Jul 31, 2011 10:40
Перед тобой глубокий бокал, в котором плещется перламутровое вино свободы. Трубочку могут обнимать любые губы - пей не хочу. Никто и не думает анализировать способ потребления напитка и отгадывать загадку, почему в бокале, у которого есть дно, никогда не кончается жидкость. Лишь социолог Зигмунд Бауман поднес сосуд к глазам, чтобы оценить игру света.
Текучая современность Зигмунда Баумана, концептуально расчлененная в одноименной его книге, многоаспектна и многословна. Если сравнить ее с лоскутным одеялом, то заплата, посвященная специфическим смешанным благам свободы, находится у самых глаз спящего, который под ним спрятался - неясно от чего, может быть, от суровой действительности, из которой выжимается гнилая вода, стоит только наступить ногой. Этот спящий - собирательный образ всего человечества: нет, он не проснется от наших криков, но ему надо разъяснить на ушко ту картинку, которая пляшет под его веками. Текст хорош без преувеличения: оратор вещает интересно о страшном без использования излюбленного публицистами принципа нагнетания суеверного ужаса перед настоящим и будущим: это разговор на мировом языке - беседа, в которой может принять участие каждый.
Что такое Освобождение: благо это или проклятие? Стоит ли скидывать с себя одеяло? Это один из вопросов, которым задается социолог Зигмунд Бауман в своей книге под названием «Текучая современность» и, делая попытку разобраться в нем, приводит два типа суждений: первый ставит под сомнение выгодность свободного образа жизни, а второй развивает его, утверждая, что так называемые «обычные люди» просто не готовы к потреблению этих сомнительных благ. Ударение падает именно на категорию «обычных людей» - то есть на то скорбное большинство, которое не наделено особым коктейлем качеств, свойственных лидеру, и соответственно наиболее робких в вопросах приспособляемости. По сути, Бауман опровергает главное ожидание, которое свойственно всем недовольным и стремящимся: согласно его утверждению, за чертой свободы, которую мечтатели отчего-то могут ясно представить, нет счастья, поскольку свержение существующих порядков подразумевает обращение к собственным ресурсам, а это влечет за собой тягостные муки, неразрешимые страдания и отупляющий страх. Текучая современность обеспечивает индивидуумов максимальной свободой как раз за счет тех ограничений и норм, которые в ней существуют - это и хочет подчеркнуть социолог.
Представим себе ситуацию: человек случайно попадает на необитаемый остров - кто свободнее: он, избавившийся от давления власти, законов и традиций, или человек, живущий в обществе? На первый взгляд - дикарь, но на второй? Человеку, оказавшемуся вдали от общества придется взять судьбу в свои руки, полностью положиться только на себя, выполняя изо дня в день однообразную работу, к которой он может быть не склонен в силу своих природных способностей. Какова судьба человека, живущего в обществе? Перед ним расстилается необыкновенная свобода выбора деятельности, круга общения, способов отдыха. Так кто из них свободней?
Анналы истории до сих пор переваривают шуточную испанскую коплу, которую в пятнадцатом веке, наверняка, напевали юные свинарки:
Si mi madre no me casa
Para el domingo que viene,
Le pego fuego a la casa
Con todito lo que tiene.
Четверостишие переводится примерно следующим образом: «Если (моя) мама не выдаст меня замуж / к следующему воскресенью, / я ей подожгу дом / со всем, что у нее есть». Принимая в учет униженное положение испанской женщины XV века, это изречение можно практически приравнять к требованию: «Лишите меня свободы, и вы познаете мою благодарность» - а это уже звоночек, «un campanilla» по-испански. Мало того, что неизвестный автор этого литературного цветка не стремится обрести свободу и независимость, он, напротив, ратует за собственное «посажение» на цепь замужества, потому что именно семейная жизнь даст безопасность и твердую почву под ногами - а соответственно свободу. Это и есть народная мудрость.
Впрочем, в XV веке свинарки еще не знали о не устаревающих los campanillos Зигмунда Фрейда, которые звенят о том, что каждый конкретный человек отнюдь не является априорно добродетельным, а, напротив, по природе своей агрессивен, завистлив, нетрудолюбив, самовлюблен и асоциален. Этим утверждением он как бы вторит Томасу Гоббсу, которому принадлежит концепция «беспутного человека»: как только с индивидуума ниспадают путы социальности, не остается ничего, что могло бы успешно сдерживать животное начало - в самом «враге культуры» сил для этого недостаточно. Очевидно, свобода от норм не есть та свобода, которая может сделать человека счастливым, именно поэтому правила, законы и заповеди, «запускающие» человеческую душу в вечный круговорот одинаковости с момента рождения, существуют везде, даже в, казалось бы, самых далеких от цивилизации обществах.
