Jan 24, 2011 00:00
Классический даосистский текст "Дао дэ Цзин" предостерегает художников от передачи окружающего мира в пяти цветах (черном, белом, желтом, красном и синем), так как "Пять цветов делают глаза человека слепыми".
Без сомнения это была реакция на строгий конфуцианский мир, который всё стремится разложить по полочкам. Конфуцианцы охарактеризовали бы чашку по тому, как она выглядит, даосисты же - по пустоте внутри чашки, без которой она не была бы чашкой. В отношении цвета это означало, что настоящий художник должен уметь рисовать без цветных пигментов так, чтобы павлин выглядел ярким и красочным, а персик - аппетитно розовым, и таким образом добиться более глубого понимания природы. Именно этого старались добиться художники-любители во времена правления династии Тан. Цветные краски предназначались для профессиональных художников, на которых элита смотрела свысока: их работы хотя и были необходимы, считались вульгарными. А вот черный был цветом настоящих художников, сочетавших между собой поэзию с живопись и стремившихся изобразить то, что было в мыслях, а не то, что видели глаза.
(с) Victoria Finlay, Colour, Travels Through The Paintbox
цитатник,
искусство