Мизия, королева Парижа...и вдохновительница гениев...

Aug 18, 2021 20:05

      *****

Она прожила искромётную жизнь и осталась прекрасной и редкой загадкой, оставив дерзкий и лёгкий след, который оставляют музы, вдохновительницы и подруги гениев.




-

У Миси был еще один дар, из которого она и сделала себе если не профессию, то, по крайней мере, громкое имя. У нее был безупречный вкус. Из бурлящего потока артистической жизни Парижа Мися умела вылавливать настоящие жемчужины. Она видела то, что не всегда было заметно ее современникам, окружала себя талантами, а подчас и руководила ими. А еще она была наделена неуемной энергией - в равной мере созидательной и разрушительной. Для своих друзей, которых считала гениальными, она договаривалась о заказах, заводила полезные знакомства, устраивала концерты и благотворительные вечера. Она от природы была продюсером и пиарщиком - вот только в ее время никто еще не знал, что могут существовать такие профессии, особенно, если речь шла о женщине.
-
Но давайте начнем сначала....
-

Мария София Ольга Зинаида Годебска родилась в артистической семье: дед-виолончелист и дед-писатель, бабушка - подруга бельгийской королевы и отец-скульптор. Появись она на свет в благоприятное время семейной истории, могла бы стать известной польской пианисткой или устраивать домашние концерты для многочисленных гостей. Но семейную историю как раз занесло в крутой вираж - и девочка родилась в разгар катастрофы. Пока мать Миси Софи Годебска воспитывала двух сыновей и ждала рождения дочери в Брюсселе, отец, скульптор Киприан Годебски, уже полгода реставрировавший императорский дворец в Санкт-Петербурге, вдруг затеял роман с младшей сестрой собственной тещи. Да так стремительно, что его любовница уже готовилась подарить его жене двоюродного брата. Мися (ласковое - от имени Мария) родилась в петербургской гостинице, куда ее мать, доведенная до отчаянья анонимным письмом с описанием похождений мужа, приехала накануне вечером. Изнуренная долгой дорогой, промозглой российской погодой и переживаниями, Софи родила дочку раньше срока и умерла на руках подоспевшего к трагической развязке мужа.
-
Отца Мися будет ненавидеть всю жизнь. И не только за то, что довел жену до смерти, а девочку лишил матери, но и за двух мачех, которые Мисю и ее старших братьев ненавидели, отправляли в исправительный дом, спихивали надолго учиться в монастыри, по полгода держали под замком за незначительные провинности. За то, что 6 лет обучения в монастыре Сакре-Кер ей ровным счетом ничего не дали.
Лишь несколько прекрасных воспоминаний сохранились у Миси о детстве: уроки фортепиано с Габриелем Форе и дом бабушки в окрестностях Брюсселя, где девочка жила несколько лет после рождения и где позже проводила каникулы. Именитые бабушкины гости стали лучшими учителями и собеседниками маленькой Миси.
-

Когда семилетняя Мися играла на фортепиано и не доставала до педалей, ее держал на руках Ференц Лист и нажимал педали за нее. Ноты она выучила раньше, чем буквы и цифры. Музыке ее учил Габриель Форе, а разбираться в литературе - ван де Вельде. В 17 лет Мися была верховным судьей и искательницей молодых талантов в литературно-художественном журнале La Revue Blanche, который издавал ее муж. А в 36 - главной советницей Дягилева: без нее не проходили прослушивания, без нее не брали в труппу артистов балета, не заключали контрактов с художниками и композиторами. Ее боялись, ею восхищались, ее боготворили, ее обманывали. Десятки ее портретов украшают сейчас главные музеи мира.
-

Журналисты называли ее королевой Парижа. Морис Равель посвятил ей пьесы Лебедь и Вальс. Мизиа познакомила его с Сергеем Дягилевым, который заказал композитору балет «Дафнис и Хлоя». Музыковеды обнаружили в нескольких сочинениях Равеля зашифрованное имя Мизии Годебской.
-


-

После войны судьба свела Мисю с такой же сильной, властной и энергичной женщиной - она познакомилась с Коко Шанель. Они стали ближайшими подругами, хоть эта дружба очень часто напоминала соперничество. Надо отдать должное откровенности Коко, которая написала в своих мемуарах: "Если бы не Серты, я бы так и умерла дурой". Благодаря покровительству и связям Миси, Коко получала роскошные заказы, а через Дягилева свела знакомство с семьей великого князя Дмитрия Романова, с которым у Коко был долгий роман. До начала 30-х Мися и Коко были законодательницами парижской моды. Коко придумывала, а Мися была "витриной": у кого бы еще хватило смелости надеть брюки вместо платья и выйти на солнце без зонтика и в купальном костюме! Но если носит Мися, значит, это модно…
-
Мися организовывала для подруги заказы и в театральном мире, познакомила Шанель со всем артистическим Парижем. В своих мемуарах Коко напишет: "Мися была единственной женщиной, которую я и поныне считаю гениальной".
-
Наверное поэтому её и окружали гении, для которых она была настоящей Музой с большой буквы, то есть их богиней-покровительницей и источником их творческого вдохновения. Мизия была сильной, властной и энергичной женщиной.
-
С Шанель ее связывали тридцать лет близкой дружбы. При этом в мемуарах Миси имя Коко не  встречается ни разу. Таково было желание самой Шанель. «Я сама напишу о себе», - сказала она. «А тебе и  писать ничего не  надо, - ответила Мися. - Просто опубликуй свои бухгалтерские книги».
-
В последний путь Мисю провожала верная подруга Коко. Она хладнокровно вошла в спальню, где лежала умершая, закрыла за собой дверь, и вышла через час.
На кушетке, среди белых цветов, лежала прекрасная Мися. В изысканном белом платье, с красивой прической, аккуратно и умело накрашенная, она казалась спящей - и немногочисленные друзья, которые пришли попрощаться, были потрясены тем, что увидели. Шанель сотворила чудо: в последнюю прогулку Мися отправилась во всем блеске. На нежном белом шелке лежала бледная роза. Завершающий штрих, последний подарок верной Коко.
-
Несколько лет после смерти Миси все, кто приходил к ее могиле, видели одинокую свежую розу на сером камне. Невидимая рука каждый день присылала свежий цветок на тихое сельское кладбище, где нашла вечный покой та, что была известна всем, а ныне всеми забыта.
-
Ее жизни посвящены романы Феликса Лютцкендорфа (1981) и Йолен Трамбле (1988).
-
В фильме Яна Кунена Коко Шанель и Игорь Стравинский (2009) роль Мизии исполнила французская актриса Наташа Ленденже.
-
Мися не оставила наследников, не написала ни одной картины или фортепианной пьесы. То, что делала Мися Серт, в чем была талантлива, невозможно зафиксировать, сохранить, издать или повесить на стену. Ее главная способность была встроенным механизмом, как голос для певца или пластика для танцора. Способность смеяться, читать партитуры и рукописи, отвергать, кутить, носить платья и шляпы, позировать, вдохновлять. Жить.

===================================================================================



Художник Тулуз - Лотрек. Мися за фортепиано.



Художник Огюст Ренуар. Мися с собачкой.

==========================================================================
P.S. : Мизия ( Мария, Мися) родилась в Царском Селе...Вот именно по этой причине я и нашла её историю...
Всё, что связано с Царским Селом ( городом Пушкин ) мне интересно...кто родился...кто жил...кто что там написал...
и т.д., и т.п. )

впечатление дня, история жизни, женщина, Царское Село, интересно, позновательно

Previous post Next post
Up