Собор Парижской Богоматери (он же Notre Dame de Paris) из той истории, что "свято место пусто не бывает", в самом прямом смысле этого высказывания. Собор построен прямо на месте первой христианской парижской церкви, а та в свое время была построена на развалинах языческого храма Юпитеру галло-римского периода.
После закладки первого камня прошло почти два века, пока собор не предстал перед парижанами примерно в таком же виде, каком мы видим его и сейчас. Собор не только растил свои стены, но и украшался внутри. На одно только внутреннее убранство потребовалось около 65 лет.
Узнать, что кроется за стенами фасада, можно бесплатно. Вход свободный. Очереди, стоящие на вход, образуют экскурсионные группы, которые выстраиваются в длинную колбасу. Во всем виноват узкая маленькая дверь, которая не позволяет всей толпе разом попасть внутрь.
Собор и тогда был настолько великолепен, что в нем проходили все церемонии коронаций, венчания и национальные похороны - вот как ценили его французские монархи. Но и люди, которые были ограничить монархию не были против творить в стенах Собора - первый французский парламент, генеральные штаты заседал в стенах Нотр-Дама.
Главное украшение собора - его удивительные витражи, завораживающие своими отблесками и переливами! Я хотела сфотографировать каждую маленькую детальку! Но все-таки каждый из них прекрасен в своем объеме маленьких стеклышек!
Боковые розы, диаметром 13 метров - самые большие во всей Европе!
Кто бы мог подумать, что кому-то эти прекрасные окна, созданные руками настоящих мастеров своего дела, могут помешать. А вот в XVII веке их выбивали специально... И кто? Грамотные люди! А все для того, чтобы читать было светлее. С развитием образования и книжного дела, все больше людей научились читать. И лучшим бестселлером была Библия, которую с удовольствием листали на досуге во время служб в кафедральном соборе Парижа. Но, к сожалению цветное стекло не пропускает достаточно света... В следствие чего витражи нижних ярусов безжалостно разбивались.
Сейчас почти не осталось оригинальный средневековых стеклышек. Только части больших витражей в виде роз сохранились с ХIV века.
Это сейчас во всем соборе есть дополнительное освещение и подсветка, что позволяет нам наслаждаться внутренним убранством Нотр-дама во всей красе.
Не знаю, то ли это прекрасные витражи, то ли это тихая религиозная музыка, доносившаяся из динамиков, то ли атмосфера места в синтезе с прочтением страниц из путеводителя... Но меня посетило совершенно удивительное чувство - намоленности и чуть ли не святости этого места. Такое ощущение ко мне приходит крайне редко и, пожалуй, в последний раз я это ощутила в Черногорском монастыре Острог, находящемся на высоте 1000 с лишнем метров над уровнем моря и построенном в вырубленной в скале нише.
Возможно, и действительно, какие-то потоки энергии идут из сокровищниц Собора Парижской Богоматери. Там хранятся великие христианские святыни - терновые венец Иисуса и гвоздь, которым он был прибит к кресту.То, что они хранятся в соборе, я узнала поздно, уже по приезду домой. Наверное, на них можно посмотреть, посетив музей Нотр-Дама, вход в который платный и находится непосредственно внутри.
В первой половине ХIX Собор Парижской Богоматери пришел в абсолютный упадок. И чтобы памятник истории и главный, на тот момент, символ город, не разрушился совсем, пришлось вмешаться общественному деятелю, которому, к нашему счастью, было больше всех надо - Виктору Гюго. Именно он, считавший себя истинным парижанином, решил привлечь внимание к разрухе, поглатившей Нотр-Дам. Тут и родился замысел ставшего всемирно знаменитым, мильон раз экранизированного романа "Собор Парижской Богоматери".
Именно это произведение сподвигло жителей Парижа на восстановление собора: через 10 лет после того, как творение Виктора Гюго увидело свет началась крупномасштабная реставрация, продлившаяся почти четверть века.
Столь долгая реставрация принесла нам нынешний облик собора: были восстановлены витражи и убранство внутренних часовен, были установлены химеры и горгульи, ставшие визитной карточкой собора.
Портал страшного суда на самом узнаваемом фасаде Собора Парижской Богоматери четко дает лицезреть и даже рассмотреть все в деталях, что с нами сделают, если мы будем себя плохо вести.
Эти дядьки на фасаде совсем не страшные французские короли, как думали обезглавившие их в далеком 1794 году религиозно безграмотные революционеры. Все они - двадцать восемь царей древней ветхозаветной Иудеи. Но, как видно, трудами все того же Гюго парижане исправили ошибки Робиспьера, все вовремя спохватились и приделали им головы обратно. Безголовые цари, где ж это видано! На самом деле это настоящие средневековые скульптуры! Говорят их нашли бережно погребенными в основании старого дома.
Кстати, сейчас открыт доступ на башни собора. Правда лифта там так и не появилось. Да и вход платный. И очереди длинные.
Если в поисках красивых видов на Париж с высоты птичьего полета, вы захотите залезть на колокольни, то будьте готовы преодолеть более 300 ступеней по винтовой лестнице! Как же в меня потом болели ноги! :)
А вот так часто фотографировал мой любименький фотик: он у меня однозначно боиться высоты... )
А это колокол Эманнуэль. Самый большой колокол собора. Туристам рассказывают, что герой романа Виктора Гюго Квазимодо звонил именно в него! Его вес 13 тонн, а вес языка - 500 кг. Та еще махина.
Фанаты Парижа посоветовали не ограничивать любованием фасада с башнями, а обойти собор вокруг и заменить другую сторону. Оказалось очень даже ничего.
В общем, после прокрутки всего этого, что мне удалось увидеть тогда, пасмурным днём, у меня просто в голове не укладывается, КАК!? они, парижане смогли построить такое великолепие в те годы, когда на Руси все еще было из глины и дерева....