*****
Максимилиан Волошин - «гений места», создатель удивительного творческого уголка Коктебель, который вот уже более ста лет является культурным пространством мирового значения.
В истории ХХ века очень мало примеров того, как поэт или художник сам строил себе жилье, мастерскую.
Обычно они арендовали, покупали или, в лучшем случае, заказывали проект архитектору. Волошин начал строить свой дом в 1903 году, а в 1913 году строительство мастерской было закончено, и дом принял сегодняшний, окончательный вид. Волошин создавал его как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников».
-
-
На самом берегу моря Максимилиан Волошин сумел создать Дом Поэта, превратив небольшой дачный поселок Коктебель в "один из культурнейших центров не только России, но и Европы". До шестисот человек за лето приезжали к Волошину в иные годы. "Он был вдохновителем мудрого отдыха, обогащающего и творчество и познание", - вспоминал Андрей Белый.
-
17 марта 1893 года Максимилиан записывает в своем дневнике: "Сегодня великий день. Сегодня решилось, что мы едем в Крым, в Феодосию, и будем там жить. Едем навсегда!.. Мне кажется, что вот именно теперь, только теперь начинается настоящая жизнь...там, около Феодосии купил вместе с мамой маленькое имение. Всего в версте от моря, недалеко от гор... Боже, как хорошо!".
Инициатором переезда был гражданский муж матери Макса - Павел Павлович Теш - московский врач. именно он отправился в Крым для покупки участка. "Эту землю, 20 десятин, Павел П. покупает пополам с мамой у профессора Юнге, у того самого, у которого он был в прошлом году, когда ездил в Крым", - записывает Волошин в Дневник.
-
-
"Дом Поэта", чем-то напоминала и средневековый замок, и типичную для Средиземноморья небольшую загородную виллу. Удлиненные «романские» окна мастерской - явный отголосок испанских и французских впечатлений поэта
В трехэтажном здании, со всех сторон оплетенном лестницами, балкончиками и галереями, должны были быть и просторный зал для приемов, и плоская крыша, с которой темными южными ночами можно было наблюдать звезды, и библиотека, и мастерская художника (с 1902 года Волошин пишет маслом, а десяток лет спустя появляются его замечательные акварели), и, разумеется, комнаты для гостей - друзей, художников и поэтов, и просто интересных собеседников.
-
Сюда Волошин приезжал в 1907 г., чтобы вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой - Маргаритой Сабашниковой. С апреля 1916 года Волошин живет в Коктебеле постоянно.
-
В нем изначально все задумывалось так, чтобы гостей размещалось побольше и чтобы отдыхалось и работалось им поудобнее. Не случайно из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей, заезды которых начались еще до его реконструкции. Приезжие, как правило, обитали на первом этаже, где, как соты, располагались маленькие комнаты. Каждого гостя Волошин старался поселить отдельно.
Проживали все бесплатно. Когда гостей случалось много, хозяин размещал их и на втором этаже, то есть на своей половине. Места хватало всем. Одна из комнат долго сохраняла название «гумилевской» - в ней останавливался Николай Гумилев в 1909 году. Чердак дома любили многие - К. Бальмонт, В. Брюсов, Вс. Рождественский, А. Белый.
-
«Требование к проживающим - любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь дома...» - написал Макс в уставе «Ордена обормотов». Николай Гумилев, Александр Грин, Алексей Толстой, Максим Горький, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Михаил Зощенко, в разное время гостившие здесь, с удовольствием с этим соглашались. Каждого отъезжающего гостя «обормоты» провожали коллективной песней и вздыманием рук к небу. Вновь прибывших встречали розыгрышем.
-
Трудно представить, сколько шедевров родилось в этом доме! Концерты, спектакли, купание, экскурсии в горы и пирушки вскладчину - вот чем полнились летние дни и вечера Коктебеля. Здесь складывались пары, здесь Сергей Эфрон нашёл у моря редкое чудо - генуэзскую сердоликовую бусину - и подарил её юной поэтессе Марине Цветаевой, ещё одной гостье Макса.
К началу сезона съезжались гости. Волошин составил специальную памятку: «Рекомендую привезти с собой мешки для сена и обеденный прибор (с тарелкой), и таз, если в нём нуждаетесь, стол будет на даче (около рубля обеды), комнаты бесплатно. Прислуги нет. Воду носить самим. Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие, где каждый, кто придется "ко двору", становится полноправным членом. Для этого требуется радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни».
-
Вересаев, живший в Коктебеле у себя на даче в 1918-1921 годах, писал: «Справа высятся крутые утёсы Карадага; на склоне его выступы скал образуют совершенно определённо человеческий профиль, несколько напоминающий профиль Пушкина. Впрочем, постоянно живший в Коктебеле поэт Волошин утверждает, что это его профиль».
После землетрясения 1927 года скала частично обрушилась - и принадлежность спорного профиля стала совершенно очевидна: он приобрёл необычайное сходство с Максимилианом Волошиным.
-
-
Больше всего Волошину хотелось, чтобы его Дом Поэта перешёл в руки государства, чтобы и после его смерти туда бы слетались его друзья-«обормоты». В 1929 году у Максимилиана Волошина случился инсульт, а в 1932 - 11 августа его не стало. Перед смертью Макс передал свой дом Союзу писателей: «Я, М. А. Кириенко-Волошин, поэт, художник и критик, приношу в дар Всероссийскому Союзу советских писателей каменный флигель моей дачи, закреплённый за мной постановлением Крым ЦИК от 29 января 1925 года за № 03945, для устройства Дома отдыха для писателей, под именем Дом Поэта».
-
По матералам : автор Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина
http://feolib.crimealib.ru/publ/sobytija/maksimilian_voloshin_moj_dom_raskryt_navstrechu_vsekh_dorog/2-1-0-57