Мэдокс Браун Форд - Гайдэ находит Дон Жуана (акварель)
Форд Мэдокс Браун (Ford Madox Brown), (1821-1893) - английский живописец и поэт, один из виднейших представителей прерафаэлитизма, хотя никогда в самом Братстве прерафаэлитов и не состоял. Занимался дизайном витражей.
Click to view
Рихард Штраус (1864-1949) - реприза из симфонической поэмы "Дон Жуан" (1887-1889)
Глаза открыл он и закрыл устало
Недоуменье. Чудилось ему,
Что лодку то качало, то бросало,
И с ужасом он вспомнил - почему,
И пожалел, что смерть не наступала.
И вдруг над ним сквозь сон и полутьму
Склонился лик прекрасный, как виденье.
Лет восемнадцати, а то и менее.
Джордж Гордон Ноэл Байрон (1788-1824) - "Дон Жуан" (1819-1820), песнь вторая
Музыкальная поэма Рихарда Штрауса относится к программным произведениям. Рихард Штраус в качестве эпиграфа к своей партитуре привёл три отрывка монологов дон Жуана из поэмы австрийского поэта романтика Николауса Ленау "Дон Жуан", которые и стали программой произведения.
Вот первый из этих отрывков:
Волшебный круг без края и предела
Столиких женских чар души и тела
В кипучей страсти облететь хочу я
И смерть принять в последнем поцелуе.
О, всюду побывать; пасть на колени
Пред каждой, что красой тебя пленила,
И победить, хотя бы на мгновенье!
Николаус Ленау (1802-1850) - поэма "Дон Жуан" (1844), сцена первая.
Складной веер "Бой быков в честь Изабеллы II"
Испания (1850)
Испанская легенда о дон Жуане - одна из самых знаменитых средневековых легенд. Дон Жуан имеет свой исторический прототип. Так в хрониках и списках рыцарей ордена Подвязки упоминался некий дон Жуан Тенорио, придворный кастильского короля Педро Жестокого, живший в XIV веке. По преданию, дон Жуан был человеком испорченных нравов и непостоянный в любви. Однажды на поединке он убил командора ордена Гонсалеса де Ульоа, который защищал честь своей дочери. В отместку за это монахи-францисканцы заманили дон Жуана в монастырь и там его убили. А чтобы скрыть убийство, распространили слух о том, будто дон Жуан был низвергнут в ад оскорблённой им статуей командора. Такое объяснение отвечало народным поверьям.
Испанский литературовед Рамон Менендес Пидаль в своей работе "Об источниках "Каменного гостя"" пишет, что у многих народов существуют сходные предания о мести оскорблённых мертвецов. В Испании, например, пели народную песню - романс о том, как юноша схватил каменную статую за бороду и пригласил её на ужин, вследствие чего едва спасся от гибели.
С этой легендой сочеталась другая, также связанная с Севильей: ее герой дон Хуан де Маранья, знаменитый распутник, продавший душу дьяволу, в конце жизни раскаялся и стал монахом. Подобные герои встречаются и в народных легендах, и в рыцарских романах других стран: Обри Бургундец, Роберт Дьявол, герцог Нормандский.
Пьеса испанского драматурга первой половины XVII века - монаха Тирсо де Молина (1579-1648) "Севильский озорник, или Каменный гость" (1630) стала одной из первых литературных обработок легенды о дон Жуане. Дон Жуан изображён в пьесе дерзким нарушителем моральных и религиозных норм. Он не знает ни страха, ни раскаяния и бросает вызов самой смерти. Несмотря на это, Дон Жуан у Тирсо де Молина получился неотразимо обаятельным. Просто как Карлсон, который живёт на крыше: мужчина в самом расцвете сил.)))
Такой типаж мог появиться только на пороге нового времени: в эпоху Возрождения. Он был порождён гуманистическим протестом против церковных догм о греховности всего земного. Но Дон Жуан не просто обаятельный ходок по женской части, это сложная и противоречивая натура. Именно таким он и вошёл в последующую литературу.
С тех пор дон Жуан стал литературным героем поэтов, писателей и драматургов многих стран: в Италии он стал героем Гольдони; во Франции - Мольера, Корнеля, Мериме, Дюма; в Англии - Байрона, в России - Пушкина, Алексея Константиновича Толстого, Блока, Марины Цветаевой. Каждое из этих произведений по-своему отображало его образ.
