Слушать вместе шум дождя.../ История Лоры и Тонино Гуэрра

Jun 05, 2021 14:29

     *****

Эта удивительная планета...под названием - Тонино Гуэрра...
Понять её, эту планету, - помогает Лора Гуэрра ( Элеонора Яблочкина ), жена Тонино..



==========================================================


Cупруге одного из самых выдающихся персонажей "золотой эпохи" итальянского кинематографа Тонино Гуэрры, его обожаемой Лоре, исполнилось 82 года… Когда-то их свело само время. В 1975 году в Москву приехал великий итальянский режиссер Микеланджело Антониони и его друг, выдающийся поэт, художник, писатель, автор сценариев фильмов "Казанова '70", "Фотоувеличение", "Амаркорд"… Элеонора Яблочкина в ту пору была скромной сотрудницей Мосфильма. "Лора" - так звал свою любимую маэстро.
21 марта 2012-го года его не стало. Он умер в родном городке Сантарканджело-ди-Романья. Урну с прахом замуровали в саду его дома в Пеннабилли, в самой высокой точке любимого сада, в стене, с древних времен ограждавшей замок герцога Малатеста. Именно отсюда, по мнению маэстро, было рукой подать до вечности.
-
Сама Лора рассказывает о своё муже так :
-
Да, мы познакомились с Тонино, когда ему было уже немного за пятьдесят, но прошли с ним вместе все главные этапы его жизни, кроме разве что самого ее начала. Тониночка часто говорил: "Это мы с тобой сделали". Я возражала: "Да нет, это ты сделал!" - "Неважно, - отвечал он, - у меня была прочно защищена спина". Гуэрра действительно утверждал, что мы с ним все сделали вместе. Единственное, что считаю важным я (и это дает мне более или менее устойчивое внутреннее спокойствие), - мои переводы стихов Тонино на русский язык и тот факт, что познакомила его с тогдашними лучшими людьми России. А они, в свою очередь, очень полюбили Тонино. Замечательный театральный художник Сергей Бархин, режиссер Владимир Наумов с женой, актрисой Наташей Белохвостиковой, режиссеры Саша Сокуров, Андрей Хржановский, Сергей Параджанов, художники и режиссеры Рустам Хамдамов и Юрий Норштейн, не говоря уж о великом Андрее Тарковском - все они стали его большими друзьями.
-

Однажды на птичьем рынке он купил мне пустую клетку и повесил в моей комнате на "Мосфильме". И бросал для меня в нее каждый день какие-то записки, предупредив, что, когда уедет, я должна их сама прочитать, выучить наизусть и таким образом выучить итальянский. Первой фразой, которую я вытащила и запомнила, была: "Если у тебя есть гора снега, держи ее в тени". Были фразы и более личные. Тут надо знать Тонино, он никогда напрямую не признавался в любви, но мог написать: "Сегодня я почти, почти люблю тебя до смерти". Там было огромное количество его фраз, мыслей, рисунков.
-

