24 ноября - 1 серия25 ноября - 2 серия26 ноября - 3 серия Ликбез-декада "1968. Год, когда стало модно быть молодым" открывается кинопоказом в "Друзьях на Грибоедова". В уютной гостинной на втором этаже мы три вечера подряд будем смотреть трехсерийный фильм польского режиссера Агнешки Холланд "Неопалимая купина". Ниже представлена рецензия на данный фильм от
kinanet.
Она дает отличное представление о настроении фильма, о поднимаемых вопросах и в целом об эпохе и личности режиссера.
"Есть своя лично-биографическая и художественная логика в том, что польская постановщица Агнешка Холланд, которая училась на рубеже 60-70-х годов в Праге, в известной киношколе ФАМУ, как бы вернулась в поздний период собственного творчества к временам юности и сняла честную, бескомпромиссную, но и горькую картину с библейским названием «Неопалимая купина».
Из вероятных аналогий следовало бы привести безжалостно точный и невероятно убедительный сточки зрения объяснения психологии поведения тех, кто вынужден согласиться на вольное или невольное сотрудничество с господствующим режимом, моментально запрещённый и яростно осуждённый во всех странах соцлагеря фильм «Признание» (1970) французского режиссёра Коста-Гавраса. Он вроде бы раскрывал механизм организации «покаянных процессов» периода сталинизма в Чехословакии, но недвусмысленно намекал и на то, как ;«по-тихому» расправлялись с настроениями «пражской весны» после агрессии августа 1968 года. «Неопалимая купина» как раз подтверждает, что так называемые гайки стали закручивать далеко не сразу и по отношению не ко всем, кто этого «заслуживал». Кому-то позволили уехать, кого-то ещё пытались приручить в течение пары лет. Опаснее всего то, как люди ломались сами, а вот репрессии с оглядкой на Москву устраивались своими же соотечественниками, желающими выслужиться, получить какие-то блага, продвинуться в карьере и прочее.
Безусловная правдивость Агнешки Холланд и в интонации рассказа, и в воспроизведении деталей эпохи объясняется не только тем, что она лично была свидетельницей происходящего в Чехословакии. Вернувшись в 1971 году в Польшу и зная отнюдь не понаслышке, какие смутные протесты начали зреть в другом восточноевропейском социалистическом обществе, влившись в подспудно возникшее направление «кинематографа морального непокоя» (она была, в частности, соавтором сценария картины «Без обезболивания» Анджея Вайды) и явно симпатизируя активным деятелям и участникам «Солидарности», Холланд до своего вынужденного отъезда в Западную Европу, а потом в США была на своей родине среди художников с чётко выраженной гражданской позицией. И как только появилась первая возможность снять с полки то, что запретили (лучшая её лента «Одинокая женщина» пролежала 6 лет), и создать что-то новое и злободневное, то польская постановщица выступила с фильмом «Убить священника» (1988), осуждающим преследования коммунистами представителей католической церкви, которые как-то поддерживали протестные настроения своей паствы.
Кстати, к 1989 году относится начало решительных перемен в Чехословакии и реабилитация тех, кто попытался по суду обвинить власти, толкнувшие молодого студента на вызывающий поступок одиночки. И даже не понадобилось сорок лет, ка Моисею, который после встречи с ангелом в виде горящего куста долго водил богоизбранный народ по пустыне. А вот минисериал «Неопалимая купина» вышел аккурат к 44-й годовщине самосожжения Палаха на Вацлавской площади. Но куда страшнее в этой картине кадр, когда выкопанный из могилы гроб с телом погибшего студента сжигают ещё раз в городском крематории, поскольку режиму категорически не нравилось, что на кладбище часто собиралась молодёжь, желавшая почтить память стихийного борца за свободу.
И когда смотришь эту зрелую и мудрую работу 64-летней Агнешки Холланд, никак не можешь отделаться от стойкого ощущения, что она стремится по мере возможностей вылечить и нас, бывших граждан СССР и нынешних жителей России, путём хирургического вмешательства и вообще без наркоза от застарелых болезней невмешательства и самоустранения от того, что происходит вроде как далеко от нас. Оказывается, что близко и с нами!"