На днях с мамой побывали в Пионере на премьере "Отмороженного карпа", плюс еще и удачно попали на встречу-обсуждение с режиссером фильма Владимиром Коттом.
Не пугайтесь даты (98 год) - это всего лишь обработка под ретро.
Сюжет интересен тем, что каждый его интерпретирует абсолютно по-своему.
Вкратце звучит это так: есть мама (Неёлова), обожающая своего сына (Миронов). Есть успешный сын, живущий в большом городе и не навещающий маму уже 5 лет. Мама узнает, что смертельно больна и умереть может в любой момент. Вместе того, чтобы расстраиваться, она берет свои заначки и отправляется упаковывать себя в последний путь - все втихую от сына, чтобы не отвлекать того от важных дел.
Колорит картины составляет соседка и лучшая подруга, любящая крепкое словцо, бабка Люда (несравненная Алиса Фрейндлих), а также безумно талантливые соц.работники: ЗАГСа, морга, больницы. Но особенно ЗАГСа.
Мне кажется, очень легко потеряться на фоне двух великих актрис. Однако ни один персонаж не выветривается из памяти, все они достойно отыграли свои партии, не перебив основной мотив. По поводу мотива - здесь очень важно помнить, что, даже по заявлению режиссера, фильм ориентирован на аудиторию 35+. Потому что мнения по поводу трактовки смысла абсолютно полярны. Мое мнение (22 года), что нечестно так ограждать детей от своих проблем и своей жизни, нечестно скрывать трудности, болезни, лишать шанса поболтать, побыть рядом, исправиться. Мама же полностью одобрила поступок главной героини - уйти, не потревожив сына.
И вот вопрос - кто прав? Я считаю, что я права. Эгоистично решать за взрослого человека, что он может вынести, а что нет. Он ведь тоже потом будет мучиться, и хотя бы по отношению к нему - это неправильно.
Побеседовав с Коттом, я осталась немного в недоумении. Спросив его про то, каково работать с Мироновым (потому что основная масса вопросов была про Фрейндлих и Неёлову: "Фрейндлих 83 года, курит как паровоз, носится по сцене и вечером под водочку травит байки про старину на пару с Неёловой"), мне ответили:
"Евгений Миронов в работе киборг. Отрабатывал все сцены великолепно. Но я пытался загасить Женю, чтобы его образ не был таким выпуклым".
Не удалось ему загасить Женю, на самом-то деле. Потому что Миронова никто и ничто не затмит, даже карп. Он (Миронов) в этом фильме олицетворяет собой все наше (молодое) поколение - потерянное для родителей, пустое, звонкое, еще с надеждами, но уже такое бесконечно злое и печальное. И всех нас любят - ни за что, просто потому, что мы - это мы. А мы этого совсем не заслуживаем.
Но уйдем немного от философии - Евгений Миронов еще и потому гений, что я бы даже поверить не могла, что в моем любимом "Синдроме Петрушки" и "Карпе" играет один и тот же человек. Поразительное перевоплощение, "вживление" в роль. И очень жаль, что эти фильмы известны лишь узкому кругу людей.
Если пойдете смотреть этот фильм (а я очень на это надеюсь, ведь его премьеру ТИХО! отодвинули, чтобы дать дорогу "Движению вверх" и, естественно, это не пошло прокату на пользу), берите с собой детей и родителей. Лучше его смотреть вместе. Это по-настоящему семейный фильм с родными и талантливыми актерами.
Расскажу историю "от Котта" напоследок, которая произошла во время съемок. Когда Миронов, Фрейндлих и Неёлова ехали на локацию, Евгений Витальевич попросил остановиться возле магазинчика (съемки проходили в маленьком городе Сясьстрой, в Ленинградской области), который выглядел как исторический образец ларечков времен СССР. Так вот, заходят в этот ларечек Евгений Миронов, Алиса Фрейндлих и Марина Неёлова и покупают водичку. Продавщица тихо шепчет: "Вот теперь и умереть не жалко" (вторая трактовка от мамы: "Вот теперь жизнь прожита не зря", - не знаю, кто прав, пишу по памяти:)). Исключительно везучая женщина из города Сясьстрой!