«Не вздрагивайте. Не краснейте. Давайте допустим в своем узком кругу, что такие вещи иногда случаются. Иногда женщинам нравятся женщины».
- Вирджиния Вульф
Синопсис: История любовного романа между двумя британскими писательницами - замкнутой Вирджинией Вульф и цветущей Витой Сэквилл-Уэст. Запретная, интимная и громкая связь двух женщин стала камнем преткновения в личной жизни каждой из них и вместе с тем одарила их творческим подъемом.
Именно во время этой связи, истощенная своим романом «На маяк!», Вульф приступила к следующему шедевру. Эту следующую книгу многие считают лучшей у писательницы, просто потому что читается она легче и понятнее всего. Этот модернисткий роман был впечатляюще экранизирован Салли Портер в 1992 году. И главную роль таинственного человека по имени Орландо - гермафродита, путешествующего во времени более 300 лет, - исполнила неземная актриса Тильда Суинтон.
Это сочетание мужского, женского и, безусловно, творческого начала в одном человеке Вирджиния нашла в своей подруге и возлюбленной Вите Сэквилл-Уэст.
Вита Сэквилл-Уэст в исполнении Джеммы Артертон
В фильме зрителей не ждет ничего развратного или откровенно шокирующего. Нет. Эта вроде бы страстная и запретная любовь выглядит как одновременно единственный выход из кризиса и лучшее лекарство от болезни.
Кстати, стоит отметить, что, если для современников большим успехом пользовались романы Виты, то для потомков более ценны сложные, написанные сплошным потоком мыслей и слов романы Вирджинии. И фильме показано, как - именно благодаря огню и страсти Виты - Вульф смогла «проснуться», раскрыть неизведанные стороны своего тела, своего ума, своей жизни.
Признаться честно, мужчины в фильме выглядят максимально подавленно и бледно, так что даже не возникает вопросов, почему сердца двух практически совершенных женщин потянулись друг к другу. Конечно, мужья и друзья-мужчины благородны, всегда готовы поддержать, но они не пылают - ни страстью, ни творчеством, ни красотой. В фильме Чании Баттон связь двух женщин выглядит возвышенно, будто паряще над всем приземленным и смертным.
«Влияние Виты на Вирджинию содержится в романе „Орландо“, который является самым длинным и очаровательным любовным письмом в литературе, в нём она исследует Виту, вплетает её в века, бросает её из одного пола в другой, играет с ней, одевает её в меха, кружева и изумруды, дразнит её, заигрывает с ней и создаёт капли тумана вокруг неё», - по воспоминаниям сына Виты Сэквилл-Уэст.
Экранизация романа "Орландо" с Тильдой Суинтон
Моя оценка 7 из 10, фильм «Вита и Вирджиния» идеально подойдет для ценителей изящного кино о литературе, феминисткам (и феминистам) и для любителей костюмных драм. Лично мне чуть не хватило цвета, но в остальном эта неспешная, чуть прозрачная картина сумела произвести на меня впечатление.