Приэльбрусье и Эльбрус. День пятый. Выход в посёлок Эльбрус.

Feb 14, 2016 20:46


    Изначально сегодняшний подъём планировался поздним, но вечером руководитель заявил, что смысла в этом он не видит - всё равно раньше проснёмся. Данил проворчал, что он не прочь лишний час поспать. Сторговались на 6:30. Толку-то. В 5:40 к нам в гости явились вчерашние знакомые. Устроили скачки по поляне под звуки собственного ржания. Аня сдала норматив на скоростной вылет из палатки с попутным вытряхиванием себя из спальника. Шустро объяснила разыгравшейся живности, что ей тут не рады. Догнать лошадей и познакомиться с ними при свете дня, как ни пыталась, не смогла. Хотя бы спугнула. А то копытами палатки неплохо так рвутся.
    Всех с очередным добрым утром.



Первые лучи солнца.

[Spoiler (click to open)]


Будильник.

Парни дружно ворчали, что я печка. Дескать, деваться некуда было от жары. «Катька-калорифер» -, подытожил Саня. И пополз на волю. Через тамбур, в котором лежали три рюкзака. Почти оказавшись снаружи, спохватился, и попросил выдать ему тапки, ночевавшие у другого выхода из палатки. Аня нащупала какой-то, протянула ему добычу. Свой же тапок. Левый. Заверила Сашу, что и этот на него налезет, и полезла за следующим. На сей ей под руку попался тапок Лёхи. На этом можно было бы и остановиться, да он тоже оказался левым. Пришлось Ане продолжать раскопки. Разыгравшиеся тапки упорство её оценили и выпихнули вперед братца прошлой находки. С ворчанием про главных юристов всяких там банков, изображающих из себя гусениц, всё-таки обутый Саня уполз в сторону утренней свежести.
    С утра руководитель ещё раз напомнил всем, что сегодня день отдыха. Чтобы вы понимали - это совсем не значит, что мы никуда не пойдём. Никуда не идти - это днёвка. Такое мероприятие считается у нас сугубо необязательным. Хотя в этом походе запланировано и оно, только мы пока что его не заслужили.
    Отдыхать будем со вкусом: сбросим 1200 метров высоты, пройдя с десяток километров до поселка Эльбрус. И это только по карте - в реальности рельеф всегда намного интереснее. Впрочем, судя по популярности тропы, она должна быть чуть ли не дорогой. Зато в посёлке мы заберем приз - утяжеление рюкзаков продуктами и топливом из закладки - а под вечер переместимся куда-нибудь за альплагерь Джантуган, где и остановимся на ночёвку. Вы спросите меня, в каком месте здесь отдых? Оный ждёт нас в Эльбрусе и представляет из себя обед в кафешке и возможность найти транспорт до Джантугана, избавившись от семикилометрового прогона по асфальтовой дороге. Спасибо и на том.



Собирались расслабленно и вышли только часов в восемь. День отдыха всё-таки.

Пологий участок тропы, просматривавшийся из нашего лагеря, вскоре перешёл в крутой спуск по морене. Там мы и заметили какую-то группу. Почти сразу опознали в туристах челябинских друзей, с которыми разошлись на озере Сылтранкель. Те тоже явно нас узнали - заулыбались. Приветствовали мы друг друга ворчанием в духе «опять эти рожи». Чувствуете радость встречи, свойственную землякам? Вот только тропа в этом месте временно превращалась в несколько, и от челябицев мы оказались далеко - не поговорить толком. Да и на сей раз мы с ними были в разных условиях, ибо они поднимались. Крутость склона тоже не располагала к длительному общению. Так и разошлись, издалека перекинувшись парой слов. Челябинцы, в отличие от нас, уже на Эльбрус идут. Через Ирикчат, на который мы завистливо посматривали вчера. Весьма популярный маршрут, кстати.



Мягкая зелёная тропинка с плавным уклоном - сейчас это действительно напоминает прогулку.

Ночевали мы вон за тем перегибом. Относительно весёлый спуск оказался неплохой зарядкой. Желающие могут поискать на этой фотографии людей. Их тут и без нас хватает. Правда, еле различимы они, но вдруг кто захочет в угадайку поиграть.


