Февраль. Солнечный ветреный день, располагающий к кайтингу. Условно мягкий снежок на Шарташе... Казалось бы, при чём тут медведи, о которых наперебой расспрашивают меня Саша с Серёгой? Особо интересует их опыт личного общения с этими зверьми. Убедившись в скромности оного, ребята заметно расстраиваются. Во дела. Нет бы за меня порадоваться. И всё-таки, при чём тут медведи? Оказалось, я опять всё пропустила: народ собирается в поход по Сахалину и Курильским островам. Мало того, намечается уже две группы, ибо единого мнения о наиболее интересном острове как-то не случилось. Меня зовут в ту, что нацелилась на Итуруп. Что ж, Итуруп, так Итуруп: всё равно я лишь смутно представляю, где сие находится. Уже вечером выяснилось, что и в той группе про меня не забыли, просто Аня искренне считала: про планируемое безобразие я знаю, но не горю желанием в нём участвовать. Без особой надежды попытавшись переманить её к нам, получила в качестве агрумента железное «я уже пообещала» и встречное предложение, от которого отбилась ровно тем же. Вот и поговорили. Кажется, мы опять идём в разные походы.
Наши планы добраться до Итурупа на пароме сломались вместе с Поларисом, работавшим тем самым паромом. Стало быть, не зря с обратной дорогой подстраховались, купив билеты на самолёт. С Итурупа-то мы теперь выберемся, осталось на него как-нибудь попасть. А вот с этим было весьма грустно. Теплоходные кассы далеки от прогресса, и билеты на паром с Сахалина продаются исключительно на Сахалине. Претендентов на них обычно полно, так что вариант «приехали и на месте купили» имеет приписку «ежели повезёт». То есть отпадает - за ненадёжностью. /*Именно поэтому на обратный путь обе группы взяли авиабилеты - перспектива застрять на островах не радовала никого. Впрочем, возможность варианта «не повезло» от этого никуда не делась. Но о сём позже.*/
Самолёты на подходящие (и не очень подходящие) числа уже забиты. «Игорь Фахрутдинов» (который теплоход) отдувается за двоих, курсируя между четырьмя островами: Сахалин, Итуруп, Кунашир и Шикотан. Ближайшие рейсы до Итурупа - пятого и десятого августа. Прилетаем мы третьего числа, то есть первый бы нам подошёл. Но есть один нюанс: в августе на том острове будет молодёжный форум. Аж всероссийский. Посему билеты на пятое августа закончились ещё до открытия продаж.
До похода две недели. На пятерых (собирающихся, я напомню, на Итуруп) у нас: три билета на паром до Кунашира на 7 августа, три авиабилета с Кунашира на 19 августа, пять авиабилетов с Итурупа на 17 августа. И не спрашивайте, как так вышло. Совершенно непонятно, куда и каким составом мы идём. Группа дружно надеется, что всё-таки на Итуруп и всё-таки впятером. Надежду сию подпитывает обещание авиакомпании организовать дополнительные рейсы.
За неделю до старта, когда продуктовая раскладка закуплена и расфасована в формате «2+3», то есть как на две независимые группы с возможностью совмещения (всё, что нужно готовить, синхронизировано), появляется рейс на седьмое августа. Ура. Осталось сдать Кунаширские билеты. На самолёт - легко и почти безболезненно. На паром - в кассе Южно-Сахалинска. Спасибо, что не в порту, который находится в соседнем городе.
Вес рюкзака нынче вполне гуманный: помимо техники в ручную кладь пришлось выселить всего лишь спальник.
Билеты до Южно-Сахалинска были куплены ещё зимой. Можно сказать, с них и начался этот поход. Точнее, с наличия оных по адекватной (всего-то 20 тысяч) цене. Рейс прямой, но из Москвы. До неё же летели кучкой из частей обеих групп. Трое наших (ещё двое были уже где-то в районе Сахалина) и четверо не совсем наших. Вторых мы для краткости называли обычно сахалинцами, ибо изначально они собирались именно на Сахалин, а как их в итоге на Кунашир занесло - отдельная история. Я по-тихому прибилась к ним, ибо пересадка в Москве длинная, а кушать хочется. Можно объяснить сие и тем, что со своими мы за три недели успеем друг другу надоесть, но первый вариант был подкреплён наличием еды для меня именно у сахалинцев.
«Гуляем» по территории аэропорта.
В пять вечера мы загрузились в самолёт. В полночь мой организм начал ругаться на сплошной день за окном. О том, что день уже завтрашний, он в тот момент предпочитал не задумываться. В Южно-Сахалинске мы выгрузились в 10 часов утра, попутно перейдя на местное время и, как следствие, где-то потеряв шесть часов. Сие нам ещё аукнется, ну а пока пора рассортироваться по группам. Сахалинцы уже в сборе (их тоже пятеро), а у нас недостача - двое где-то на вокзале. Они уже успели получить погранпропуска на всю группу, у сахалинцев же этот квест ещё впереди. Зато у нас, как вы помните, три билета на Кунашир, которые просятся обратно в кассы. /*Пропуска понадобятся нам через несколько дней - все Курильские острова расположены в погразноне, куда просто так не пустят.*/
Мужская часть сахалинской группы.
