О фильме «Прiма» Георгия Параджанова (Фестиваль документального кино "Россия". Екатеринбург, 2011).
![](http://www.rossia-doc.ru/files/2011/Prima.jpg)
Смотрите, это Болотня - забытая людьми, но не богом деревня в Киевской области Украины. Здесь я живу. Здесь стала калекой, полюбила, родила сына. За всеми историческими процессами следила молча из узкого окна своей ветхой хаты - перешамкивала самые тяжелые новости сморщенным ртом. Здесь было все, здесь меня и похоронят… Обширное полотно документального фильма «Прiма» режиссера Георгия Параджанова причудливо и просто ткется из рассказа главной героини, знаменитой украинской художницы-примитивистки Марии Примаченко.
Иногда люди становятся деревьями: у них появляются корни и врастают в почву - очень плотно впилась в родную землицу и Мария Примаченко: не пожелала уезжать из Болотни, даже когда каждая пора родной земли вывернулась тошнотой после Чернобыльской катастрофы. Поэтому фильм «Прiма» - о любви, а не об искусстве. Искусство для художницы - только способ поклониться родным могилам, которых на жизненном пути примы из захолустья было множество - начиная со смерти мужа на Великой Отечественной.
«Прiма» - настоящий раздражитель для зрения: повседневность великой старухи не выходит из монохромного спектра, но ее картины, антитеза повседневности, - целая религия цвета. Люди и животные, лишенные их привычных пропорций в морях из красного и желтого - таким видит окружающий мир Мария Примаченко. Цветовой игрой оригинальность картины не ограничивается: помимо нее, в фильме любопытны звуковые решения: музыка, которая на протяжении большей части действия звучит только фоном неожиданно врывается в голову именно в тот момент, когда она необходима для полноты восприятия.
В картинах Марии Примаченко находят отражение многие исторические перипетии, свидетельницей которых она становится на своем веку и отношение к которым выражает в цветогамме. Впервые за свою жизнь художница обращается к черному и коричневому после того, как становится свидетельницей гибели живого в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Ее картины - это любовь и жалость, любовь и жалость дерева, которые дают художнице жизненные и творческие силы, с которыми знакомит зрителей режиссер Георгий Параджанов и которые художница завещает человечеству в финале фильма «Прiма». «Живите с миром», - этой фразой она обрубает свой рассказ и как будто не оставляет зрителю другого выбора.
Если выбирать - то только добро.