1. (фото кликабельно)
В уже неблизком 2006 г. мы с моим тогдашним молодым человеком посетили Кижи. Я уже была здесь раз до этого, но это было давно - в 1983 г., я тогда как раз закончила седьмой класс, и мы путешествовали с дедушкой. Но мы не фотографировали, так что остались только сильнейшие впечатления, которые я была очень рада освежить.
Походу я выпросила у своего парня его фотик и отрывалась, стараясь заснять всё то, что запомнила ещё с детства.
Пост этот будет не столько любовательный, сколько познавательный, поэтому тут будут, например, фото одних и тех же объектов с разных ракурсов и сторон. Качество фоток вполне любительское, но что в кадре - разобрать можно. :-)
А начну я с фотографий озера. Во-первых, потому что берега онежских шхер очень красивы и зачаровали меня с первого ещё раза. А во-вторых - потому что нет смысла показывать Кижи - и не показывать при этом тот мир, которому они принадлежат: этот скупой и прохладный простор, синее полотно воды, эти камни, камыши и деревья.
2. Здесь уже можно начинать извиняться за качество фото, но! Все озёрные виды были сняты на скорости с борта "Кометы", а это - особый квест.
"Комета" - судно закрытое, и это в целом правильно, потому что если кто-нибудь, не дай бог, ненароком навернётся за борт, то будет ему быстрая хана на подводных крыльях. Однако сквозь поцарапанные стёкла салонов - фиг поснимаешь.
И только в одном месте на судне есть крошечный кусочек незастеклённой палубы с очень высокими бортиками - такими, что выглянуть отуда я могла, только встав на цыпочки и изо всех сил вытянув шею. Вообразите, как было удобно прицеливаться фотиком! А никакого подобия штатива у нас с собой не случилось. Так что все фотки с борта были с заваленным горизонтом и нерезкие, пришлось повозиться, чтобы их можно было хоть как-то показать.
Судно стартует из Петрозаводска и сначала долго-долго пилит по открытой воде, где не видать берегов. А потом начинаются шхеры - множество островов, островков и островочков, каменистых, как и вся эта земля, поросших лесом и кое-где даже до сих пор заселённых.
3. Какая же Карелия без берёз? Хоть это не та самая поделочная карельская берёза с красивой древесиной, а самые обычные берёзки - тем не менее, это один из символов этой земли, воспетый в народных карельских песнях.
4. Серебро - то ли кольчуга, то ли рыбья чешуя...
5. Я на всё это смотрю с замиранием сердца, потому что одной из первых книг в моей жизни был карельский эпос "Калевала" - сначала в детском пересказе, а потом и в полном стихотворном формате. Образами этих песен и мифов дышит здесь и ветер, и вода, и камни.
6. Между островами ходят небольшие суда, но это не общественный транспорт - а либо служебный, либо частный.
7. На островах покрупнее можно увидеть деревни, часть из которых до сих пор слегка населена, несмотря на то, что там нет никаких современных удобств - даже электричества! Многие из этих деревень оживают только летом, когда люди из города перебираются сюда на дачу, порой на все летние месяцы. Привозит сюда жителей водный общественный транспорт, а потом они уже сами курсируют между островами на моторках. Моторные лодки есть у многих, без них тут никак. Зимой дома закрываются, но некоторые любители зимней рыбалки и экстрима добираются до островов на снегоходах по льду замерзшего озера.
8. Вот! Вот такие картинки, только в графике, иллюстрировали мою любимую "Калевалу"!
9. Ещё один жилой (а может, уже и не жилой) островок. А на нём - вон там, справа, если приглядеться - старинная деревянная церковь. Но это ещё не Кижи! Образцы деревянного зодчества прошлых веков всё ещё разбросаны по островам.
10.
11.
12. На таких вот береговых срезах можно отлично разглядеть, как тонок в этих краях слой плодородной земли. А под ним - камни: либо гранитный монолит, либо нагромождение валунов и гальки, оставленное ледниками, бог знает сколько тысячелетий назад покрывавшими всю эту территорию.
13. Гранитные лбы, выступающие из воды и подёрнутые чахлыми берёзками.
14. А вот и ещё одна старая деревянная церковь.
15. Но вот мы заворачиваем за угол... то есть, за очередной остров, и перед нами - Кижи! Остров-музей, на который свезли и продолжают ещё свозить памятники деревянной северной архитектуры.
