Сегодня я хочу рассказать про особый вид активности для детей, который называется Sommerskolen (в переводе - "летняя школа").
Небольшое предисловие. В начале весны ребенок принес из школы красивую красочную брошюру и со словами "вот, учительница сказала, что будет полезно" вручила ее мне. Начала разбираться. Выяснила, что это особый вид активности для детей на период летних каникул, что-то вроде летнего лагеря, но с рядом отличий.
Например, каждый курс длится всего пять дней - от понедельника до пятницы. И всего четыре недели в течении лета: две после окончания учебы и две перед нового учебного года. Какое-то количество баз в городе - школ, где будут проходить все активности. И самое главное - это бесплатно, но, поскольку желающих много, места распределяются посредством лотереи.
Курсы различные - от изучения иностранных языков до походов на целый день на природу. Можно пробовать свои силы в программировании, математике, журналистике, естественных науках. Вот, например, описание курса: "Съедобный предмет" для 5-7 классов: "Мы взвешиваем, измеряем, изучаем и пробуем. Изучаем, откуда берутся продукты и как они готовятся. Каждый день мы готовим блюда разных континентов и узнаем как пища влияет на наше окружающую среду и наше здоровье." Или "Летняя редакция - сделай газету" для 3-4 классов: "О чем ты любишь читать в газетах? Присоединяйся к нашей редакции - ты станешь журналистом и сможешь наполнить школьную газету новостями, которае считаешь класными. Мы интервьируем людей, фотографируем и пишем новости для нашей собственной газеты."
В обшем, идея мне ооочень понравилась. "Тоня, - говорю, - это ж так здорово, ты сможешь общаться с самыми настоящими норвежскими детьми! Какая хорошая практика перед новой школой!" Надо сказать, что норвежский она учила хоть и у нейтивов, но в классе с иностранцами. То есть, у всех детей в классе был примерно однаковый словарный запас, и при общении друг с другом они его ну никак не расширяли.
Ребенок мой взгруснул - потому что страшно, и учебный год растянется до неприличия - но все-таки согласилась. Мы обсудили, какие курсы будут ей интересны, и я пошла записываться.
Запись осуществляется через сайт. Я выбрала желаемые курсы - аж пять штук,- расставила на них приоритеты, отослала. В этом годы соммерьскуле предлагала новинку - интенсивный норвежский для понаехавших, изучающих язык не менее года. На него была отдельная запись, решили попробовать и туда.
Через некоторое время нам пришли результаты лотереи. Мы получили место в группе норвежского интенсива на первой неделе каникул, а также место в школе поблизости на второй неделе. Стали ждать.
Ближе к окончанию учебного года ( а закончился он в этом году 19 июня) дома у нас разгорелись нешуточные страсти) Девочка и сердилась - ну вот, еще две недели в школу ходить, а я в Украину хочу-у-у, и боялась - а вдруг я ничего понимать не буду... Успокаивала как могла: ты сначала попрактикуешь норвежский на интенсиве, а потом в обычной школе тебе легче будет, и вообще это пять плюс пять, а всего десять дней, не так и много; а вспомни свой первый учебный день в Норвегии, ты же говорила только "привет", да и то с разговорником)))
В поонедельник первой недели девочку отвозил муж, поэтому я была избавлена от утреннего нытья. Как потом оказалось, учительница ей понравилась, на уроках было интересно, и в общем все неплохо, правда, подружиться ни с кем особо не удалось. В первый же день, ага :-) Зато выяснили, что язык она знает на неплохом уровне - в этой группе, по крайней мере, и активна на занятиях. В конце недели при вручении дипломов учительница назвала ее "девочка-проффесор из Украины")
Чем занимались дети на языковом интенсиве:
- рассказывали про свою страну
- изучали различные литературные жанры
- читали стихи
- сочиняли стихи
- читали сказки
- участвовали в викторинах и дебатах
- каждый день ходили в бассейн
Утро следующего понедельника заставило понервничать - мы первый раз шли в норвежский коллектив. Отводили Тоню мы с Максимкой - потому что рядом, можно и с коляской прогуляться - и, поверьте, это был полный вынос моего мозга! Она хныкала, ныла, предлагала вернуться, пряталась у меня за спиной - а девушка уже выше меня ростом, представьте, как это выглядело. Я за те полчаса, пока собирали группу, растратила свои моральные ресурсы на неделю вперед.
Но настаивала я не зря - ей понравилось! Во-первых, в группе была девочка, которая говорит по-русски. Родители Айши из Чечни, сама она родилась в Норвегии. Айша взяла Тоню под опеку, познакомила еще с двумя девочками, они везде ходили квартетом. Во-вторых, Тоня понимала почти все, что говорят дети и учителя. Делала все задания - как могла, конечно, но все-таки. Говорит, ей было намного легче, чем в группе с иностранцами, и что она многому от них научилась. Во-третьих, ей больше понравилось в бассейне, поскольку все было очень грамотно организовано - детей разделили на группы разных уровней, и никто никому не мешал.
Курс назывался "Смешно-весело" (это мой грубый перевод), описание к нему следующее: "Знал ли ты, что сердце бьется быстрее и на лице работают 15 различных мышц, когда ты смеешься? Присоединяйся к веселой неделе, где мы будем читать смешные книги и комиксы, рассказывать шутки, писать свои истории. Мы посетим библиотеку. Ты получишь 45 мин плаванья каждый день"
Чем они там занимались:
- рассказывали шутки
- писали стишки
- придумывали и рисовали комиксы
- писали сказки
- смотрели мультик
- ездили в библиотеку. Им сделали что-то вроде квеста, потом читали сказку. (Здешние библиотеки достойны отдельного поста, надо будет заняться)
- плавали каждый день.
Я абсолютно не жалею, что настояла и сократила ребенку каникулы. Мы преодолели психологический барьер, и еще как преодолели! Тоня каждое утро бежала в школу вприпрыжку, после уроков ходила тихая - перестраивалась обратно на украинский, а конце недели грустила, что все так быстро закончилось. Теперь в новую школу идти не страшно :-)
Вот еще красивое видео о летней школе. По-норвежски, но основной посыл понятен.
Click to view
Эх, и почему нету ничего такого для взрослых? Чтобы так же интересно и за бесплатно? :-)