Приэльбрусье и Эльбрус. День восьмой. О прогулках по воде и в облаках и о неожиданных поворотах.

May 09, 2016 10:30


    После вчерашнего дня напрашивался на сегодня поздний подъём. От щедрот своих Лёха назначил оный аж на 6:30. И вот что я вам скажу: утренние руководители бывают ощутимо добрее вечерних. Аж на полчаса. Правда, нашлись саботажники, попытавшиеся организовать пробуждение группы даже до шести, но Алексей Александрович на их провокацию не поддался и мужественно валялся в палатке часов до семи. Я тоже уже второе утро подряд не обнаруживала у себя желания выковыриваться из спальника в столь ранний час, а посему охотно его в этом поддержала. Жаль, ленивое настроение руководителя оказалось столь непостоянным и закончилось в семь утра. Впрочем, если за сегодня мы переберёмся на поляну Азау, завтра у нас будет день отдыха. Настоящий день отдыха, я имею в виду, без всяких там горных забегов под рюкзаками.



Ни следа вчерашней грозы.




Почти готовый к подъёму руководитель.

Парни из нашей палатки наперебой интересовались, под какой же сон я всю ночь дралась. Кто бы знал ещё. Быть может, от козлов вчерашних отбивалась. Тем более, утром они к нам пожаловали - могли и ночью где-то тут околачиваться. Нам же скучно без зверюшек.
    С удивлением обнаружили, что наша палатка мокрая. Для господ гусар уточняю: сверху мокрая - не снизу. Странным тут было то, что вторая-то палатка оказалась сухой. Виноватого назначили быстро: дескать, Луиза всю ночь бегала и поливала наше жилище. А вот чем поливала, и, главное, зачем - это вы уже у неё спрашивайте.
    В качестве музыкального сопровождения, сопровождающего сборы, у нас нынче камнепады, порой незатейливо гремящие где-то в стороне. Козлов вчерашних, кстати, наверху не видно. Видимо, обвалы эти они загодя приготовили да на автоспуск поставили.



Наша палатка на просушке, вторая не желает даже проветриться.



Кстати, вы заметили, что мы их иногда перекрашиваем?



Сегодня палатка разбирается без моего участия. Как это мило с её стороны.

И вновь думать пришлось с самого утра: тропа, своим наличием обычно указывающая верный путь, опять куда-то сбежала. Произошло это, как вы помните, вчера - она ушла от нас перед ледником и с тех пор так и не соизволила вернуться.
    Ночевали мы на высоте 3300 метров. Альплагерь Джайлык, возле которого мы должны выйти на дорогу, находится ровно на километр ниже. Стало быть, что нам нужно делать с высотой? Правильно - сбрасывать. С этого мы и начали, первым делом поднявшись на гребень морены, с которой спустились вчера. Если видите в этом противоречие, значит вы ещё не знакомы с нашим любимым способом сбрасывать высоту. Связан он всё с теми же особенностями горной геометрии: спуск по кратчайшему пути зачастую подразумевает элементы свободного полёта, слабо привлекающие нормальных туристов.



Ночевали мы где-то возле подножия этого вала.



Перевал уже не видно - он где-то за поворотом ледника.



Видите вон то облако внизу? Нам куда-то в него.

Как ни уходили мы от резкого сброса высоты, он всё равно нас нашёл. Да и как без него? Спуск по весьма подвижному курумнику - это у нас любимый способ окончательно проснуться. Вот и сегодня в меню был резко уходящий вниз склон, состоящий из среднего размера камней. Камни эти старательно изображали из себя сыпуху, а посему весьма живо реагировали на неосторожные движения отнюдь не невесомых туристов. Ввосьмером двигаться плотной группой не особо удобно, и мы естественным образом разделились. Четверо ускакали вниз, остальные притормозили, не рискуя начинать активное шевеление, пока первая партия не свернёт с пути обстрела. Спуск без тропы был весьма весёлым: словарь точных технических терминов, за ненадобностью прикрытый вчера вечером, снова пользовался популярностью. Суппорт, пожертвованный Данилом на вчерашнем леднике, стал моим верным другом, успокаивая вновь разворчавшееся колено.



В правом верхнем углу вы можете увидеть наш вариант зарядки.



Самый неприятный участок закончился, и первая группа притормозила, дожидаясь остальных.



Проверим направление.



Лёха пытается влезть в Сашин рюкзак.

