы внезапными и интенсивными.

«Это, вероятно, вызвало сбои в сельском хозяйстве в Месопотамии и способствовало распаду Аккадской империи, поскольку этот регион зависит от зимних осадков».

Считается также, что в преддверии бури внутренние боевые действия могли способствовать развалу империи.

Возможно что это событие отображается в библейской легенде о погибшем народе Евера (Худа или Иуды), евреев или племени Ād, проживавшем на территории Омана, в связи с чем оно двинулось на север, в сторону земли, которая позднее стала соседкой Израиля - Иудеей. По преданию их оазис Ирам был разрушен по воле Аллахa. Говорится, что «ветром шумящим», бушевавшим семь ночей и восемь дней, был стерт с лица земли город Ирам и что пески поглотили земли его народа.

Данные события спровоцировали несколько волн миграций из зоны запустынивания в пригодные для жизни соседние регионы. Возможно что гудеи или племя доисламского Пророка Худа переселилась в этот период после падения Аккадской империи в соседний Загрос и сформировали с местными племенами союз племен, который вылился в новое завоевание гудеями Аккада.

Ранее регион заселялся еще одним аравийским племенем - потомками Раамы (Бытие 10: 7). Его потомки упоминаются в Исаии 21:13, Иезекииль 25:13 и Иезекииль 27:15. Вероятно, они поселились среди сыновей Куша, на северо-западном побережье нынешнего Персидского залива.
Цилиндры царя Шумера Гудеа - это пара терракотовых цилиндров, датируемая примерно 2125 годом до нашей эры, на которых клинописью написан шумерский миф под названием «Строительство храма Нингирсу». Цилиндры были изготовлены Гудеа, правителем Лагаша, и были найдены в 1877 году во время раскопок в Телло (древний Гирсу), Ирак, и сейчас выставлены в Лувре в Париже, Франция. Это самые большие клинописные цилиндры, которые когда-либо были обнаружены, и они содержат самый длинный известный текст, написанный на шумерском языке.

Гудеа (шумерский: 𒅗𒌤𒀀, Gu3-de2-a) был правителем (энси) государства Лагаш в Южной Месопотамии, который правил ок. 2144-2124 гг. До н. Э. Вероятно, он был не из города, а женился на Ниналле, дочери правителя Лагаша Ур-Бабы (2164-2144 гг. До н.э.), и таким образом получил доступ в царский дом Лагаша. Ему наследовал его сын Ур-Нингирсу. Гудеа правил в то время, когда центром Шумера правила династия Кутиев, а на севере в Мари правил Иштуп-Илум. При Гудеа у Лагаша был золотой век, и казалось, что он обладал высокой степенью независимости от кутиев.

В надписях упоминаются храмы, построенные Гудеа в Уре, Ниппуре, Адабе, Уруке и Бад-Тибире. Это свидетельствует о растущем влиянии Гудеа в Шумере. Его предшественник, Урбаба, уже сделал свою дочь Энанепаду верховной жрицей Нанны в Уре, что также указывает на большую политическую власть. Все 20 лет его правления известны по именам; Главный военный подвиг, по-видимому, произошел в его шестом классе, который называется «Годом, когда Аньшань был поражен оружием».
Гудеа Энси Лагашки, «Гудеа, губернатор Лагаша», в надписи.

Цилиндрическая печать Гудеа гласит: «Гудеа, патеси Лагаша; Лугал-ме, писец, раб твой».
Гудеа выбрал титул énsi (король города или губернатор), а не более возвышенный lugal (аккадский шаррум), хотя и назвал себя «богом Лагаша». Гудеа утверждал, что завоевал Элам и Аншан, но его надписи подчеркивают строительство ирригационных каналов и храмов, а также создание драгоценных даров богам. Материалы для его зданий и статуй были привезены из всех частей Западной Азии: кедровое дерево из гор Аманус, добытые камни из Ливана, медь из северной Аравии, золото и драгоценные камни из пустыни между Ханааном и Египтом, диорит из Магана (Оман) , и древесина из Дилмун (Бахрейн).

Гути (/ ˈɡuːti /) или кути, также известные по производным экзонимам кутианцы или гутейцы, в древние времена были кочевым народом Западной Азии, живущим вокруг гор Загрос (современный Иран). Их родина была известна как Гутиум (шумерский: 𒄖𒌅𒌝𒆠, Гу-ту-умки или 𒄖𒋾𒌝𒆠, Гу-ти-умки).

Конфликт между людьми из Гутиума и Аккадской империи был связан с крахом империи в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Впоследствии Гути захватили южную Месопотамию и сформировали Шумерскую династию кутиев. Список шумерских царей предполагает, что гути правили Шумером в течение нескольких поколений после падения Аккадской империи.

К 1-му тысячелетию до нашей эры использование имени Гутиум народами низменной Месопотамии распространилось на всю западную Мидию, между Загросом и Тигром. Различные племена и места к востоку и северо-востоку часто назывались гутианами или гутиями. Например, в ассирийских царских летописях термин кутиане используется по отношению к населению, которое, как известно, было мидянами или маннеями. Еще во времена правления Кира Великого в Персии знаменитый полководец Губару (Гобрий) был назван «правителем Гутиума».

