*****
Александра Цабель, сестры Рябинкины, Евгений Стычкин. Все они - представители одной дружной семьи, одной театральной династии. Александра Сергеевна (в театре ее звали Аллой) Цабель была характерной танцовщицей Большого театра. Завершив сценические выступления, она служила заведующей балетной труппой родного театра. Поразительный факт: Александра Цабель за год до выпуска из училища талантливой старшей дочери Елены ушла из театра, чтобы не связывали успехи дочери с ее административным положением.
.
Многие годы Александра Сергеевна фиксировала все, что казалось ей интересным, даже сущие пустяки, связанные с жизнью семьи. Подробно записывала будничные заботы, переживания, радости, точно "упаковывала" по годам первые творческие успехи дочерей. Александра Сергеевна описывала эти эпизоды задолго до того счастливого времени, когда Елена и Ксения Рябинкины стали замечательными балеринами. Порою ее рукой водили сомнения и страдания - она сама отдала девочек в мир театра, слишком хорошо зная, сколь непросты его законы.
Александра Цабель Ксения Рябинкина
.
Как и любые мемуары, воспоминания Александры Цабель достаточно субъективны. Иначе и быть не может. Но несомненным является то, что написаны они любящим сердцем - страстно и нервно. И даже самые сухие строки дышат любовью и почтением, обидой и ревностью, преклонением и досадой. Этим они любопытны и драгоценны. Главной героиней выбранных для публикации фрагментов стала Елена Рябинкина. И это справедливо. Ведущей балерине Большого театра, а ныне педагогу Елене Рябинкиной было всего семнадцать лет, когда она станцевала главную партию в балете "Лебединое озеро" Большого театра. Подобный дебют - случай небывалый. Сегодня он стал легендой.
.
Несомненно, главным смыслом жизни Александры Цабель оказалась не собственная карьера в театре, а судьба дочерей, выросших в удивительной атмосфере добра и взаимопонимания. Замечательные страницы посвящены долгой и счастливой жизни Александры Сергеевны с Львом Александровичем Рябинкиным - выдающимся ученым-геофизиком, профессором, доктором технических наук. Все, кто общался с этой семьей, единодушно признают, что было в ровных отношениях и всепоглощающей любви, царивших в доме, что-то от старинного аристократизма. Удивительно, но дочки долгое время даже не предполагали, что их отец - выдающийся ученый с мировым именем, а дедушка - знаменитый врач. Такова была уникальная скромность этих веселых, мудрых и проницательных людей, не создававших культа служебного положения отца, матери, деда.
.
Те, кто будут внимательно читать книгу, заметят и повторы, и нестрогость литературного стиля. Но дочерям важно было сохранить дорогие интонации материнской речи. Так что стилистической правке рукопись не подвергалась умышленно. На первой странице титульного листа рукописи написано: "Посвящаю моим дочерям Елене и Ксане Рябинкиным и внуку Женечке". Александра Сергеевна не дожила до времени, когда Евгений Стычкин стал популярным актером театра и кино, но она распознала его талант одной из первых и верила в судьбу обожаемого внука. Жизнь показала, что интуиция бабушку не подвела.
.
Ксане - пять лет
Прошло лето, и наступила зимняя жизнь в Телеграфном переулке. Начиная с пяти лет, Ксаночка стала бывать на спектаклях в Большом театре. Она видела балеты "Конек-Горбунок", "Спящая красавица", "Дон Кихот".
.
От природы Ксана обладала отличной гибкостью. Артистки, чтобы позабавиться, начали учить ее гнуться, делать мостик, лягушку, шпагат. В скором времени Ксана стала легко выполнять все эти акробатические упражнения, чем приводила в восторг своих "учителей". Когда я уходила на сцену танцевать, она забиралась с ногами в большое мягкое кресло перед моим зеркалом и примеряла все имеющиеся в уборной украшения и парики. В шесть лет вопрос ее будущей профессии для нас был решен. Она говорила: "Только балериной! И только в Большом театре!"
.
