Как мы попали на книгофест.

Jun 27, 2016 12:43

Вчера в Краснодаре закончился фестиваль книг "Шуховская башня". Книги я люблю, а походить, пощупать, полистать просто удовольствие. Часами могу зависать в книжном магазине, хотя сейчас предпочитаю электронные издания печатным. На фоне книжной ярмарки проходили лекции и мастер-классы.

Мы бродили вокруг книг, так как столы были расположены именно так. Все потрогала, пощупала. понюхала. посмеялась над названиями, но разве может издание с названием "Что делать семье на даче без интернета" вызвать хоть каплю доверия. В основном это была мотивирующая литература, которая не заставила меня купить хоть что-то. Обложки красивые, шрифты заманчивые, названия дурацкие, буквы большие, бумага хорошая, но сомнительно.

Постепенно люди начали занимать места в импровизированном зале. Пространство для лекции было открытое и находилось напротив фудкорта. Стульчики, кстати, были честно украдены у желающих просто поесть.

Первым выступал профессор Алексей Викторович Татаринов (более известный в узких кругах, как филологический мужчина)) с лекцией “Словесность против реальности: 7 литературных миров современной России.
Честно, признаюсь, что плохо знакома с современной российской литературой. Скудные крохи в виде нескольких произведений Пелевина дошли до меня. Что ещё хуже, я не так давно вообще начала читать ныне живущих. Раньше я ими вовсе пренебрегала. Но можно заполнить пробелы, хотя мне кажется, что это не так уж и необходимо.

Первые слова Татаринова были о чуднОм месте проведения лекции: открытое пространство, гул из жующих и разговаривающих людей с фудкорта, сама атмосфера праздника и веселья торгового центра, эхо. Из-за всего этого в общем дезориентация во времени.
Выяснили цели современного писателя. Было два предположения: с одной стороны, писатели пост-модернисты рисуют мир разврата и вседозволенности, свободы от морали, тем самым подрывают скрепы общества, к слову сказать, итак не очень прочные; с другой стороны писатель наоборот вырывает читателя из его реального мира в иллюзорный, швыряет его в мир худший, чтобы поплавав в этой клоаке, читатель понял, что живет он просто прекрасно. Мы остановились на втором варианте.

Теперь о семи мирах:
1. Александр Проханов;
2. Людмила Улицкая;
3. Виктор Пелевин;
4. Владимир Сорокин;
5. Александр Потемкин;
6. Захар Прилепин;
7. Михаил Шишкин;
+ бонус мир - Владимир Шаров.

Немного о каждом писателе и его мире рассказал нам Татаринов.
Мне понравилась его мысль о том, что "речь пришла из глубин самого писателя". Мне всегда казалось, что язык обусловлен современной средой. Как говорят люди сейчас, такая и должна быть схема речи у писателя. Но у всех свои приемы, свои схемы, свой язык.

Алексей Викторович очень сочно рассказывал об этих семи мирах, что мне захотелось некоторые из них прочитать. Например, Александра Потемкина "Русский пациент", "Человек отменяется", "Кабала". До лекции много слышала о Сорокине, но только сейчас мне интересно, о чем он пишет. Лектор заманивал тем, что у Сорокина антиутопия сливается с утопией, и они идут неразрывно: "Первый субботник"; "Теллурия", "День опричника", "Лёд", "Путь Бро", "23000". Шишкин "Письмовник", "Венерин волос". О Шарове Татаринов сказал, что он классический мужик. чтобы убедиться в этом можно прочитать "Будьте как дети", "Возвращение в Египет".

Есть одна черта у российской прозы, её герои должны страдать, если не нравственно, то физически. Они должны искать ответы на философские вопросы о жизни, вселенной и всем таком. А без этих ответов они будут продолжать страдать.

Ещё одна интересная мысль про отличия западной литературы и российской. В западной литературе уже давно для себя ответили на вечные вопросы (42), принялись изучать душу отдельно взятого героя. А вот в нашей практике искать глобально, создавать не личности, а проекты, которые будут оттенять основную идею или помогать узреть её.

А вы читаете современную российскую литературу?

P.S. Чтобы не перегружать пост, о мастер-классе для начинающих авторов напишу в очередной заметке.

литература, книга

Previous post Next post
Up