Наш эпистолярный и телефонный роман продолжал развиваться очень бурно. Тогда международные телефонные переговоры стоили огромных денег. И романьолец, телефонист, довольно наслушавшись нашего любовного воркования, начал соединять Тонино уже бесплатно. Таким образом у нас появился собственный телефонный ангел, с которым мы потом лично подружились. Они с Антониони еще не раз ходили к советскому послу и прочим начальникам, прося выпустить меня на месяц в Италию. И вот в 1976 году зимой, в январе, я в первый раз туда поехала. Это было огромной победой - добиться выезда в капстрану, меня провожали аж сорок человек, включая мою ближайшую тогда подругу, блистательного режиссера Лару Шепитько. Но была официальная договоренность, что вернусь ровно через тридцать дней.
-
Тонино говорил: "Я женился на Лоре, чтобы слушать вместе шум дождя и видеть, как падает снег"
Мое первое знакомство с Италией - отдельная "Одиссея". На шестой день итальянской жизни Антониони сел в машину, посадил свою Энрику, меня с Тонино, и мы вместе поехали путешествовать по всей стране. А значит, впервые я увидела Италию именно их глазами. Потом, по возвращении в Рим, Тонино меня познакомил с Федерико Феллини и Джульеттой Мазиной. Федерико пригласил Тониночку на обед к своей замечательной рестораторше Чезарине, которую он выписал из Романьи. Она впоследствии действительно заработала огромные деньги в Риме, у нее был замечательный ресторан романьольской кухни, очень вкусной. Когда я шла туда впервые, у меня дрожали ножки и ручки. Тонино посоветовал надеть "вот ту юбочку и эту кофточку", чтобы понравиться Феллини. При этом строго-настрого наказал: "Только, пожалуйста, не скрывай от Федерико, что я тебе нравлюсь". Помню, в конце нашего обеда Джульетта собрала со стола все сладкое, завернула в узелочек и положила мне в сумочку со словами: "Ешь, ты ведь ничего так и не съела". Да, у меня был шок. Мне приходилось делать вид, что все нормально, когда Мастроянни дарил роскошное пальто, Криция - что-то свое, а Софи Лорен готовила спагетти... Феллини, чтобы меня ободрить, открыл мне свои объятья со словами: "Тонино! Где ты нашел этого сибирского котищу?" Так он меня потом, кстати, и называл. Для советского человека той эпохи попасть в Италию, да еще в такую компанию - все равно что нырнуть в сон. Я себя порой именно так тогда и чувствовала. Можно представить, насколько Тонино устал от меня к концу моего пребывания. И от того, что я успела повыбирать подарки всем своим друзьям, и от того, что постоянно глазела на витрины магазинов, разинув рот, а в Венеции вообще упала в обморок. В итоге Тонино сказал с некоторой неопределенностью в голосе: "Может быть, я через год приеду еще, созвонимся". Но я все равно была счастлива и чувствовала, что в моей жизни главный праздник уже состоялся. И все же бал Золушки прошел, хотя по приезде в Москву я еще целый месяц ходила по друзьям и все рассказывала. А перед отъездом из Италии мне подарили целых три шубы. Но провезти в багаже три было нельзя. Так что я все их напялила на себя одновременно. И так вот, с сумкой наперевес, ввалилась в самолет. А в это время - так всегда случается! - летел обратно из Италии директор "Мосфильма" товарищ Сизов. Он посмотрел на меня с неподдельным ужасом и спросил: "Яблочкина, вы что, с ума сошли? В Москве ноль градусов".
-
Но, конечно же, Тонино начал звонить мне опять. Один из его вопросов прозвучал просто оглушительно: "Ты сделала все документы?" Я ему объясняю, что согласно советским законам, в капстрану можно ездить раз в два года. И вдруг Тонино начинает орать: "Как? Я сделал официальный развод! Разделил свое имущество! Отдал 75 процентов своей прежней жене..." И тут у меня вырывается: "Всё из-за меня? Да не надо было!" - "...А она, такая-сякая, даже справку о рождении не соизволила взять!" А с чего бы я ее брала? Мне ведь никто предложения до сих пор не делал. Вот в такой странной форме оно в итоге и было сделано. Гуэрра велел срочно собрать все нужные документы и назначить время свадьбы - сентябрь. В ЗАГСе выпало 13-е. Тонино одобрительно кивнул: "Это хорошо". Нам еще долго морочили голову местные начальники, но свадьба все равно состоялась. Антониони и Тарковский были свидетелями. Потом - торжественный ужин в ресторане "Русь". Все сидели, слушали, пока Тонино говорил: "Я женился на Лоре, чтобы слушать вместе шум дождя и видеть, как падает снег..."
-
Что потом? Потом просто началась жизнь.



https://www.svoboda.org/a/29845121.html

=========================================================================

интервью, история жизни, история любви, личность, Тонино Гуэрра

Previous post Next post
Up