Тип: комикс (цифра)
Когда: декабрь 2018
Где: ComiXology
Сколько: 448 стр.
Есть перевод? Да, и насколько я помню - даже неплохой.
Доступность перевода: Недавно видела его в книжном магазине. Также существует любительский и тоже неплохой перевод так называемого Watchmen Motion Comic - это оригинальный комикс в видеоформате с озвучкой, почти без сокращений (точнее, почти без сокращений в самом комиксе; а вот дополнительные материалы, являющиеся неотъемлемой частью оригинального издания, в Motion Comic не вошли - но с другой стороны, я так и не собралась почитать их за все три раза, когда я читала Watchmen, так что воспринимать комикс можно и без них).
Если у вас были ранее сомнения о том, правильно ли включать в "Прочтённое" различные комиксы и аудио, то насчёт Watchmen'ов таких сомнений не должно быть. В этом комиксе больше признаков высокой литературы, чем в средней прочтённой мной книге (если что, я не принижаю достоинства книг, не претендующих на выскоую литературу, да и не читаю высокую литературу обычно; но следует признать, что написать произведение уровня Watchmen'ов гораздо сложнее, чем интересную приключенческую книгу).
О Watchmen'ах мне хотелось бы написать целую серию постов. Алан Мор вложил в комикс столько своей проницательности, что события читаются как то, что действительно могло произойти, а персонажи - как люди, которые действительно могли жить и принять такие решения. В их действиях, в фонах, в репликах достаточно жизни, чтобы делать из комикса выводы словно из событий реальной жизни. Я говорю это не на контрасте Watchmen'ов с его комиксами-современниками, которые в "серебряном веке" истории американских комиксов были в основном полным бредом и попыткой как можно дешевле выжать продажи. Watchmen'ы читаются сегодня так же естественно и остро - и особенно остро на фоне текущих отношений США и России - как и в год своего выхода. Sandman Нила Геймена, например, не читается так хорошо, хотя тоже является революционным комиксом своего времени: в нём видна чернуха и сенсационность, превращающая сюжет в отчётливо художественный, в то время как Watchmen'ы читаются почти что документально.
Следует, впрочем, заметить, что кроме комментария о холодной войне (помните
фрагмент, переведённой из книги "Трекономика"? Алан Мор явно мог бы сказать о себе то же самое) это также деконструкция супергероики, и для полного понимания образов полезно знать этот жанр. Но, возможно, сейчас самое лучшее время для русскоязычного читателя ознакомиться с Watchmen'ами, потому что супергерои заполонили собой все блокбастеры в кино, и даже если кому-то это уже поднадоело - то по крайней мере уже никому не надо объяснять образы и условности этого жанра.
Что касается фильма, мне кажется, он не воплощает художественной ценности оригинала не только потому, что снят больше как боевик и супергероический блокбастер, но и потому, что они изъяли их сюжета один элемент, заменив его на что-то более логичное и понятное для кинозрителя. А ведь абсурдность этого элемента была ключевой для понимания главного злодея. Неудивительно, что столько российских зрителей, смотревших только фильм, поддерживают план злодея.