Неплохо идею «животности» человеческого существа иллюстрирует фильм испанского режиссера Луиса Бунюэля «Ангел-истребитель». Сюжет таков: несколько светских львов приходят помурлыкать сплетнями в дом к главным героям, а после по необъяснимым причинам не могут его покинуть. Невидимые запоры - это единственный сюрреалистический момент фильма: все остальное действие разворачивается по законам хорошей драмы. Оказавшись отделенными от общества тонной кирпича, то есть освобожденные от него, и соответственно избавившиеся от пут законов и морали, герои постепенно становятся все более агрессивными и нетерпимыми друг к другу - такое ощущение, что еще чуть-чуть, и некоторые из них начнут покрываться шелковистой шерстью.
Еще один звоночек преподносит нам кандидат психологических наук Михаил Михайлович Решетников, говоря в своей статье под названием «Неочевидный образ будущего: модель и реальность» о так называемых «демократических иллюзиях». Любой школьник усваивает с уроков обществознания, что демократия - это государственный строй, основанный на максимально возможной свободе, которая базируется на этической концепции «равенства и братства», предполагающей одинаковое отношение ко всем членам общества, несмотря на их различия. Вывод таков: демократический строй фактически предоставляет только экономическую свободу, которая предполагает равенство возможностей, а ту тихую и ласковую личностную свободу, которая гладит по щекам и о которой говорит Бауман, каждый строит для себя сам - в процессе существования. Пускай демократический строй является по-настоящему свободным только в учебниках: индивидуум чувствует себя лишь частично суверенным и недоволен этим, - но множество ограничений, правил, традиций делают его свободным от мук выбора и принятия собственных решений.
Новый звоночек: Элвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего» предрекает всему человечеству страшные конвульсии и смерть от футурошока. Если раньше в быстром изменении жизни, политического строя, бюрократической системы и т.д. люди видели свое счастье и, очевидно, свободу, то с течением времени скорость преобразований начинает все больше приводить в растерянность. С легкой ностальгией Тоффлер вспоминает о своей работе в литейном цехе: любое мероприятие, будь то стандартизированная починка станка, проходило согласование через множество ступеней - но именно бюрократический аппарат и делал жизнь рабочих безоблачной: они были свободны от принятия решений и вообще свободны, несмотря на то, что черны от копоти. Ускорение темпов жизни сломало привычную схему бюрократических отношений: суета и необходимость мыслить самостоятельно значительно отравили жизнь многим.
По моему мнению, поднимаемый Бауманом в подглавке «Смешанные блага свободы» вопрос теснейшим образом связан с проблемой самоидентификации: с чем человек может себя идентифицировать, как не с привычными категориями, которыми апеллирует социум? Расторгнув неписаный договор с обществом, индивидуум сразу же утрачивает крепкую почву под ногами. Пускай Бауман не говорит о настолько тотальном протесте, но, я полагаю, что само отречение от власти, которая нас поедает, подразумевает разрушение социума - отказ от власти является, по сути, избавлением от конституирующего признака общества, а значит от самого общества. Может ли человек, неспособный к самоидентификации, быть свободным и соответственно счастливым? Очевидно, что нет, это доказывает и исторический опыт, в частности, революционная реформа 1861 года об отмене крепостного права, когда огромный пласт населения вдруг переродился и стал свободным, но фактически по большей своей части оказался обречен на маргинализацию, поскольку утратил привычный уклад жизни и собственное identity. Именно поэтому в первые годы после отмены крепостного права на больших дорогах значительно увеличилось число «романтиков». Аналогично и со всеми революциями, которые гарантировали слом привычных систем: человек, освободившийся от оков, вовсе не становился счастливым, но мгновенно вовлекался в устроение новых общественных парадигм.
Из всего вышесказанного вытекает, что природа несвободы заключается в осознании и несении ответственности за свои решения - то есть в том, чего многие хотят избежать, поскольку бояться неизвестности - общество создает алгоритмы, которые подразумевают определенные результаты деятельности, знание о них и делает людей свободными. И вот здесь-то возникает забавный парадокс: человек, находящийся в местах лишения свободы полностью освобождается от опасений за свою судьбу: он находится на государственном обеспечении, и его перестают волновать даже вопросы прокорма, занятий или досуга - так не становится ли он свободнее всех тех, кто находится по обратную сторону колючей проволоки? Хи-хик.
законы,
свободные ресурсы,
счастье,
записки,
коктейль,
самоидентификация,
социум,
Элвин Тоффлер,
будущее,
Решетников,
блага,
свобода,
Зигмунд Бауман,
identity,
Томас Гоббс,
текучая современность,
беспутный человек,
традиция,
1861,
социальность,
дневник,
футурошок,
маргинализация,
Фрейд,
власть,
общество,
демократические иллюзии,
философия,
копла,
Бунюэль,
освобождение