Dec 09, 2013 15:59
Работа арт-терапевта выполняет функцию формообразования. Так, одна из основательниц арт-терапии Эдит Крамер "помогала детям находить форму в бесформенном материале, таким образом, они "лепили" и "перелепливали" себя. "Формообразование - это высокодифференцированная эго-функция, она предъявляет высокие требования к физической, психической и душевной энергии ребенка".
"Арт-терапия основана на понимании того, что искусство целительно в самом широком смысле этого слова. В основе арт-терапии - творческий акт, который обогащает внутренний мир... Диагностическая оценка картины имеет второстепенное значение.
Глубоко травмированный ребенок пребывает в изоляции, пустоте и страхе. Он научился нападать и спасаться бегством, однако он мало знает о себе и других. Искусство помогает дезориентированному, забитому ребенку обнаружить себя и мир вокруг себя - оно становится его новым языком...; областью символического проживания жизни, в которой конфликт может быть пережит и углублен....Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные нарушения. Она может мобилизовать и развить внутренние ресурсы, уменьшить ужас одиночества и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и реабилитации".
"Франц Чижек не был психоаналитиком, он был практикующим учителем рисоавания. Как практик, он требовал детской спонтанности: "Покажите мне сегодня вашу душу!" - и в ответ на призыв учителя старшеклассники воспроизводили такие картины неосознанных чувств, что их тотчас записывали на консультацию к психоаналитику. Как преподаватель искусства, он обращал внимание на ритм и цветоформы, передающие душевное состояние ребенка.
Педагогика Чижека обладала лечебным свойством. С одной стороны, он предоставил ученикам возможность открытого самовыражения, а с другой - помогал анализировать ими же созданные спонтанные формы и через это понимать и принимать себя.
"Мой метод свободен от всякого давления, у меня нет заготовленного плана работы, мы с детьми идем от простого к сложному, ученики могут делать все, что пожелают, все, что находится в сфере их внутренних устремлений".
В программе Франца Чижека первым пунктом значилось "расположение к ребенку".
...в основе любого творческого акта лежит случай. Случайное, неожиданное для самого автора произведение и есть настоящее чудо творчества. Чижек отдавал предпочтение абстрактному искусству, спонтанности, прямому выражению эмоций. Воображение рисует образ дикого сада, где деревья благодаря послушной природе щедро плодоносят, не размышляя ни о виде, ни о форме своих плодов. Однако чтобы сад плодоносил, ему нужен уход. Но какой? Аккуратный, вдумчивый или агрессивный?"
Эдит Крамер "Арт-терапия с детьми"
Арт-терапия