что и енот в первой половине июля в море вышел. Хоть и не собирался. В эту пору многие из дорогих коллег по морям разъехались в рабочие экспедиции: кто на Чёрное, кто на Белое, кто на Каспий, кто в Таманский залив, а кто и на север Мурмана, в Море Баренцево. Енот же, хоть ни на кокой корабель ступать и не вознамеривался, а всё равно, как только предложение поступило, счёл, что отказаться от него невозможно, невыносимо и неравносильно. И отправился в Море Средиземное. А точнее - в Медитерранею Восточную, с коллегами из Кипрского океанографического центра, в рабочий выход по сбору гидрофизических промеров и образцов зоопланктона. Отправился туда Енот, чтобы активно участвовать в показе ученикам того уникального явления, что именуется "Люди двигают науку". А заодно много интересного и нового и для себя увидел. Не о том, как люди - крепкие, жилистые и неутомимо жизнерадостные, характерного учёного облика - макают в пучину СТД-зонд на капроновом тросе или тягают на борт большую белую планктонную сеть, чтобы затем тщательно смыть со стакана налипшую мелкотваристую массу, а в перерывах меж станциями уплетают печеньки сахарные и пирожные без вреда здоровью... Совсем о других вещах узнал и увидел Енот. Но скажу сразу: с учёными, постигающими тайны Медитерранеи у берегов Кипра, подружиться было очень здорово - ребята они замечательные, творческие и тоже лёгкие на подъём - в том числе и при сверзании в пучину с кормы шляпой вниз, и при лихом жонглировании над волнами прибором за 75000 ад (американских долларов), и при включении-выключении мотора лебёдки, вывешенной над носом кораблика, с помощью протянутого на корму оранжево-красного шнурочка. Науку делают лихо.
А новое вот что увидел Енот:
Это - крупнейший в Мире пароход с велосипедным приводом. Закреплённое на прочной стальной мачте колесо раскручивается вручную (можно вножную, более традиционно, но здесь Европа) - через систему блоков, по которым идёт цепь. Можно и морских свинок запустить в компактный барабан: хоть и свиньи, зато их не укачивает. Затем, вращаясь инерционно, это огромное велосипедное колесо передаёт импульс вращения на каретку, расположенную прямо за надстройкой ходовой рубки. А с нёё происходит уже превращение кинетической энергии в электрическую с последующим успешным запасанием на аккумуляторе. На этом запасённом токе и движется судно весьма нехилого водоизмещения.
Разведывательно-буровая платформа морского базирования. Расположена прямо на акватории порта Лимасола. С видом на туманный горизонт, в котором утопает невидимая Северная Африка, охваченная пожаром войны за ливийскую нефть. Поэтому бурить вдали от берегов, прямо скажем, в нонешние времена опасно - неизвестно, кому достанется продукт.
Поэтому сообразительные люди поступили крайне просто, удобно и выгодно: поставили буровую прямо у берега, и шукают под ней, в глубине породы, укрытой под волнами, ценное топливо. Утром приехал на работу на катере - вечером уехал домой, в бескрайний и тёплый улицами Лимасол. Не то, что у нас - если и ставят буровые, то где-нибудь у чёрта на рогах, в Баренцевом или же в Каспийском Море, километрах во многих от берега, чтобы никто не видел...
Воткнули бы прямо в Москву-реку, прямо в черте города. И с большой вероятностью нашли бы всё необходимое для успешного производства бензина. Выделялась бы своей несуразностью? Так ведь нам, москвичам, к этому не привыкать: у нас Колумб за штурвалом островом правит в полный свой многометровый рост и размер. И ничего, привыкли. Появится полость под Сталицей? Так она и без того снизу пустая. Диггеры говорят, что на 500 метров. Зато была бы своя нефть или природный газ.
То же самое сооружение, только немного ближе. Судя по тому, что прямо под вышкой ничего не торчит, бурить ещё не начали.
Гаранты безопасности. Под флагом великой Германии, незаметно снова обретшей военный флот, и под знаком ООН. Кому-то, возможно, и покажутся эти военные корабли небольшими и не внушающими страха. А вот вся Северная Африка с её нескончаемыми беженцами их боится. И потому на Кипр их утлые посудины, переполненные чернокожими искателями европейского счастья и социальных пособий, носа не кажут. А против тех, кто готов идти "вброд", распевая зулусские гимны и помахивая вудуистскими талисманами, есть ещё и подводная лодка - её нос виден справа на снимке.
Подлодка более крупным планом. Для тех, кто не в теме: они хоть и под знаком ООН, но сейчас работают под эгидой НАТО. Видите группу людей на носовой палубе? Догадываетесь, кто они? Правильно: это наши потенциальные враги. Или, возможно, в скором времени лучшие друзья. Помахайте им рукой и крикните морское приветствие - только не на зулусском.
А это - буй. Такими маркируется фарватер на входе-выходе порта. Особенность сооружения в том, что питается он за счёт солнечных батарей. И его не требуется перезаряжать тяжеленными аккумуляторами раз в квартал или каждые полгода. И гонять с этой целью здоровенный буесборщик водоизмещением в 1300 тонн. С огромным расходом топлива.
Шкипер - он же мастер - и капитан в одном лице держит одной рукой рубильник подачи электричества, а другой - тот самый рыже-пёстрый шнурочек, рывком за который лебёдка запускается на подъём или спуск троса. Стоят коллеги не за бортом, а на специальной площадочке почти над самой водой - на неё приборы и принимают, на ней же цепляют к тросу традиционно дорогущий зонд.
А это Енот за вполне привычным занятием, в привычной обстановке, но в новом коллективе. Концентрирует зоопланктон. Потом он научил коллег, как делать это быстрее и проще. Но их трудолюбие восхитило Енота. А коллег искренне удивило и очень порадовало, что пошедший с ними в Море бородатый мужик во главе группы подростков - оказывается доктор философии по экологии Моря. Еноты умеют шифроваться до последнего... такова особенность их похода к жизни. Но об этом я уже писал.