Подход к теме.

Oct 23, 2015 10:22


Бытовые навыки, как терапия и развитие.

Это заметка, конечно, для родителей детей с особенностями (возраст не важен). Тем, кому реально трудно обучать ребенка одеваться, обуваться, кушать самостоятельно по разным причинам (проблемы с моторикой или отсутствие мотивации, волевые проблемы и т. д.).

Для родителей обучение этим навыкам детей задача не простая, а уж поддерживать каждый раз ребенка в этом процессе, а не одевать его второпях, так вообще подвиг! Даже если у ребенка нет проблем с подвижностью рук, а только с направленным вниманием или с мотивацией. Фразы: « Да, он все умеет, только мы торопимся!», «Ой, мне так быстрее!», «Да, мне проще самой покормить, она всё перепачкает», - я слышала невероятное количество раз, работая в школе с особыми детьми. Я могу точно сказать, что это тупик.

Важный момент и часто трудный - присутствовать своим вниманием с ребенком в процессе, а не трепаться с кем-либо. (Или, что часто бывает, не разговаривать на отвлеченные темы с самим дитём и тем более не ругаться на него, одевая его с раздражением).

Почему же он должен делать сам то, что уже умеет (даже если он научился только шапочку одевать с шарфиком и раздеваться) ? Почему надо обучать ребенка делать то, что ему сложно, а вам быстрее и проще?


Научить ребенка самым простым вещам не просто необходимость, это упражнение на присутствие в процессе, это развитие моторных навыков, это фактически упражнение для малыша на присутствие в самом себе, на концентрацию внимания на поставленной задаче: одеваясь, надо понимать где рука, как она двигается, где ноги, голова, попа, талия. Каждый раз, это фрктически географический обзор собственного тела, что для некоторых детей бывает трудно, но необходимо. Одеваясь, надо не отвлекаться, не уходить в свою «никуду», доделывать. К тому же, это еще и проживание различных тактильных ощущений от различных вещей. Если осознанно обращать внимание ребенка на это.

Как к этому подходить?

С любым маленьким ребенком, который еще и не помышляет о самостоятельности, нужно в процессе быть целиком. Обговаривать, что делается и как, вкладывая в процесс максимум вашей любви. Да и нежелание ребенка раздеваться - одеваться, можно обыгрывать и проговаривать. И делать все так медленно, как это необходимо именно для вашего малыша. Чтобы он успевал за процессом, нужно дожидаться, когда он посмотрит на свою ручку, ножку, пяточку, которая попала в носочек, в ботиночек. Гладить спинку, одетую в кофточку,, обратить внимание на воротник, на кармашек, картинку, на цвет (уже целый урок на внимание и мотивацию, на проговаривание эмоций). И хвалить, хвалить, хвалить. Радоваться тому, что получается. Трудность в том для родителей, что делать это нужно каждый раз. Т.е. начинать за некоторое время, понимая, что это необходимо для его развития (как телесного, так волевого и эмоционального). Да, вы еще и даете имена всем вещам, которые используете). И это все гораздо актуальнее для ребенка, чем многие занятия.

Конечно, родителям надо обращать внимание, обдумывать, как ребенок может двигать ручками, вдевая их в рукавчики, что должны делать ножки, чтобы попасть в ботиночек. Как увидеть пуговку и попасть в нужную дырочку. Нужно задаваться вопросом и делать паузу, наблюдая за деткой: где его внимание. Как направить внимание в нужную сторону или надо просто подождать медленного ребенка пока он сообразит, что делать с руками-ногами, а гиперактивного притормозить. А родителям тоже надо справиться со своим темпераментом, преодолеть свои эмоции (или хоть как-то разобраться в них). Но преодоление трудностей и есть развитие любого человека))) (Медленно, не значит, что вы смотрите в потолок или пишите смс-ки)

Но даже если многие трудности в обучении преодолены, надо поддерживать процесс каждый раз! Дети отвлекаются, забываются, зависают. Собственно взрослые тоже. В школах очень хорошо видно, как родители начинают разговаривать между собой, а дитё сидит с одной одетой штаниной, а время идет. Потом уже надо торопиться и часто с раздражением и матюгами (такое тоже видали) ребенка одевают.

Почему же нельзя помогать ребенку делать то,что он уже умеет делать? Ну, кроме того, что вы искусственно удерживаете его в младенческом-инфантильном состоянии?

У ребенка и так отсутствует внимание к процессам вокруг него и когда его одевают тоже. Навык не закрепляется, не становится легким со временем, желание преодолевать трудности не пробуждается. Осваивать дальнейшие процессы по-прежнему трудно. Получается, что все действия для ребенка трудны: одевание или еда, мытье рук и вытирание, все может сделать другой - взрослый. Продвижение становиться труднее с возрастом, много действий так и не стали привычными, зависимость от взрослых остается. С мотивацией к самостоятельности становиться все труднее.

***

Хочу написать статью, нуждаюсь в помощи родителей особых деток)))

****

На обучение любому навыку уходит много время и сил, но получается, если за ребенка продолжают делать то, что он умеет, все обнуляется и обесценивается..

Мне бы хотелось узнать о том, что реально мешает родителям не делать за ребенка то, что он уже умеет. Это важно понять и об этом важно поговорить. Особенно мне интересно, что думают родители подростков.
Что помогает таки не делать, а просто быть рядом и терпеливо ждать, пока ребенок (подросток) оденется или поест самостоятельно?

Комментарии скрываю, пока не отвечу на них.

аутизм, рабочее, Лечебная педагогика

Previous post Next post
Up