Почи все.
Двое наших и вторая группа в полном составе.
Добравшись до вокзала (маршрутка за 20 рублей), оставили рюкзаки Ирине с Ваней и отправились сдавать билеты. На всякий случай - втроём: кто их знает, эти теплоходные порядки. Как оказалось, не зря, ибо чтобы купить билет на кого-то, достаточно разжиться копией его паспорта, а вот сдавать оный надлежит исключительно лично. Будем считать, что это у нас экскурсия по городу была. Совмещённая с походом за едой на обед. Ну и цены у них тут... /*Но к этому вопросу я, пожалуй, на Итурупе вернусь. Там с ним ещё грустнее.*/
На вокзале же вытащили из рюкзаков продукты и вещи, которые пригодятся нам только на Итурупе. Всё это решили оставить в камере хранения, чтобы не катать на себе лишний раз.
Маршрут наш начинается у посёлка Свободное, возле рыбозавода. От Южно-Сахалинска километров 60, в основном по грунтовкам. Не мудрствуя лукаво, заказали в такси минивэн. У проходной водитель попытался сдать нас на завод - мол, работников привёз. Потенциальные работники сонно протестовали, за что были выгружены прямо на пляже. Это тут разновидность дорог такая: по прибрежной полосе. Где по песку, где по гальке мелкой.
А это вот забор. «Жесть какая-то» - прокомментировал Серёга.
При нас пара машин без особого труда объехала сию конструкцию по воде.
Пляж выглядел не очень-то дружелюбно, да и вода оказалась прохладной. Но наконец-то дорвавшись до моря, мы полезли купаться.
Продвинутая ветрозащита для горелки. Внутри сей конструкции весело булькает рагу - наш сегодняшний обед.
Традиционное фото перед выходом на маршрут.
Пообедав, углубились в лес. С первого взгляда похожий на наш, лес местный неуловимо от него отличается. Другие оттенки, другие запахи. А вот насекомые те же. Наши старые друзья: оводы и комары. Впрочем, распробовали они пока что не всех и атакуют преимущественно парней. Судя по весёлому рою, почётным караулом сопровождавшего Серёгу, тот им показался чем-то вроде деликатеса. Не радуясь такому вниманию, он активно обмахивался веточкой, напоминая заядлого банщика.
Лесная дорога выглядела как-то так.
Время расчехлять палки.
У Серёги в руках запчасть от берёзового веника.
Ночёвка планировалась на озере, но дорога к нему куда-то запропастилась. Не теряя надежды познакомиться с беглянкой, мы вернулись к подозрительной дорожке, замеченной с километр назад. На карте её не обнаружилось, однако уходила она куда-то в нужную нам сторону. Полностью оправдав первое впечатление, дорожка быстро растворилась в лесу. Мысль ломиться по азимуту никого не вдохновила - вышли обратно на основную дорогу, надеясь найти воду где-нибудь дальше. Карта утверждала, что тут полно рек.
Первый привал похода.
Действительно, речки имеются. Вон, например, одна - вполне симпатичная. Вот только вокруг неё недружелюбные заросли, да и низина здесь - сыро. Зато рядом есть холм. На нём и лес поприятнее, и просвет виднеется.
Просвет же.
Полушутливо предлагаю Серёге поставить палатку во-о-он там наверху. Тот идею поддерживает. Пока он карабкается в горку сквозь реденький бурелом, я ухожу дальше по дороге - вдруг там тоже хорошо.
А нет, не вдруг. Справа всё тот же холм, слева низина и заросли. А наверху, говорят, жить можно. Только расчистить немного надо.
Ну как «немного»...
Парни остались разгребать место под палатку, а мы втроем ушли полоскаться. И котелок под воду прихватили.
Спустились на дорогу и пошли вдоль реки, выбирая место поудобнее. Бодро петляя, речка уводила нас в лес. Каждый поворот её сопровождал небольшой омут, вполне подходящий на роль ванны. Вдоль русла кучковались ровные площадки. Тут можно бы и на ночь встать, кабы не обилие комаров. Но в воду-то они не суются. Как, впрочем, и девчонки. А зря: бонус купания - снижение интереса реагирующих на запах насекомых. Вспомнив, видимо, об этом, Саша сделала вид, что поверила в приятную температуру воды, и всё-таки окунулась.
Тут мы и будем жить.
И крыша имеется.
В тапках по такому скакать - сплошное удовольствие.
Бурелом способствует компактности.
Костровая перекладина оказалась высоковата.
Любознательный костёр стремился познакомиться со всем вокруг, метаясь из стороны в сторону. Обиженная его невниманием вода наотрез отказывалась греться. В развлекательной программе вечера особое место заняли прыжки через брёвна и прочая беготня по бурелому - слишком уж бойкое пламя периодически требовало срочного щелчка по носу.
Ужин с остатками «домашних пирожков».
По палаткам расползлись в десятом часу. За день пролетели 8,5 тысяч километров, где-то потеряв ночь. И 6,5 километров за пару часов прошли. Впереди у нас четыре дня на Сахалине.
День второй