Кроме того, начиная с XVII века и до наших дней, появилось множество музыкальных произведений, написанных на эту благодатную тему, среди которых оперы, балет, романсы и песни.
Почти во всех произведениях и литературных, и музыкальных присутствует поэтичный женский образ - донна Анна, которая любит дон Жуана. Согласно одним версиям, она дочь, согласно другим - жена командора. В её сердце происходит борьба между любовью и долгом, который, по понятиям того времени о чести, обязывал её мстить дон Жуану.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) - Аллегро из балета "Дон Жуан" (1761)
Наиболее интересными и по своим литературным достоинствам, и по тому, как по-разному преподносится образ дон Жуана, с моей точки зрения, стали: комедия Мольера "Дон Жуан, или Каменный пир" (1665), сатирическая поэма Байрона "Дон Жуан" (1819-1820), трагедия Александра Сергеевича Пушкина "Каменный гость" (1830) из цикла "Маленькие трагедии", пьеса украинской поэтессы Леси Украинки (1871-1913) "Каменный хозяин" (1912), а также стихи Александра Блока и Марины Цветаевой.
Среди опер самая замечательная опера "Дон Жуан" (1787) великого Моцарта.
Хороша и русская опера "Каменный гость", написанная Александром Сергеевичем Даргомыжским по мотивам пушкинскй трагедии.
И в наши дни интерес к легенде о дон Жуане не ослабевает - на её тему пишутся книги, музыка, пьесы и ставятся кинофильмы и мюзиклы. А в Испании - в Севилье, которая считается родиной дон Жуана, легенду используют в коммерческих целях: существуют экскурсии для туристов по дворцам дон Жуана.
Складной веер "Галантные забавы"
Франция (1880)
Великий французский комедиограф Мольер - Жан-Батист Поклен (1622-1673) в 1665-ом году написал комедию "Дон-Жуан, или Каменный пир", где объектом его сатиры стало феодальное дворянство. Мольер придал этому сюжету, облетевшему почти все сцены Европы, оригинальную сатирическую разработку. Образ Дон Жуана, этого излюбленного дворянского героя, воплотившего всю хищную активность, честолюбие и властолюбие феодального дворянства в период его расцвета, Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века - титулованного развратника, насильника и либертена - носителя свободной, гедонистической морали, циника, отрицающего все бытующие в обществе нормы.
Дон-Жуан лишен сыновних чувств, он мечтает о смерти отца, он издевается над мещанской добродетелью, соблазняет и обманывает женщин, тиранит слугу, не платит долгов и выпроваживает кредиторов, богохульствует, лжёт и лицемерит напропалую.
Но образ Дон-Жуана соткан не из одних отрицательных черт. При всей своей порочности Дон-Жуан обладает большим обаянием: он блестящ, остроумен, храбр, и Мольер, обличая Дон-Жуана как носителя пороков, одновременно отдает дань его рыцарскому обаянию.
Click to view
Жан Батист Мольер (1622-1673) - комедия "Дон Жуан, или Каменный пир" (1665)
Режиссёр Роман Самгин
7-я
Международная летняя театральная школа СТД РФ Июнь 2013
Спектакль поставлен силами молодых артистов разных стран.
Самгин Роман Савельевич, родился в 1969-ом году в Ростове-на-Дону - российский актёр, режиссёр театра и кино, профессор РАТИ (Российский университет театрального искусства - ГИТИС).
В спектакле отсутствуют декорации и костюмы, соответствующие времени написания пьесы. Но это и не важно, ведь именно так и могли ставить пьесы и народные фарсы бродячие труппы артистов во времена Мольера, которому и самому пришлось поколесить по французской провинции со своей труппой до того, как он был обласкан Людовиком XIV и осел в Париже.
Складной веер "Благородные пары"
Испания (1850-1860)
В 1787-ом году великий
Моцарт написал на либретто итальянского драматурга Лоренцо да Понте оперу "Дон Жуан", в которой дон Жуан предстаёт обаятельным человеком, безудержно отдающимся радостям жизни. Образ дон Жуана неоднозначный - многогранный, полный жизненных сил, одержимый вечными поисками идеала и неприятием обветшалых норм морали. Об этой опере говорят, что Моцарт во время работы над нею консультировался с самим Джакомо Казановой.