Подойдя к перегибу, мы обнаружили, что продолжать движение в ту же сторону сможем разве что кувырком. Зато справа показалась наконец сжалившаяся над нами тропа. Остался всего лишь один нюанс. Нюанс сей не слишком-то дружелюбно журчал на камнях, приглашая всех к утреннему мытью ног, сопряжённому со стиркой обуви. Клуб любителей сухих носков мы в этом походе ещё не открывали - только Ирина с Лёшей в него вступили было одной ногой. Но на полное погружение в тему это не тянуло, а устраивать оное мы не очень-то стремились. /*Напоминаю, лишь к бредущим в обуви по колено в воде приходит истинная любовь к сухим носкам.*/



Кажется, всего шаг - и окажешься в облаке.

Лёха, как потенциальный председатель клуба, ушёл искать альтернативный вариант перехода на другой берег. Как оказалось, мы вышли чуть ниже Джаловчатских ночёвок, которые надеялись найти вчера вечером. И не удивительно, что мы не увидели их издалека: они должны были располагаться на берегу озера. А озера-то и не было. Зато на его месте река прикидывалась равнинной, лениво разливаясь по ровной песчаной площадке. Именно то, что требуется для неспешного брода в сланцах.



Здесь могло быть ваше озеро.



Все бы броды такими были.

Тропа вполне ожидаемо обнаружилась на берегу «озера». За перегибом она резко ныряла вниз, теряясь в заполонившем долину облаке. За ходку сбрасываем 150 метров, потом 200 и ещё 150. До альплагеря остаётся два километра чистого расстояния и 500 метров по высоте.



Перекур на краю.



Это мы так на фоне долины фоткаемся.



Видите тропу? Вон там внизу.



По зелёнке она доходит до гребня и дальше, видимо, идёт по нему.



Трава особо приятна, ежели к ней внятная тропинка прилагается.



Но до неё ещё дойти надобно, а пока что вокруг преимущественно камни.



Впрочем, пейзаж постепенно зеленеет.



Судя по некоторой размытости, мы уже почти в облаке.



Философский вопрос: Ирина стоит или лежит?



Облачность уже совсем близко.



Скоро в ёжиков и лошадок играть будем.



А впереди будто неизвестность.

Тропа перешла на моренный гребень и балансировала почти по самой его верхушке. Облако подбиралось всё ближе к нам. Точнее, мы к нему. Соседние вершины ещё виднелись, но явно готовились раствориться в пространстве. Где альплагерь можно было лишь предполагать.



Мы шли по самому краю вон той зелёной площадки справа.



Как-то так вот и шли.



И дальше нам опять идти по острию.



И не спрашивайте меня, почему Анна Павловна налево ушла.



Увидев фотоаппарат, туман куда-то сбежал.

На очередном привале мы в вновь раз атаковали Сашу вопросами про метры и километры. Оказалось, что по прямой до лагеря нам остался всего километр. Это ж сколько мы прошли-то? Как пять? Даже с учётом кривизны тропы (почти отсутствующей) получается как-то странно: было два, прошли пять, остался один. Это что за высшая математика? Ах, с утра пять прошли... Что же ты пугаешь так? Следующий перекур был в густом тумане. С одной стороны ещё пробивалось жаркое солнце, с другой струилась по-Кавказски прохладная сырость с запахом реки. Что странно, спокойной равнинной реки. Впрочем, с этой моей ассоциацией согласилась только Аня. Для Лёхи, например, туман пах погребом с картошкой, а Саня и вовсе учуял запах лука. На этом фоне наше с Аней единодушие стало даже странным. Возле внезапно нарисовашейся бетонной плиты Аня традиционно заявила, что нашла место под палатку. Где же ещё столь ровное попадётся?



Ещё бы она горизонтально лежала - было бы просто замечательно.



Наконец-то спустились под облако. Прямо по курсу - альплагерь Джайлык.

Сегодняшняя наша цель - ужин в кафешке на поляне Азау. В этом нам обещал помочь уже знакомый вам по первому дню Магомед. Вот только забрать нас он мог лишь из Верхнего Баксана, до которого ещё километров 10 плавного спуска по грунтовке. До конца светового дня времени полно, сил у нас тоже достаточно - без особого напряга дойдём. Но мы же уже опытные, нам безыдейно идти там, где и на машине проехать можно, не очень-то хочется. Осталось добыть транспорт. За этим мы собирались наведаться в Джайлык, надеясь там за вменяемые деньги организовать машину.



База спасателей «Уллу-Тау». Группа после трёхчасового спуска. На лицах смутно угадывается радость.