Будто в парке.



Даже прудик имеется.



Луиза явно собралась искупнуться.



Вот уже и место ночёвки скрылось из виду.



Это, кстати, первый привал. Ходка была 45 минут. По укороченности оной видно, что мы уже начали отдыхать.



А вон там впереди видится мне крутой спуск.



Глаза туриста.



Луиза променяла нас на водоём.



Ежели задний план убрать - будто и не в горах мы вовсе.



Анна Павловна устроила тест-драйв Ирининого рюкзака - хотела узнать, как он будет сидеть на её спине. Не знаю как насчёт комфорта, но выглядит она совершенно непривычно - я её с трудом узнала.



Обустроенное природой место для фотографий.



Лёха куда-то пошёл. Надеюсь, не по головам.



А теперь понеслась: нам вон к той реке спускаться.



Кабы не тропа, тут было бы очень грустно.



Впрочем, красоты долины это не отменяет.



Мелкие камни имеют обыкновение выскальзывать из-под ног и заставлять их обладателя почувствовать себя акробатом.



На заднем плане шикарный вал внушительного размера. Вон там, почти по центру.



Следы обитания местных рогатых.



Привалу радуются?



Ещё немного влево и вниз уйдём - Эльбрус увидим. Вон уже кусочек показался.



Анна Павловна воссоединилась со своим рюкзаком.



За Сашей пресловутый вал.



Кто-то медитирует.



Помнится, тут пищали какие-то зверьки. С нами знакомиться они отказались.



Склон по ту сторону реки.



Поприветствуем западную вершину Эльбруса.



Восточная теперь тоже с нами.



По этому случаю - очередной привал.



Ослик.



Элементы цивилизации.



Тропа, как и ожидалось, широкая и хорошо набитая.



Какой спуск обходится без сбрасывания высоты?



По пути несколько раз обходили такие вот плечи.



Следы активности древних ледников.



Группа уже различает запах хычинов с пивом, доносящийся из посёлка.



Очередная порция ландшафтного дизайна.



На Эльбрусе даже скалы уже различимы.



На Кавказе тоже водятся лесные коровы. До нас им дела не было, и Лёшины дипломатические таланты не пригодились.



Привальная разминка.



Явно ведь не дорогу ищут: она тут одна. Наверняка расстояние до кафе высчитывают.



Родной сосняк начался. Только как-то его подозрительно перекосило. Вместе с тропинкой.



А вот и Эльбрус показался. Тот, который посёлок - на гору мы не раз уж оглядывались.



По команде «давайте сфоткаемся» все послушно столпились под деревом.



Кто бы сомневался, что Эльбрус мы собой заслоним.

Впрочем, он был лишь предлогом для фотографии - до фона ему пока что далеко. Точнее, далеко нам - он двигаться в нашу сторону явно не собирается.



Я, кстати, фоткаю с той же высоты, на которой сейчас Саша с Луизой. Очередные «качели».




Возле вон того перегиба встретили ещё одну группу. Белорусы. В кроссовках и с лыжными палками. Судя по их виду, грустно им будет. Спрашивают далеко ли до бивуака. С надеждой так: скажите, мол, что он вон там за поворотом. А до него ещё километров пять ходу. Почти везде - вверх. Местами круто вверх. Пока мы разговариваем с отдыхающей головой группы, подтягивается малость потрёпанный хвост, которому уже грустно. В такие моменты стоит порадоваться, что мы идём вниз.



Белорусы.



Совершенно неожиданный элемент пейзажа.



Напоминает скалодром.



Где-то тут у меня начали ворчать колени.



Конгломерат под ногами выматывает - постоянно приходится тормозить, ибо мелкие камни на ровной и твёрдой наклонной поверхности превращаются в нечто вроде маленьких колёс, с готовностью перемещая оказавшуюся на них подошву ботинка вниз.



Луиза неспроста палки на изготовку держит.



Посёлок словно дразнится, не сильно-то приближаясь к нам.



Эти песчаные останцы видно и из Эльбруса.



До населёнки одна ходка. Точнее, ходочка.



Лёша сильный - вон как палки согнул.



Впереди очередной крутой участок спуска.



