*****
Геннадий Бортников
( 1 апреля 1939 - 24 марта 2007 )
-
"Я - клоун! Я собираю мгновения!...»
Слова из этого спектакля не сможет забыть никто из тех, кому посчастливилось его увидеть ...
Спектакля, который превратился - без преувеличения! - в ЛЕГЕНДУ ТЕАТРА.
Спектакля, который неизменно вызывал слёзы на глазах зрителей.
Спектакля, который стал главным в жизни этого прекрасного Артиста.
Спектакля, который он поставил для себя сам…
-
Генрих Бёлль. "Глазами клоуна".
Я смотрела этот спектакль несколько раз, неизменно возвращаясь
к нему - снова и снова…
И поражалась тому, что в каждом (каждом!) спектакле Геннадий Бортников находил все новые и новые грани для образа клоуна Ганса Шнира , а играл он этот спектакль на протяжении ДВАДЦАТИ ЛЕТ!...
Нет, не могу сказать, что я была обычной его фанаткой - ни фотографии под подушкой, ни простаивания у театрального выхода («увидеть, прикоснуться!»), ни даже элементарного желания получить автограф - ничего этого не было у меня никогда.
А было - потрясение его абсолютной необычностью, его уникальной театральной манерой, восходящей, наверное, к греческим трагедиям,
ну, и красотой - да, конечно, и красотой тоже!
Я видела его и в роли Раскольникова в «Петербургских сновидениях» (это был просто фантастический Раскольников!), и в "Нездешнем вечере" в театр "Сфера", но, конечно, именно Ганс Шнир стал его артистической вершиной…
Потому, что это был, действительно, ЕГО спектакль - им поставленный, им художественно оформленный и - главное, главное! - им до глубины Души прочувствованный....
И потому: спектакль не сыгранный - прожитый. Проживаемый - в течение этих двадцати лет.
.
Видимо, он наполнял его горечью и своей жизни...
В 7 лет он остался без матери. А со стороны отца у мальчика с самого детства было абсолютное непонимание:
никаких артистических наклонностей и тем более - "тонкой душевной организации" сына он принимать не хотел.
С детства Геннадий хорошо рисовал и мечтал поступить в художественное училище, но...
По жёсткому настоянию отца - поступил в машиностроительный техникум. Когда же, после с горем пополам законченного первого курса, Бортников всё же забрал документы и понёс их в училище своей мечты - дома и вовсе грянул скандал.
После этого скандала юноша сбежал из дома.... в монастырь.
Правда, домой по просьбе отца он, всё же - вернулся.
А вернувшись, услышал железный ультиматум:
"Пойдёшь учиться в Суворовское училище!"
Но его путь теперь уже лежал в Школу-студию МХАТ, после окончания которой он был принят в труппу Тетра им. Моссовета - театра, который стал его НАСТОЯЩИМ ДОМОМ...
.
Как и многие, роман Бёлля Геннадий Бортников прочитал в журнале "Иностранная литература", и настолько «заболел» этим произведением , что написал письмо автору в ФРГ (практически - «на деревню дедушке", не зная адреса!) - с просьбой дать разрешение на его постановку.
Не иначе, как перст Судьбы направлял почтальонов, но разрешение Автора актёром было получено.
Более того - Автор сам приехал в Москву на премьеру спектакля и был чрезвычайно доволен постановкой!
Да иначе и быть не могло: спектакль был, действительно- необыкновенен. Не отойдя от прозы Белля ни на йоту, Бортников наполнил её таким личностным звучанием, что это не могло не найти отзвука в зрительских сердцах.
И спектакль стал Легендой...
.
Не осталось НИ ОДНОЙ теле- и видео- версии, за исключением отдельных любительских (удручающего - увы! - качества) отрывков…
Но осталась (к счастью!) аудиозапись с его фантастически- задушевным голосом…
И остался его собственный рассказ об этом спектакле в документальных фильмах из циклов «Эпизоды» и "Легенды театра"...
.
Кроме спектакля «Глазами клоуна» у него были и другие театральные триумфы - именно триумфы: с рукоплещущими залами (и не только нашими - он заставил рыдать Париж!), с армиями обмирающих поклонниц, с оглушительными театральными аншлагами.
«Что он делал со зрителем.! Когда он замолкал, публика, затаив дыхание, ждала. В Париже были заголовки:
«Тень Жерара Филипа пролетела над Парижем», - вспоминала Маргарита Терехова.
.
А потом… Многие пытались объяснить - почему его популярность вдруг так резко пошла на спад?
Говорили о его отвратительном характере, о том, что он чересчур «зазвездился», искали причину в его грехах и пороках (видимо, делали это абсолютно святые люди!), пеняли на его чрезмерную оторванность от земной жизни (вот уж как будто именно эта причина когда- либо мешала Искусству!) говорили и объясняли многое...
А сам он считал, что дело в том, что он просто.. не научился стареть.
Да-да, это совсем не смешно, особенно для Актера!
Умение стареть, умение правильно и достойно принять возраст -
это тоже искусство! А он был весь соткан из юности…
Его Душа не смогла одолеть эту науку, не смогла...
Некоторые попытки вписаться в возрастные роли так попытками и оказались, попытками - чего греха таить, неудачными.
А я всё вспоминаю тот пронзительный спектакль, его из души рвущиеся песни-зонги, его дуэт с молодой Маргаритой Тереховой в роли Мари, вставший в конце спектакля в едином порыве зал!....
Вспоминаю и думаю: «Разве этого мало?»
Даже если бы он не сыграл кроме этой роли больше ничего (а ведь это не так - были и другие прекрасные роли!), ДЛЯ ЭТОГО СТОИЛО ЖИТЬ!
.
Текст Ирины Шумиловой
Click to view
=====================================================