Скучковашись возле спасателей, увидели мы ГАЗ-66, бодро двигавшийся от альплагеря. В нужную нам сторону, то есть. Ещё и пустой. Вот только он уже почти перекрёстке и скоро начнёт безнадёжно отдаляться от него. Нам же до этого самого перекрёстка ещё дойти надо. Судя по прозвучавшему «вот бы тормознуть его», вся группа думала в этот момент об одном и том же. Сказано это было почти в шутку - все понимали, что поймать эту «попутку» нам уже не успеть. Или не все?.. Данил с Лёхой почти синхронно рванули к дороге. Наперерез нашему призрачному шансу сэкономить полкилометра пути до лагеря и избавиться от неизвестности на тему «повезёт ли нам и повезут ли нас в посёлок». Судя по удивлённым лицам оставшихся, такого поворота не ожидал никто. Мало того, я не уверена, что сами парни могли похвастаться этим - очень уж они резво стартанули. Даже рюкзаки не сбросили, экономя секунды. Так и бежали, размахивая оставшимися в руках палками. На середине пути питьевая бутылка Данила не выдержала такого накала страстей и капитулировала, оставшись причитать о своей нелёгкой судьбе на земле.
    Следующие минуты словно слились в хорошо поставленный и тщательно отрепетированный эпизод - настолько органично сменялись события. Вот оставшиеся стоять на месте опомнились и в меру убедительно отправились догонять горных автостопщиков, не забыв подобрать покинутую бутылку. Вот парни добежали до дороги (успели ведь!) и одновременно выставили над ней левую руку. Вот ГАЗик затормозил - мы ускорились, уже почти не сомневаясь в успехе переговоров. Ещё мгновение - и мы уже слаженно грузимся, под чутким руководством водителя делая из бортов кузова скамейки. И никаких заминок - словно пересечение это было не случайностью, а не раз уже работавшей договорённостью. Всего пару минут назад прозвучало полубредовое предложение тормознуть вон ту машину, и вот мы уже едем в ней. Резкий переход от «бредём по дороге, если не повезёт - ещё 10 километров топать» к совершенно неожиданному «с ветерком подпрыгиваем на кочках под рёв мотора». Счастливые лица, приветствия идущим навстречу, неоднократно повторяемое «я люблю туризм!» - на сей раз совершенно искреннее. И смех, иногда переходящий в визг - водитель явно решил присоединиться к веселью и намеренно подгазовывал на особо интересных участках. Периодически звучала команда «ветки», и правый борт дружно пригибался - их сторона дороги поджимала склон, нередко оказываясь под деревьями. Нам же, сидящим слева, этот аттракцион почти не грозил.
    Лёшу, оказавшегося за колесом, подкидывает сильнее всех. Он вместе с рюкзаком регулярно изображает параллельный перенос в пространстве, подлетая над скамейкой, и неизменно приземляясь на неё в той же позе.
    Когда чуть выветрился восторг от резкой смены событий, группа дружно задумалась о более приземлённых вещах. Кто-то поинтересовался стоимостью сего удовольствия, озвучив, видимо, интересующий всех вопрос. «Откуда я знаю? О деньгах вопрос вообще не стоял», - отмахнулся от нас Лёха. Минут через пять ещё кто-то поймал и озвучил витавшую в воздухе мысль: «Сколько бы это не стоило - оно того стоит!»



Разница во времени между этой фоткой и предыдущей - две минуты. Грузились мы у таблички с названием реки.



Фотографии эмоции передают лишь отдалённо.



Лёша пытается остаться с нами.



И не спрашивайте меня, что мы с Аней тут изображаем.

Подъехав к погранзаставе, водитель свернул с дороги, припарковавшись меж сосен. Словно продолжая всё тот же сценарий, мы, опять не сговариваясь, выгрузились. Осталось узнать, сколько это удовольствие стоило, и можно идти к погранцам, а от них уж до посёлка рукой подать. Вот только узнавать-то не у кого: водитель так же молча ушёл. И пока мы это осознавали (первая заминка за последние 25 минут), он миновал уже заставу. А нас через неё без проверки не пустят. И пока Анна Павловна, вновь ставшая руководителем, за всю группу общалась с погранцами, водитель совсем из виду скрылся. Впрочем, парни у нас вон какие резвые - быть может, успеют ещё догнать. Следующий ориентир - подъёмник, разделяющий дорогу от альплагерей до посёлка на две части. И одновременно соединяющих их, ибо поднимает он транспорт. Как оказалось, от погранзаставы до него всего 500 метров. Именно там мы и обнаружили щедрого водителя, сидящего теперь в легковой машине. Жребием определили размер материального выражения нашей признательности и отправили к нему парламентёров с благодарностью.



Дорога к Верхнему Баксану.