Мало что известно о происхождении, материальной культуре или языке гути, поскольку современные источники предоставляют мало деталей, и никакие артефакты не были идентифицированы. Поскольку в кутийском языке отсутствует текстовый корпус, за исключением некоторых имен собственных, его сходство с другими языками невозможно проверить. Имена кутийско-шумерских царей предполагают, что этот язык не был тесно связан ни с одним из языков региона, включая шумерский, аккадский, хурритский, хеттский и эламский.

У. Б. Хеннинг предположил, что различные окончания имен царей напоминают окончание падежа в тохарских языках, ветви индоевропейского языка, известной из текстов, найденных в бассейне Тарим (на северо-западе современного Китая), датируемых 6-8 веками до нашей эры. что делает кутиан самым ранним задокументированным индоевропейским языком. Он также предположил, что впоследствии они перебрались в Тарим. Гамкрелидзе и Иванов изучили предложение Хеннинга, как возможное поддержание их предложения о создании индоевропейского урхеймата на Ближнем Востоке. Однако большинство ученых отвергают попытку соединить две группы языков, кутийский и тохарский, разделенных более чем двумя тысячелетиями. Подобное происхождение, согласно последним данным, могли иметь гуны Кушанской Империи в Бактрии и Афганистане. Недавние исследования предполагают также связь шумеро-эламитских языков Южного Загроса и их происхождение от протодравидийского языка Пакистана, Афганистана и Индии.

Поскольку кутиан, по-видимому, был неписаным языком, для получения информации о кути ученые должны полагаться на внешние источники - часто очень предвзятые тексты, составленные их врагами. Например, шумерские источники обычно изображают гути как «несчастных», варварских и хищных людей из гор - по-видимому, центрального Загроса к востоку от Вавилона и к северу от Элама. Период правления династии Кутиев в Шумере изображается хаотичным.

Первоначально, согласно шумерскому списку царей, «в Гутиуме ... ни один царь не был знаменит; они были своими собственными царями и правили таким образом три [или пять] лет». Это может указывать на то, что правление кутиев менялось между племенами / кланами или внутри олигархической элиты.

Гути появляются в текстах из древневавилонских копий надписей, приписываемых Лугал-Анне-Мунду (примерно 25 век до н.э.) из Адаба как среди народов, дающих его империи дань. Эти надписи помещают их между Субарту на севере и Мархаше и Эламом на юге. Это было видное кочевое племя, жившее в горах Загрос во времена Аккадской империи.

Саргон Великий (годы правления около 2340 - 2284 гг. До н.э.) также упоминает их среди своих подчиненных земель, перечисляя их между Луллуби, Арманумом и Аккадом на севере; Никку и Дер на юге. Согласно одной стеле, Нарам-Син из армии Аккада из 360 000 солдат победил царя кутиев Гулаана, несмотря на то, что 90 000 были убиты кутианами.

Нарам-Син (царь Аккада), правление 2209 г. до н.э.



Нарам-Суэн (также Нарам-Син Аккадский) - царь Аккаде, царь Аккада и Шумера, «царь четырёх стран света», правил приблизительно в 2237 - 2200 годах до н. э., из династии Аккаде.

Согласно более поздней вавилонской хроники, он - сын Саргона; ниппурский список называет его сыном Маништушу, что более вероятно. В более поздней традиции он затмил двух своих предшественников Римуша и Маништушу и поэтому считался не внуком, а сыном Саргона. К тому же легенды часто путают деяния Саргона и Нарам-Суэна, и одни и те же подвиги приписывают, то Саргону, то Нарам-Суэну.

В эпической кутеанской легенде о Нарам-Сине говорится, что Гутиум находится среди земель, на которые совершил набег Аннубанини из Лулуба во время правления Нарам-Сина (около 2254-2218 гг.до н.э.). Современные названия года Шар-кали-шарри Аккада указывают на то, что в один неизвестный год своего правления Шар-кали-шарри захватил Шарлага, царя Гутиума, а в другом году «иго было наложено на Гутиум».

Когда аккадцы пришли в упадок, гутианцы начали кампанию, которая длилась десятилетия, и совершала набеги на Месопотамию. Их набеги подорвали экономику Шумера. Путешествовать стало небезопасно, как и работа в поле, что привело к голоду. Гутиане в конечном итоге захватили Аккад, и, как сообщает нам Король Лист, их армия также подчинила Уруку гегемонию Шумера примерно в 2147-2050 годах до нашей эры. Однако кажется, что автономные правители вскоре снова возникли в ряде городов-государств, особенно в Гудеа из Лагаша.

Гутиане, кажется, также ненадолго наводнили Элам примерно в то же время, ближе к концу правления Кутик-Иншушинака (около 2100 г. до н.э.). На статуе кутийского царя Эрридупизира в Ниппуре надпись имитирует его аккадских предшественников, называя его «царем». Гутиума, Короля Четырех Четвертей ".



Статуя Ур-Нингирсу, сына Гудеаки. 2080 г. до н.э. География: Месопотамия, Ирак, вероятно, из Гирсу
Previous post
Up