Желающих спуститься к реке прямо сейчас не нашлось.



А там, между прочим, водопад имеется.



Тропа переквалифицировалась в дорогу.



Над рекой протянут водопровод.



Как видно, спуска нам ещё хватит.



Видите вдалеке почти под горой едва различимое пятно? То, что правее. Вот туда нам. Не скажу, что меня обрадовала эта картина.



Добро пожаловать в цивилизацию.



Почти по центру кадра - наша тропа.



По асфальту ноги совсем не идут. Обочина помягче.



Близость обеда подгоняет.

До кафешки мы доковыляли в 13:40. 11 километров спуска с суммарно полуторакилометровым сбросом. Этого вполне хватило бы на дневную норму. Лёхино «день отдыха» единогласно приравнялось к ругательству. Завтрак рассосался столь давно, что в программе мероприятий было бы честнее заявить и отдых от еды. Видимо, в этом и заключался коварный план руководителя: делаем дневной прогон за полдня, а потом и отдохнуть можно. Сколько пожелаем. Хоть полдня.
    Оккупировали местный умывальник, притаившийся за домом. Роль его играл торчащий из стены кран над металлической раковиной. «Питьевая родниковая вода» - сообщала нам надпись, венчающая сие сооружение. Устройство оказалось многофункциональным: и воды попить, и с лица пыль, принесённую со спуска, смыть, и ноги в чувство привести. Им сегодня особенно досталось. И погодите ворчать на грязных туристов, оскверняющих своими ногами умывальники кавказского общепита. Видели бы ту раковину! В ней давно уж жизнь завелась - цветёт вон вовсю. Ей такого рода удобрение только на пользу.
    Лёха, не удовлетворившись одним только мытьём ног, решил, видимо, усилить эффект и вдобавок постирал носки. Развесил их на заборчике, попросив Аню проконтролировать, чтобы он их не забыл. Анна Павловна, проникнувшись важностью миссии, завела будильник, призванный предотвратить потерю столь важного снаряжения.



Стандартная порция на обед - пара хычинов, салат и литр жидкости. Кому пива, кому лимонада.

Полакомившись хычинами в прошлом году, мы ещё в городе дразнили не знакомую с ними половину группы. Те, вдохновившись нашим описанием, с первого дня похода ждали возможности приобщиться к прекрасному. Не ведали мы тогда, что балкарские хычины - вовсе не то же самое, что карачаевские. Не то чтобы они оказались совсем несъедобными, но и ожиданий явно не оправдали. Разочаровались все: и мы, ожидавшие повторения прошлогоднего удовольствия, и остальные, так и не разобравшиеся, за что же мы боготворили эти самые хычины. Впрочем, в кавказских походах хычин - некий символ выхода в населёнку, характерный именно для этого района. Более универсально пиво. Даже для тех, кто к нему равнодушен. Фразой «чую запах пива» обозначают и близость свежих овощей, и возможность купить молока со свежим хлебом, и наличие нормального, а не сушёного мяса. Кому что. А мне, пожалуйста, всё заверните. И можно без пива.
    Вопреки обещаниям забрать с собой все спиртное, парни прихватили лишь бутылочку коньяка. На сей раз руководитель лично проконтролировал сей процесс. Чтобы без всяких там неожиданностей.



Салат был хорош.

После сытного обеда настроения идти до Джантугана пешком ни у кого не нарисовалось. Осталось найти транспорт. На роль ответственного по этому вопросу единогласно выбрали Данила - единственного абсолютно трезвого мужика. Его отправили к хозяевам кафе - узнать, что на сей счёт могут предложить они.
    Есть машина. С нас восьмерых просят две тысячи. Как-то многовато за пусть даже десять километров хорошей дороги. А у нас ведь уже и связи имеются: Магомед говорил, что есть возможность ухеать на машине его родственника. Переговоры поручают всё тому же Данилу. Как и ожидалось, там цена привлекательнее. В два раза, между прочим.



Отличная ходка.



Это вот несколько больше на отдых похоже.

