«Пираты Карибского моря». Заложники мифов.

Dec 27, 2007 13:34


Что в «Пиратах Карибского моря» переплетены мифологические и фольклорные мотивы разных стран и эпох, пародии на пиратскую литературу и Золотой век голливудского кино - это достаточно известно.

Но я вот совсем недавно заинтересовалась таким мифом, на который прежде не обращала внимания. И дальше бы не обратила, не попади я по ссылке на англоязычное сообщество по Барбосе и Элизабет. Пейринг конечно довольно необычный, но не об этом речь. На том сообществе меня поразил баннер. «Красавица и чудовище». И тут до меня дошло то, что прежде никак не вырисовывалось просто в силу того, что мы с жителями западного мира воспитаны на разной мифологии.

Итак. Вспомним сцену в первом фильме, где Элизабет называет себя мисс Тернер. Пираты тогда сразу же сворачивают бой, хватают мнимую мисс Тернер и спешно отправляются на Исло-де-Муэрте, рассчитывая с ее помощью избавиться от проклятья. И только там, когда обряд не подействовал, они задают Элизабет вполне резонный вопрос насчет ее отца. При первом просмотре это теряется в динамике фильма. Но уже во второй раз появляется легкое недоумение. Ну понятно пираты, они особым интеллектом и не блещут, но Барбосса, которого абсолютно все в фильме (даже Джек) считают очень умным человеком. Он тоже не задает вопроса об отце Элизабет. С одной стороны, медальон говорит сам за себя, но с другой - девушка запросто может быть хотя бы племянницей Прихлопа Билла. Не говоря уж о том, что Тернер - не самая редкая фамилия в Англии. Такое ощущение, что для всех пиратов само собой разумеющееся, что спасти их должна именно Элизабет, словно она точно подошла под тот образ, который они себе создали.

И тут я снова возвращаюсь к сообществу.

«Красавица и чудовище»

В нашем русском фольклоре на эту тему есть только одна сказка - «Аленький цветочек». Больше как-то русские девицы чудовищ в прекрасных королевичей не превращали. А вот в западно-европейской мифологии это куда более распространенный сюжет. Основных вариаций три - чудовище (собственно «Красавица и чудовище»), принц-лягушка (этих - великое множество) и принц в виде животного (к примеру - «Беляночка и розочка»). И во всех вариантах спасение у находящегося под проклятьем героя одно - прекрасная девушка. Чем уж она его спасает - это другой вопрос. Когда любовью, когда добротой, когда просто одним своим присутствием.

Так не стали ли пираты заложниками прочно засевшего в головах мифа? Какие бы они там не были пираты-распираты, а сказки им в детстве рассказывали такие же, как и всем детям. Ведь в сложившийся стереотип о прекрасной девушке, которая снимет проклятье, Элизабет вписывалась идеально. Как тут не поверить в знак судьбы?

Хорошая шутка.

сказки, рассуждения, кино

Previous post Next post
Up