Первоначально опера называлась "Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni" (Наказанный распутник, или Дон-Жуан). Как бы то ни было, но оба - Моцарт и да Понте первоначально классифицировали свое произведение как "dramma giocoso" (веселая пьеса, то есть комическая опера). В музыкальной среде об истории создания этой оперы ходит множество забавных историй-анекдотов. Так, говорят, что на одной из репетиций оперы Моцарта не устроило то, как исполнительница партии Церлины отреагировала на слишком откровенное предложение, которое сделал ей на балу Дон-Жуан. Композитор подошел к героине и сам сказал ей что-то эдакое, при этом шлепнув ее. В ответ он получил от нее пинок, на что удовлетворенно сказал, что такая реакция гораздо натуральнее и теперь её игра ему нравится.
Первое исполнение оперы состоялось в Национальном театре Праги 29 октября 1787 года. Говорят, что увертюра к "Дон Жуану" была написана ночью накануне премьеры.
Моцарт сам дирижировал оркестром. Триумф "Дон Жуана" в Праге был грандиозным. Вена же приняла оперу весьма прохладно. После провала оперы в Вене Моцарт сказал: "Эта опера написана не для венцев, скорее, для пражан, а больше всего для меня и моих друзей".
Да, его друзья поняли и приняли "Дон Жуана". Одним из первых, кто горячо приветствовал появление этой оперы, был Йозеф Гайдн, которого Моцарт всю жизнь считал своим учителем и другом. Стареющий маэстро сказал Моцарту после премьеры: "Если бы ты ничего другого, кроме "Дон Жуана", не написал - и то было бы предостаточно".
"Дон-Жуан" - величайшая из когда-либо написанных опер. Именно так о ней отозвались три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано - Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер.
Статуэтка Дон Жуан (высота 65 см)
Конаковский фаянс - Россия
Неизвестный мастер середины XIX века
Вольфганг Амадей Моцарт - Дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы "Дон Жуан"
Поют - Николай Гяуров и Мирелла Френи
Дай руку мне, красотка,
В замок с тобой войдём...
Гяуров Николай (1929-2004) - знаменитый болгарский оперный певец - бас. Учился сначала в консерватории в Болгарии, но потом завершил образование в Московской консерватории. В разные годы был солистом Большого театра СССР, Ла Скала, Венской оперы, Метрополитен оперы.
Мирелла Френи, родилась в 1935-ом году, - итальянская оперная певица - сопрано. Пела в Ла Скала, Метрополитен опера и других оперных театрах. Была замужем за Николаем Гяуровым.
Действие оперы развивается стремительно. Дон Жуан в поисках любовных приключений проникает в дом донны Анны. Она зовет на помощь, и на защиту ее чести выступает старый Командор, ее отец. Дон Жуан убивает его и скрывается вместе со своим слугой Лепорелло. Донна Анна и ее жених Оттавио клянутся отомстить. Соблазненная и брошенная доном Жуаном Эльвира ищет неверного любовника. Тем временем он соблазняет Церлину, невесту крестьянина Мазетто. Замаскированные Оттавио, донна Анна, Эльвира входят в дом дона Жуана и обвиняют его в убийстве Командора. Все, в том числе Церлина и Мазетто, восстают против него, но ему удается скрыться. Придя на кладбище, он насмехается над статуей убитого Командора, приглашает того в гости. Статуя является на призыв и требует от грешника раскаяния, а после отказа дона Жуана увлекает его в ад.
Вольфганг Амадей Моцарт - фильм-опера "Дон Жуан" (1979)
Режиссёр - Джозеф Лоузи
Оркестр и хор парижской оперы
В ролях:
Дон Жуан - Руджеро Раймонди
Командор - Джон Макарди
Донна Эльвира - Кири те Канава
Донна Анна - Эдда Мозер
Церлина - Тереза Берганца
Из многих постановок этой оперы, имеющихся в моей коллекции, выбрала эту, потому что она самая зрелищная - снята не на оперной сцене, а на природе и в живых интерьерах. Хороша режиссура фильма и хороши исполнители. Особенно Тереза Берганца и Кири те Канава.
Тереза Берганца, родилась в 1935-ом году в Мадриде, - замечательная испанская актриса и оперная певица, обладательница редкого голоса - колоратурного меццо-сопрано.