16. Экспозиция видна уже с воды.
17. И, между прочим, надо успеть налюбоваться этими прекрасными творениями в окружении пейзажа - пока видно всё, что их окружает. Потому что на острове будут только более-менее крупные планы - он, на самом деле, очень маленький.
18. А вот и сам Кижский погост - сердце и основа музея. Эти храмы были возведены здесь в 18 веке. Кстати, "погост" - это не только кладбище, как мы привыкли считать. Это ещё и старинная административная единица, привязанная к церкви. К кижскому погосту относилось 22 села с разных островов, поэтому, кстати, у храма Преображения Господня - 22 главки. Так нам рассказал экскурсовод.
19. Кижский храм Преображения Господня был главным на погосте, и здесь сидело местное церковное начальство. Поэтому Кижский погост - третье значение слова, кстати - сам по себе представляет большое церковное подворье и как бы небольшую крепостушку. Правда, настоящая старая ограда не сохранилась, её воссоздали заново.
Тут перед нами отлично открылся весь ансамбль - храм Преображения Господня (1714 г.), церковь Покрова Богородицы (1764 г.) и - между ними - шатровая колокольня (1863 г.).
Кстати, больше информации о музее можно получить, например, в Вики:
https://ru.wikipedia.org/wiki/КижиА ещё больше - на сайте самого музея. Там есть и интерактивная карта, и много всяких сведений:
http://kizhi.karelia.ru 20. Вот сейчас мы высадимся и побежим к музейному комплексу. А вот на том судне, кстати, вообще нет открытой палубы. Там никому не повезло.
21. А вот и Преображенская церковь. Со всеми 22-мя главками. Вся из дерева. Если не считать металлических конструкций внутри, вон они, виднеются в окнах.
Храм довольно долго простоял в запустении, и до того, как получил музейный статус, и после. Одна петрозаводчанка рассказывала мне со слов своего мужа (который в этом и сам участвовал), что в нём нередко останавливались зимние рыболовы и жгли прямо в храме костры, отламывая дерево от стен.
И когда наши культуроохранные органы, наконец, спохватились, храм уже подгнил и начал потихоньку разваливаться. Тогда внутри здания подвели металлический каркас, на котором храм натурально повис, и закрыли храм для посетителей. А снаружи прибили деревянные слеги, не позволяющие брёвнам разъехаться. Эти вертикальные полосы мы как раз можем тут отлично наблюдать. Так вот, их тут быть не должно, вообще-то. Кстати, если меня не обманывает мой склероз, то в 1983 г. их вроде бы ещё не было. Но тут я точно не помню, врать не стану.
Сейчас храм реставрируют - приподняли и, начиная снизу, перебирают заново, заменяя сгнившие брёвна - новыми. Желаю реставраторам удачи и надеюсь, что у них всё получится.
22. Кстати, погост. Вот теперь натурально погост, кладбище, то есть. При церкви хоронили священников и монахов, и их кресты стоят здесь с каких-то очень давних времён. И тоже все, как видите, деревянные.
Вообще, даже немного странно: по идее, камня в Карелии завались, а всё из дерева...
Обратите внимание: этот снимок я сделапа, стоя на середине острова. Видите, как недалеко до воды? С другой стороны, у меня за спиной, ещё ближе. И это ещё не самое узкое место острова!
23. Вид на дом Ошевнева с крыльца храма Покрова Богородицы. Кстати, именно в этом храме висит икона Страшного Суда, о которой я уже писала
в посте о том, что едят в раю праведники.
24. Меня вот это сочетание фактур и символов завораживает: тяжёлый замшелый камень, хрупкое старое дерево, седая древность - и сочная, яркая, зелёно-алая рябина, как воплощение вечно юной жизни, растущей сквозь века.
25. Покровская церковь - вот этот восьмигранник. Это, кстати, действующий круглогодично, отапливаемый храм.
26. Согласитесь, эта церковь отлично дополняет Преображенскую - во многом за счёт того, что имеет совершенно другой фасон при общей стилистике. У неё очень праздничный вид, не правда ли?
27. И никак не могу наглядеться на эту крышу, не знаю, как она правильно называется, вот которая пониже, над алтарём, и на ней одна главка, самая нижняя. Скаты у этой крыши - как шёлк, сияющий серый атлас...
