В одном продолжительном разговоре о многих важных вещах мой друг из Германии сказал: "У меня такое ощущение, что твоя любовь к Москве и к твоей стране сейчас сильна как никогда". О чем он вообще говорит, подумала тогда я, какая любовь. Разве что
Hassliebe.
А сегодня утром вышла в магазин за молоком и едва не получила разрыв сердца, настолько вокруг красиво. И никакая злата Прага, ни старый университетский Хайдельберг, ни даже пылающий всеми возможными красками Фельдберг не может вызвать у меня таких чувств, потому что Москва для меня - пространство во сто крат более нагруженное смыслами, чем любое другое место на земле. И куда бы я ни поехала, где бы ни была, я обречена любить Москву. Так любят мать; даже если у вас натянутые отношения и не все гладко, вы же все равно её любите. Она же мать.
Пока я шла в магазин, перепрыгивая через холмики мокрых листьев, я вспомнила "Мастер и Маргариту", затем Бродского ("Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..."), следом Музей личных коллекций с дымчатым полотном Вейсберга и наш долгий разговор с В. про эмиграцию, а потом - "Как я встречался с Чеховым" Шмелёва.
Куда я теперь денусь от этого города...