Почти как у людей...

Jul 31, 2014 16:41




Колонии экстремотолерантной, в норме подвижной диатомеи Nitzschia amphibioides, не встречающиеся в дикой природе.

Внимательные наблюдения за ростом даитомей в культуре, сделанные моей группой в ИОРАН, показали удивительные вещи. При росте на питательной среде - без разницы, твёрдой или жидкой, многие виды диатомей образуют колонии. Причём речь идёт о существах, в дикой природе колоний не организующих в принципе.
          Так, например, образование лентовидных колоний замечено у видов Nitzschia amphibioides, Nitzschia amphibia, Amphora pediculus, Amphora normanii, Pinnularia viridis и некоторых других. При этом у всех упомянутых видов мы наблюдаем как колониальные формы, так и одиночных, активно двигающихся особей. И при разрушении колоний индивидумы начинают неохотно, но ползать.
           Безусловно, в пределах этих родов есть виды, образующие лентовидные структуры в естественных местообитаниях. И, хотя речь идёт о совершенно других видах, тем не менее выходит, что такая возможность потенциально заложена в пределах рода.
           Постоянно открывая что-то новое в экологии диатомей, наша исследовательская группа уже не особенно удивляется таким явлениям. Но для науки это всё же новость. Со своей же стороны замечу, что диатомеи - существа социальные. И социумы у них состоят из многих видов. Если же в культуре растёт один вид, то и он начинает распадаться на устойчивые морфы, отличающиеся друг от друга морфологически, поведенчески и - что важно - способностью к построению колоний. То есть у некоторых морф клетки после деления не расползаются, образуя вскорости ленты. Причём отмечаем мы это явление только у видов, способных активно осваивать самые разные местообитания: от мягких и до самых экстремальных.
           Позволю себе смелость сделать такое заключение: попадая в уютную культуральную среду, популяции этих видов делятся на тех, кто способен с удвоенной силой радоваться новым благостям жизни - и на тех, кто впадает в подобие спячки, образуя колонии из ближайших родственников, оседая на одном месте и теряя подвижность. Это тоже своего рода разделение популяции по социальным адаптациям. Почти как у людей: в сущности одних уютные условия для жизни пробуждают стремление к подвижности и творчеству, у других - к бесконечному воспроизводству себе подобных в состоянии морально-этического полусна.




Одиночная, свободно и активно перемещающаяся особь Nitzschia amphibioides.


диатомеи, микромир, жизнь, пена дней, фото, реальный Мир

Previous post Next post
Up