Сразу оговорюсь, речь далее пойдет о шенгенской визе. Так уж сложилось в нашей стране, что для получения визы, нужно собрать кучу всяких разных доказательств, что вы не собираете остаться в стране путешествия. И если документы с работы и выписки с банков это просто головняк, то аренда жилья и покупка проездных билетов это еще и совсем немалые материальные затраты (а чаще всего и основная затратная часть всего путешествия). И вот если в вопросе аренды жилья есть всё-таки какие-то варианты (в зависимости от посольства распечатки с букинг.ком чаще всего подходят), то с проездными билетами всё намного сложнее.
Я не знаю как у вас, но я несколько раз слышала, что если билеты просто забронированы, то представители визового центра/посольства их просили выкупать (даже не смотря на то, что на сайте посольств многих стран написано, что мол не оплачивайте билеты).
Итак, вы собрали все документы, забронировали жилье, купили авиабилеты по супер ценам. Сдали документы в посольстве, расслабились и тут через пару недель вам приходит паспорт, о боже, с печатью отказа. Судя по статистике, кстати, сегодня такой "сюрприз" всё чаще возможен, к сожаленью. Чего греха таить, я была почти уверена, что меня такая участь уже не постигнет. В паспорте куча отъезженных виз, в том числе британская (которая считается намного сложнее шенгена), куча печатей. Вобщем какое-то время я была просто в шоке.
Но вернемся к нашим действиям. После того как мы понимаем, чтоу нас отказ в визе, остается 2 варианта: попытаться снова собрать, уже более тщательно, все документы и подать заново в посольство или же, просто по какой-либо причине отказаться от варианта №1, и отказаться от поездки (дальнейшие варианты получения визы это уже дело третье). Но, чтобы отказаться от поездки вам хотелось бы хоть как-то вернуть авиабилеты, за которые вы выложили кругленькую сумму. И тут, с полной увереностью, я могу утверждать это возможно! Сначала опишу процедуру возврата денег, а потом несколько лайфхаков, как сделать этот возврат менее затратным.
Процедура на самом деле проста. Лично я покупала билеты через посредника, т.е. не на самом сайте авиакомпании. После получения паспорта, я им отправила электронное письмо, обязательно с указанием номера заказа, куда собиралась лететь, и, конечно же, по какой причине хочу вернуть. Они мне перезвонили и сказали какие документы им нужны. Всё просто, вы отправляете копию паспорта с печатью отказа, письмо отказа, в котором указаны ваши имя и всё. Посредник в свою очередь пишет письмо в авиакомпанию. Авиакомпания ( в моем случае - через пару дней) отвечает, что они согласны вернуть такую-то сумму за минусом штрафа (снова таки в моем случае эта сумма составила меньше 10%), и еще просят написать вас письмо с реквизитами карты для перечисления. Всё, далее ваше дело снова ждать. В течении 10 дней (срок наверное у каждой авиакомпании разный) деньги поступают на ваш счет. Дело сделано.
А теперь о лайфхаках, о которых вы должны подумать заранее, еще на этапе покупки билетов.
1. Конечно идеально было бы покупать билеты, которые предусматривают возможность возврата. Но чаще всего это приводит к значительному и значительному удорожанию билетов. Поэтому сами смотрите нужно ли вам соблюдать этот пункт или нет)
2. Помним о том, что лоукосты билеты не возвращают. Хотя, кстати, в моей практитке было и такое. Но тогда причина возврата была, зависящая от них, а не просто моя прихоть.
3. Важно покупать билеты одной авиакомпании. Идеально если перелеты прямые. Потому как если у вас стыковки, при чем разных авиакомпаний, то каких образом и как потом разбираться кто сколько вам должен?!
4. Когда покупаете билеты, однозначно не помешает зайти на сайт авиакомпании и изучить вопрос возможности возврата стоимости. Кстати не направах рекламы, в моем случае это была компания KLM. Знаю, что МАУ сейчас активно рекламирует, услугу возврата деньег в таких случаях, чего видимо раньше не было. Честно скажу, я не изучала условия всех других крупных авиаперевозчиков, но думаю многие из них идут на уступки.
5. Хорошо бы покупать билеты на сайте авиакомпании. Потом в случае отказа в визе вам придется общаться напрямую с авиакомпанией, а не через посредника, что всё-таки немного упростит саму процедуру.
Вот и всё. На практике оказалось всё реально и без лишней бюрократии. Конечно я вам всем желаю никогда не попадать в такие ситуации, но не всегда это зависит от нас. И тем не менее, путешествуйте, летайте, узнавайте мир. Это же так интересно! :)