Кто виноват и что делать

Aug 19, 2015 15:59


Недавно вышел документальный фильм Вима Ведерса о бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо. Сальгадо в основном снимал людей, как правило - какие-то очень неблагоприятные области, где бушевали эпидемии, голод, где одна нация кидалась истреблять другую и т.д. Я думала, что буду рыдать весь фильм. Но нет.
Смотреть было тяжело. Этих людей очень жалко, а других - "прямых виновников" этого бесчинства - постепенно помимо своей воли начинаешь ненавидеть. И да, они виноваты: кто дал им право убивать (да еще так жестоко) людей, просто потому, что они из другого племени? почему власти не могут обеспечить еду для своего народа, хоть она поступает и изнутри страны, и через гум.помощь? и т.д.

По мере того, как продвигается сюжет (который в общем-то не дает тебе углубиться в историю конкретного конфликта, но зато набирает количеством), мозг начал размышлять иначе. Как просто было бы повесить вину за происходящее на одного человека или один режим, но, во-первых, это невозможно, к катастрофе ведет целая орда причин, спорящих и перебивающих друг друга, а во-вторых, это бессмысленно. С виной нужно работать, вину нужно признавать, рассказывать о ней, помнить о ней и жить с ней. Вина - это ответственность.

Хотя бы в тех историях, которые снимал Сальгадо и о которых теперь повествует Вендрес, есть как минимум три "силы":

1) "Прямые виновники" катастрофы - конкретные люди, действующие из корыстолбия, жажды власти или просто ненависти, режимы и правительства сформированные такими людьми, армии, состоящие частично из таких людей или действующие по их приказу. Люди, ставящие собственную, близкую выгоду или выгоду для ближайшего окружения выше общественного благополучия и здравого смысла.

2) Сам народ. В очень многих примерах народ бездействует - не противостоит, не борется. Не работает, не думает. Просто сидит и ждет, что помощь или освобождение снизойдет на него извне, просто так. В случае с геноцидом и расправами бывало, что они спровоцированы предыдущими действиями данного народа. (Это не значит, что надо тут же вскочить и всех порубить в отместку, но последствия есть последствия - насилие порождает насилие.) Слепая приверженность традициям, культу, не-гибкость тоже не помогает выжить в критических условиях.

3) "Вселенское зло", вечное, непреходящее проявление отвратительной части человеческой природы. Вся человеческая история, начиная от грехопадения и Каина и Авеля, мягко говоря, не способствовала формированию доброго, честного, справедливого общества. То, что сейчас вытворяют конкретные люди и их объединения, есть прямое следствие всего предыдущего и повторение круга, "та же мысль на новом витке абстракции".

Я сейчас это всё не к тому веду, чтобы кого-то оправдать, а кого-то заклеймить. Отчасти я записала это для себя, for further contemplation, отчасти - чтобы визуально зафиксировать, как сложно всё это устроено, как тяжело остановить эту машину убийств и катастроф once it started, как далеко и глубоко нужно копать, чтобы докопаться до истины и ответа.

В конечном счете я плакала на этом фильме только дважды.
В какой-то момент Сальгадо сломался - он больше не мог смотреть на непрекращающиеся человеческие страдания, на то, что одни люди делают с другими и с самими собой, не мог смотреть и сознавать при этом свое бессилие. Наступило выгорание. И он уехал на родную землю, к тому времени тоже выгоревшую и иссохшую. И тут его жена Лелия (всем бы таких жен!) придумала сажать деревья. Когда-то на этой земле был пышный лес, пастбища для скота, жилье для многих птиц и зверей, плодородная земля, но со временем она превратилась в почти пустыню. Лелия предложила потихоньку выращивать и высаживать деревья, метр за метром.


За 13 лет подарить новую жизнь около 7000 га земли - посадить деревья, цветы, кусты; дать новый дом птицам, насекомым и животным; основать Институт Земли, который продолжает работу на этой территории и делится опытом и технологиями со всеми желающими. И при этом - залечить свою душу, сохранить семью, постепенно вновь обрести веру в человека, воскресить интерес и любовь к своей професии. Вот тут я заплакала.

Второй раз, а точнее первый, я заплакала от истории с младшим сыном Сальгадо. Еще во время беременности им сказали, что ребенок родится с синдромом Дауна. Это и сейчас непросто, а тогда, в 70-х ил 80-х было и того хлеще. Сохранились фотографии семьи с того периода - мрачные, озабоченные, перепуганные родители, всегда как будто под гнетом вины, боли и отчаянья. Потом сын появляется на свет и... мало-помалу они учатся жить вместе. На новых фотографиях они улыбаются, смеются, общаются и играют с ребенком, они больше не напуганы, они погружены в эту жизнь, какой бы они ни была, они ищут и находят в ней свет, любовь и силы.

В общем-то, механизм тут везде один. Мы не в силах изменить мир и повернуть реки вспять, мы даже не всегда в силах справиться с самими собой. Но мы можем каждый делать свое дело, маленькое дело, которое любим и умеем делать. Делать его честно, просто и с любовью. И оно мало-помалу преобразит всё вокруг.

фильм, впечатления, думы о хризантеме, люди, любимые

Previous post Next post
Up