Только сели - уже обратно выходить. Граница погранзоны. Традиционно много вопросов на тему «кто, куда, зачем и почему». Впрочем, в отличие от прошлого года, на сей раз все вопросы предназначаются исключительно руководителю. Анне Павловне, то есть - именно её имя во всех бумагах. Лёха же под обычного участника косит. Пустили в погранзону нас под обещание, что на выходе из оной мы отзвонимся на пост. Какой контраст по сравнению с прошлым походом.
    Чем ближе к альплагерю, тем чаще встречаются группы разного рода военных. У них тут альпсборы. Мы было оживились, высматривая знакомые лица, но приятелей из третьей бригады так и не обнаружили.



Халява закончилась. Дальше опять ножками.



Река Адылсу.



Да-да, мы всё ещё возле альплагеря.

На воротах Джантугана - крупная надпись о запрете сквозного прохода через его территорию. Придётся в партизанов играть - по кустам обходить. Кусты эти нынче чрезвычайно популярны. Там практикуются в ориентировании всё те же группы военных. Периодически из-за какого-нибудь поворота появляется очередная партия условно зелёных человечков. Хорошо, что они тут не скрытное перемещение тренируют - только этого нам не хватало для полноты ощущений.



Вот теперь можно место под палатку искать. И желательно не на проходе - слишком уж тут людно.



Анна Павловна явно очень рада тому, что мы снова куда-то идём.



И не только она.



Вы только посмотрите сколько тут мест для стоянки.



А тут есть целое одно: дорога. Кажется, отдых продолжается.

Тропа, между тем, уходит круто вверх. Сегодня нам с ней не по пути, ибо воды там не намечается. По крайней мере там, докуда мы в состоянии дойти.



Зато дорога, наоборот, спускается. Данил с Лёхой уходят на разведку.

Руководитель возвращается с хорошими новостями: чуть ниже есть достаточно укромное место. Там что-то вроде заброшенного коша. Спуск к Адылсу и ручей с чистой водой тоже в наличии. Берём.
    Сложенный из камней забор вокруг ровной площадки действительно напоминает кем-то заботливо сооружённый загон. Кем-то сильным и совсем не ленивым - крупные камни сложены аккуратно, и надёжность конструкции сомнений не вызывает. Разгадывание назначения сооружения мы временно отложили. Гораздо интереснее оказалась мысль о банно-прачечных процедурах: и крупная река под боком, и до захода солнца, а значит и похолодания, есть ещё время.
    Первыми полоскаться отправили девчонок. И вовсе не за красивые глаза - за длину волос, которые перед ночёвкой лучше бы успеть высушить. Отобрав у нас палатки и прочее лагерное снаряжение, парни остались обустраивать территорию. Нам же показали начало тропинки в сторону реки, сопроводив это без особой надежды высказанной просьбой как-нибудь побыстрее.
    Мы пожелание учли и даже не стали пытаться найти идеальную заводь. Впрочем, хоть какую-то поискать пришлось - очень уж шустрой оказалась река. С температурой воды тоже какой-то прокол случился: мы не такую заказывали. Кажется, после второго полоскания (первое оказалось почти бесполезным) у меня мозг в трубочку свернулся. Так что вы там говорите про опрессовки и холодную воду из крана?
    Наскоро постиравшись, свернули лавочку и пошли в лагерь - звать ещё не помытую половину нашей группы. Встретило нас ехидное «с лёгким паром». Можно подумать, что им там кто-то воду подогреет. Бодрый костёр оказался куда более кстати. Лагерь обустроен, вода греется. Красота. Осталось постиранное куда-нибудь пристроить - на заборе, например, разложить - в палатке уют навести, и можно подползать к костру.
    Кстати, пока мы там водными процедурами наслаждались, кто-то догадался всё-таки, что это за место. Древний альплагерь. Стало быть, те самые сильные и неленивые - скучавшие без дела альпинисты, которым в дни отдыха или непогоды некуда было девать силы.



Включите фантазию и вы увидите забор.

Всё-таки славно мы сегодня отдохнули. Вот только после обеда как-то подкачали - могли бы ещё столько же навернуть, только уже вверх. Завтра, чую, продолжим отдыхать, поэтому не пора ли нам спать? Девять вечера уже.


День шестой

горы, туристское, Кавказ

Previous post Next post
Up