Январь 2020 года был не сильно щедр на хорошие триллеры, но тут, без сомнения, попал в самую точку.
«Идеальная няня» - психологический хоррор-триллер, снятый француженкой Люси Борлето по одноименному роману-бестселлеру Лейлы Слимани о парижской Мэри Поппинс с небольшим секретиком.
Не ждите шокирующих и напряженных сцен в первые минуты фильма. Нас ждет совершенно типичное начало истории: супруги, живущие в престижном районе Парижа, ищут няню, чтобы жена смогла выйти из декрета на любимую работу. После мучительных собеседований пара останавливается на безупречной кандидатуре: Луиза опытна, собрана и прекрасно ладит с детьми.
И вот когда камера вплывает вслед за няней в квартиру... Вот тут начинается настоящий триллер. Ведь что-то неправильное и противоественное скрывается за идеальной осанкой этой чопорно-заботливой няни.
Карин Виар, исполнившая главную и самую сложную в психологическом плане роль, рассказывает о своей героине - няне Луизе:
«Я играю сложную, мрачную роль, отягощенную безумием и жестокостью. <...> Мы не знаем, кто она (Луиза). Я придумывала для себя какие-то факты из ее биографии - о чем она мечтала, что могла упустить в жизни, с кем прежде работала, как панически боялась спуска по социальной лестнице. Ее беда в том, что всякий раз, когда она уходила из очередной семьи или семья отказываалась от ее услуг, она возвращалась к тому, с чего начинала. Страх поработил ее.»
Но кроется ли проблема лишь в няне, которая балансирует на тонкой грани между идеальностью и безумием? Что насчет родителей, что пустили в свой дом чудовище?
В интервью с Лейлой Бехти, которая исполнила роль мамы двух малышей, можно попробовать рассмотреть другую сторону этого непростого конфликта и найти еще один ответ на извечный вопрос «Кто виноват?»:
«Мириам (мать) понимает, что ей необходимо возвращаться к работе. Она долго всецело посвящала себя заботе о детях и дошла до того момента, когда ей нужно поговорить о чем-то еще кроме подгузников и бутылочек, нужно начать жить с детьми по-другому. Кроме того, она хочет восстановить отношения с мужем. Ее жажда свободы настолько осязаема, что она отказывается прислушаться к голосу интуиции. Мириам чувствует, что с Луизой что-то не так, но все же не готова расстаться с ней. Для меня Мириам олицетворяет многих современных женщин, которые пытаются балансировать между работой и домом. Это бесконечная тема, потому что все слишком сложно.»
Таким образом фильм поднимает не только тему собственной безопасности, отсутствия адекватной социальной поддержки для психически больных людей, но еще и наболевшую тему феминизма, когда женщины пытаются совместить домашний уют и карьеру.
Кстати, если соберетесь смотреть этот фильм, обязательно обратите внимание на саундреки. Помимо Перселла и Дебюсси, в фильме звучит оригинальная музыка Бертрана Мандико. Он вместе с режиссером фильма долго работали над композициями, чтобы добиться нужного эффекта:
«Это похоже на какой-то тончайший гобелен, вышитый колдуньями».
Люси Борлето
Нашла забавный мем про этот фильм (после таких картин юмор нужен как никогда):
После фильма хочется отметить пару простых жизненных выводов:
- всегда отказывать в найме всем, кто навлекает на себя хоть малейшее подозрение. Нетипичные жесты, фразы, семейные проблемы, странные замечания от окружающих или от самих детей должны быть первым и последним сигналом к увольнению;
- если собираетесь впускать в свой дом постороннего человека, создавайте безопасное пространство - подключайте камеры, давайте детям невредные гаджеты, которые помогут отследить их местоположение и подать сигнал о помощи, если это не дай Бог понадобится.
Фильм советую для людей с крепкими нервами, ведь французы умеют сначала навести эстетики, а потом залить все кровищей. Будьте готовы ко всему.
Похожие фильмы:
«Материнский инстринкт» «Амбивалентность»