Подъёмник. Ну а нам по лестнице.



Условно прямые нескользкие ступени.



Весьма логично торговать там, где пассажиры обычно дружно вылезают из машин.



Впереди виднеется Верхний Баксан.

Подходя к посёлку, связались с Магомедом. Однако импровизация нам сегодня лучше удалась, чем запланированное: водитель внезапно оказался в Осетии. Напомнил, что он просил нас за пару дней уточнить конкретную дату. Как оказалось, тогда мы так и не смогли убедить его в том, что связи у нас в это время не будет. Впрочем, Магомед пообещал найти нам транспорт. В ожидании оного мы обосновались на автобусной остановке. Там-то нас и застал в очередной раз водитель ГАЗика. Поинтересовавшись, чего мы тут ждём и куда дальше собрались, посоветовал рейсовый автобус. Кабы к тому моменту не пообещали нам какого-то родственника Магомеда на белом Баргузине, это было бы аварийным вариантом.



Подмёрзли на ветру да без движения.



Где-то мы уже видели этот пейзаж...




Минут через десять мы уже грузились в подъехавшую Газель. Хотя, «грузились» тут не совсем уместно. Скорее, трамбовались. Занявший переднее сидение Лёха заботливо напомнил, что в Эльбрусе мы закладку заберём, которую тоже надо будет где-нибудь разместить. И вновь время обеденное, а обедом тем даже не пахнет. В Верхнем Баксане негде, кафе в Эльбрусе нас не особо вдохновило. Кажется, обед наш в очередной раз возомнил себя ужином и соизволит с нами познакомиться уже где-нибудь на поляне Азау. Зато мы едем, а не ноги сбиваем об твёрдый асфальт федеральной трассы.



Условно довольные лица.

Относительной свободой сидящие в кузове наслаждались недолго - несколько сумок закладки заставили нас потесниться и задуматься о чрезмерном количестве барахла на душу населения. Баргузину увеличившийся вес тоже почему-то не понравился - он стал всё неохотнее ползти в горку, а на очередном участке подъёма и вовсе отказался ехать. Точнее, ехать-то он соглашался, но с направлением неизменно ошибался, всё время откатываясь назад. Вниз то есть. Туда, где мы уже были. Увещевания водителя о том, что нам бы вверх, вскоре перестали работать. Отчаявшаяся договориться с нами Газель мстительно заглохла. Мы расползлись по обочине, наблюдая за тщетными попытками заставить оную образумиться и хотя бы для приличия завестись. Я то ли в себя ушла, то ли с блокнотом на камне пригрелась - немного отключилась от реальности, лишь краем глаза отражая, что машина всё так же артачится. Когда вынырнула, вокруг оказалось подозрительно тихо. Ещё бы: половина группы куда-то исчезла. Пристала к оставшимся с расспросами. Те указали куда-то вдаль. Глянула - там на обочине столпотворение какое-то. Что происходит-то? Непонятно. Известно только, что наши помощь кому-то оказывают. Тем временем прибегает Луиза. Впрочем, она не к нам, она за общественной аптечкой. /*Кстати, если кто не в курсе - Луиза у нас походный медик.*/ Мы там не очень-то нужны - и так народу полно. Водитель кому-то отзванивается, и вскоре к нам приезжает ещё одна Газель, отличающаяся от первой лишь цветом и конфигурацией сидений. Впрочем, как это я самое важное отличие опустила: она на ходу. Пока мы перегружаемся в другую машину (этак мы скоро норматив по погрузке сдадим), за личной аптечкой прибегает Данил. Оставив внезапно оживший и с готовностью покатившийся вниз белый Баргузин, мы подъезжаем к кучке народу на обочине. Забираем своих, которые там больше не нужны, по пути расспрашиваем. Оказалось, девочка с велосипеда в кювет десантировалась. Ехала по обочине, внезапно завиляла и навернулась. Четверо наших это видели - они и рванули на помощь. Покоцанная рука, сломанный нос в комплекте с явно видимым сотрясением и страх, что влетит от мамы, категорически запрещающей катание на велосипеде. Кажется, у аргументов у мамы скоро станет больше.



Кажется, девочка на велосипеде как раз начала вилять.

Как оказалось, упрямая Газель совсем немного не дотянула до Азау. В три часа дня мы выгружались на какой-то площади. Видимо, на центральной. Оттуда по настойчивым просьбам разномастных таксистов, которым мы не понравились уже потому, что приехали на каком-то левом транспорте, переместились к стене магазина. Судя по знаку на въезде, нашим палаткам тут будут также не рады.