Кстати, эти все главки и крыши на обоих храмах покрыты чешуйками из осиновой древесины. Именно осина на открытом воздухе приобретает такой благородный серебряный блеск.
28. Это Церковь Воскрешения Лазаря, построенная ранее XVI века. Если я правильно помню, это старейшая из сохранившихся деревянных церквей. Её, согласно легенде, построил некий Преподобный Лазарь, один, своими руками, и всю жизнь в ней служил, и что-то ещё, и в результате стены церквушки стали чудотворными, к ним прикладываются ищущие исцеления. Видимо, от них здание огородили веревкой, но поднырнуть под неё не составляет задачи.
29. Изначально зданьице это было гораздо проще, красивую крышу и серебристую главку приделали существенно позднее.
30. А дальше мы проходим рядом с мельницей, которая не только крутит лопастями, но и поворачивается вокруг своей оси вслед за ветром. Я даже не подозревала, что они такое умеют! Да уж, не больно-то подкрадёшься сзади к такому великану... Пусть и дальше живёт старичок. Или, скорее, старушка.
31. А это - часовня Михаила Архангела. Приглядевшись, на колокольне можно увидеть не только собственно колокола, но и звонаря.
32. Звонарь там (был, по крайней мере, в те времена) офигенный, по словам экскурсовода - какой-то эксклюзивный. Играл в самом деле очень круто, заслушались.
33. И вот уже всех ведут к дому Елизарова. Крестьянина Елизарова. Зажиточного, конечно, но всё равно - какая крутая хоромина! Там под крышей всё: и сараи, и конюшня, и хлев, и все хозяйственные постройки. Потому что холодно очень тут зимой. Просто так в уборную за сугроб не сбегаешь... И заодно скотина в хлеву на первом этаже дышит, сопит и даёт тёплый навоз - обогревает жилище. Даже лошадь запрягали в телегу или сани под крышей, а потом выезжали со второго этажа по специальному бревенчатому скату. Там дальше на фотках его будет видно.
В доме Елизарова мы пробыли долго. И подробно. Там внутри воссоздана вся обстановка крестьянской жизни. Но я про это расскажу в следующем посте, а пока - двигаемся дальше.
34. Возле дома народный умелец режет и тут же продаёт "панкИ" - народные деревянные фигурки, которые были когда-то одновременно и игрушками, и божками, и оберегами. Теперь - сувениры. А у меня Макошь от него до сих пор в доме живёт.
35. Возле дома - банька.
36. Попробуем заглянуть. Неудобно фоткать сквозь решётку. Еле вытащила, чтоб хоть что-то было видно.
37. Причал возле дома. И ведь казалось бы, всего-то - жерди для просушки сетей, столбик для привязывания лодки, мостки, камень и птица на мостках, тростник... А вид какой-то совершенно сказочный.
38. А это следующий дом - дом Ошевнева. Этот дядька побогаче был, и дом у него - и покрупнее, и поузорчатее. И кстати, вон тот самый скат для выезда.
39. И мне вот интересно: вот эти балконы вдоль второго этажа - они чисто для красоты или функциональны? По идее, наши рачительные предки ничего просто так не делали, но идей у меня что-то нет. Уж больно маленький-узенький балкончик.
40. А нижние ворота - это для скота как раз.
Не, ну круто же придумали? Мне страшно нравится такое домоустройство.
41. А больше мы толком и не успели ничего посмотреть, очень маленький был интервал между рейсами туда-обратно. Напоследок я снова защёлкала храмовый комплекс, потому что с какой стороны ни глянь - красив, а с собой не унесёшь. :-)
42.
43.
44.
45.
46. И вот - обратно. Остров напоследок снова радует своими видами.
47. Отсюда - уже и не скажешь, что музей, можно вообразить, что там всё по жизни.
48. И снова дома - не памятники.
49. Завораживает меня почему-то эта характерная северная манера - тёмные стены и много маленьких окошек рядами. Как на картинках Тамары Юфы, самого крутого иллюстратора "Калевалы":
50. Тамара Юфа. "Пейзаж".
51. Я опять ловлю образы из любимых мифов...
52. А вот, кстати, ещё одна мельница. Не музейная. И без крыльев. Интересно, сейчас ещё цела?..
53. Эту церковку мы уже видели, здесь она поближе. Круг замкнулся.
54. Последние взгляды на острова. Скоро "Комета" опять вылетит на большую воду - а в Петрозаводске будет уже снова реальный мир.