Лена. Выпускной экзамен
Годовые и особенно выпускные экзамены в балетной школе всегда проходили торжественно. Леночкин выпускной экзамен был назначен раньше обычного, на апрель, потому, что в этом году балетная труппа Большого театра впервые уезжала на длительные гастроли в Америку. Руководителем поездки был назначен Л.М. Лавровский, он же был председателем государственной экзаменационной комиссии..
.
Леночка была очень хороша в адажио и во всех движениях на "середине", но с особым блеском она показалась в прыжках и на пальцах в пируэтах. Ее туры и шене были настолько виртуозными, что против всех правил каждое ее выступление сопровождалось аплодисментами.
.
После окончания экзамена мои друзья, присутствовавшие в зале, бросились меня поздравлять. Я была счастлива. Через несколько дней мы узнали, что во время обсуждения выпускного экзамена Лавровский отдал распоряжение немедленно начать подготовку Елены Рябинкиной к дебюту в заглавной партии Одетты и Одиллии в спектакле "Лебединое озеро". Он хотел, чтобы Леночка дебютировала через два месяца, в то время когда балетная труппа будет находиться на гастролях в Америке.
.
Младшая дочь
На второй год своей службы в Большом театре Ксаночка снялась в кинофильме "Сказка о царе Салтане" у режиссера А.Птушко в роли Царевны Лебеди. Съемки происходили летом, во время ее отпуска в театре, в городе Севастополе. Туда мы с ней ездили вместе, так как она была так молода, что я боялась отпускать ее одну. Через год в Москву приехал знаменитый индийский киноактер и режиссер Радж Капур. Он увидел на "Мосфильме" Ксанины фотографии в роли Царевны Лебеди и решил посмотреть ее на концерте. Он приехал в Концертный зал имени Чайковского, где Ксана с партнером Андреем Кондратовым танцевала номер, поставленный А.Мессерером на музыку Дворжака. Раджу Капуру Ксана очень понравилась, и он пригласил ее сниматься в главной роли в своем фильме "Мое имя клоун". Ксана должна была лететь на съемки в Индию в город Бомбей, где у Раджа Капура находилась собственная киностудия.
.
Снимаясь в главной роли, в актерском дуэте с Раджем Капуром, Ксана была в Индии на положении кинозвезды. О ней писали индийские газеты и журналы. В Бомбее Ксана стала такой модной киноактрисой, что ее портреты "печатались" даже на предметах домашней утвари: чашках, термосах и т.д. В своей роли (Ксана играла актрису цирка) она продемонстрировала, сверх нашего ожидания, большие способности драматической актрисы. Сниматься впервые в такой ответственной роли было для нее интересно и трудно. Тем более что говорить ей надо было на хинди, для чего она выучила роль наизусть.
.
Когда фильм вышел на экраны, Ксаночка получила много отзывов и писем. Восхищались ею и индусы, и русские, когда фильм стал демонстрироваться в России. Одним словом, вокруг ее имени как актрисы кино шум был большой. Однако несмотря на успех и интерес к новой для нее работе, она не наслаждалась этим. Ей хотелось как можно скорее вернуться к балету, в Большой театр, снова встать к станку и до пота трудиться.
.
В 1973 году Ксаночка вышла замуж. Через два года у нее родился сын. Теперь, кроме любимой работы, появилась еще семья, которая заполняет все свободное время. Самым главным стала для нее любовь к мужу и к сыну. Ксана оказалась нежной женой и заботливой матерью. Малыш родился прелестный, и все мы горячо полюбили нашего Женечку.
.
Из послесловия
Я неразлучна с Большим театром более полувека и встречалась со многими артистами. С сожалением должна отметить, что нередко тщеславие и желание быть первыми становятся самыми важными жизненными целями. К счастью, мои дочери избежали этого. Меня несказанно радует, что, несмотря на желание "натравить" сестер друг на друга, никому не удалось их поссорить. Я не встречала в своей жизни сердец более любящих. Они всегда помогали и помогают друг другу и в театре, и в жизни.
.
Еще мне хочется сказать, что, несмотря на мучительный труд, подчас тяжелую атмосферу закулисной жизни, я не жалею, что поставила моих дорогих девочек на путь искусства. Многое в их жизни сложилось не совсем так, как мне бы хотелось. Тем не менее жизнь в балете всегда приносила и приносит им большую радость.
=================================================================
.