Разгружаемся.

Парни ушли искать ночлег (желательно, чтобы это было просто легализованным местом под палатки) и присматривать, где бы пообедать. Именно в таком порядке, ибо кафе достаточно просто выбрать, а площадку, откуда нас не придут выселять в ближайшие полтора дня, ещё искать надо. Да-да, следующая ночёвка планируется тоже тут - говорю же, настоящий день отдыха у нас будет. С местом для палаток подрядился помочь местный таксист, он же проводник, представившийся Шамилем. Сначала этот шустрый тип пытался продать парням под это дело участок земли на стройке. Дескать, тут все так делают. А что неровно там - так подравняйте, делов-то. Когда парни отмели столь заманчивый вариант, намекнул, что у него есть знакомый, который сможет обеспечить нам размещение на территории какой-то там учебной базы.
    Нашёлся ещё один вариант: разбить лагерь на берегу Баксана, чуть в стороне от явно популярного участка оного, располагающегося прямо под поляной. Говорят, незадолго до нас там обитала толпа детей, и никто не приходил их выселять. Оба варианта выглядели в равной степени сомнительными, но другие к нам не торопились. Пришлось выбирать из того, что имелось. Впрочем, раз уж с ночёвкой хоть что-то понятным стало, можно было, наконец, озадачиться обедом. Заметьте, ещё даже пяти часов вечера нет - мы сегодня неприлично рано.
    В ожидании еды половина команды традиционно устроила дегустацию местного пива, остальные распробовали не менее местный травяной чай. Впрочем, одно другому не мешало - к чаепитию приобщились все. Кто-то попросил хворост, аппетитно лежащий на витрине. Потихоньку его начали клевать и сидящие рядом. Вскоре на столе появился ещё хворост. А потом ещё... Хорошо зашёл, в общем. Наверное, завтрак, случившийся с нами в половине восьмого, окончательно соскучился в одиночестве, ибо поглощение хвороста остановила лишь наконец-то добравшаяся до нас еда. С выбором оной, кстати, никто особо не оригинальничал, в основном заказывая что-нибудь мясное и овощной салат.




Пообедав, парни продолжили исследование территории: Шамиль вернулся с обещанием показать им ещё одно местечко. Основательно покружив по поляне, он привёз их на учебно-научную базу МГУ. Сказал, что там обитает дядя Миша, который всего за тыщу разрешит нам поселиться на территории. Сейчас его там нет, ибо днём он обычно находится на станции «Мир», а на базе только ночует. Но когда он объявится, мы ему скажем, что от Шамиля и заплатим. Сколько с этого будет иметь он сам, Шамиль не уточнил.
    Парни нашли этот вариант относительно адекватным и предложили посмотреть на него всей группе. На экскурсию отправились сразу с вещами. Предлагаемое нам место выглядело не то что бы слишком привлекательно, но было вполне укромным. Воду питьевую, опять же, на базе можно было брать - река, шумевшая где-то внизу, выглядела подозрительно мутной. Однако дядя Миша так до сих пор и не появился, а телефон его оказался вне зоны действия сети. Так и не определив для себя, какой из двух вариантов нам более симпатичен (вернее, менее несимпатичен), организовали жребий. Он и определил: остаёмся здесь.
    Ужин готовили тут же - в беседке. Опять идти в кафе при наличии собственной раскладки посчитали излишеством. Затарились свежим хлебом, овощами и молочкой, что существенно скрасило традиционную кашу на сушёном мясе, и сразу почувствовали себя счастливее. Кефир, кстати, помимо того, что вздулся от высоты (2300 метров), оказался на редкость густым. Он цеплялся за стенки коробки, наотрез отказываясь покидать оную. Кабы не характерный вкус, я бы подумала, что вместо кефира туда по ошибке сметаны напихали.
    Итак, за день мы прошли километров 8, спустились на километр вниз, потом ещё 800 метров сбросили на Шишиге, оказавшись всего в полутора километрах над уровнем моря, затем спохватились и набрали ровно те же метры обратно. Завтра мы живём здесь же: сходим в душ (над тем кафе оказалась гостиница, куда нас согласились пустить - естественно, не бесплатно), вещи в стирку отдадим (неужели можно будет не приплясывать на берегу, безуспешно пытаясь смыть мыло со штанов мягкой ледяной водой). В общем, завтра будем вкушать простые радости цивилизации, отдыхать и лечиться - Аня весьма нервно относилась к нашему с Сашей кашлю, периодически угрожая наказать нас за плохое поведение.

День девятый

горы, туристское, Кавказ

Previous post Next post
Up