Кири Дженет Те Кáнава (имя при рождении - Клэр Мэри Тереза Рострон) родилась в 1944-ом году в Гисборне (Новая Зеландия) - оперная певица (лирическое сопрано).
Rafał Olbiński - Don Giovanni (1998)
Рафал Ольбиньски - Дон Жуан
Рекламный постер к одной из постановок оперы в США
Вольфганг Амадей Моцарт - Ария Дон Жуана из оперы "Дон Жуан"
Поёт - Муслим Магомаев
Пётр Кончаловский - эскизы декораций к опере Моцарта "Дон Жуан" и эскизы костюма самого Дон Жуана
Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) - русский, советский художник. Народный художник РСФСР (1946).
Стиль, в котором он писал свои произведения относят в постимпрессионизму, поэтому его называли советским Сезанном.
Его женой была дочь знаменитого русского художника Василия Сурикова Ольга. Его внуки Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков.
На родине Моцарта - в австрийском городе Зальцбурге есть замечательный
театр марионеток. От других подобных театров он отличается тем, что в этом театре ставят оперы и балеты. И в первую очередь, оперы Моцарта.
Предлагаю для просмотра и прослушивания оперу Моцарта "Дон Жуан" в постановке этого театра из моей коллекции. Думаю, что больше нигде в интернете в свободном доступе посмотреть эту запись невозможно - во всяком случае мне не удавалось её найти. А искать я умею.))) Пришлось самой залить её на mail.ru с диска.
Вольфганг Амадей Моцарт - опера "Дон Жуан"
Спектакль театра марионеток города Зальцбурга (1995)
Филармоническийй оркестр Венской филармонии и хор Венской государственной оперы
Краткое вступительное слово известного британского актёра и режиссёра, в том числе и оперных постановок, сэра Питера Устинова (1921-2004).
Современная российская художница Галина Коростик - серия картин "Дон Жуан"
Дон Жуан в венецианской маске у Галины Коростик больше похож на Казанову и вообще он весь такой моцартовский, потому и попал в этот раздел повествования. Костюмы донны Анны и дон Жуана относятся к временам, в которых жили легендарный соблазнитель - Казанова и сам Моцарт.
Коростик Галина Иосифовна, родилась в 1955 году в Ленинграде, - советская и российская художница. Окончила рисовальные классы Академии Художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина). Член Петербургского отделения Союза художников России с 2001 года.
Складной веер "Просители перед Сент-Луисом"
Испания (1850-1860)
"Каменный гость" - пьеса из цикла "Маленькие трагедии", написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830-ом году в период так называемой "болдинской осени".
Пушкинская трагедия была написана после того, как он увидел премьеру русской версии оперы "Дон Жуан" Моцарта. Пушкин заимствовал некоторые элементы либретто Лоренцо да Понте, но написал своё оригинальное произведение.
Александр Сергеевич Пушкин первым представил дона Гуана - в прошлом вечного героя комедии - действующим лицом трагедии. Встретив дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил и её добродетель. Однако этим он преступает черту, которая начертана его судьбой. Дон Гуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в жанре трагедии обречен на гибель.
В финале трагедии статуя командора, убитого дон Гуаном, протягивает ему руку и тот, полный неукротимого азарта и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменного исполина, протягивая ему в ответ свою руку. И тут же оба проваливаются.
Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Каменный гость. Дон Жуан и донья Анна
Всероссийский музей А.С.Пушкина (Санкт-Петербург)
Владимир Фаворский - иллюстрации к трагедии Александра Сергеевича Пушкина "Дон Жуан" из цикла "Маленькие трагедии"
Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) - русский и советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства.
Дон Гуан
(Статуе.)
Я, командор, прошу тебя прийти
К твоей вдове, где завтра буду я,
И стать на стороже в дверях. Что? будешь?
Статуя кивает опять.
О боже!
Каменный гость - фрагмент из 3-х серийного фильма "Маленькие трагедии" (1979), снятого на киностудии "Мосфильм"
Режиссёр Михаил Швейцер
В роли дон Гуана Владимир Высоцкий.
По странному стечению обстоятельств последними ролями Владимира Высоцкого на радио и в кино стали роли Дон Гуана в "Каменном госте" Пушкина.
Любопытно, что даже работа над ролями шла почти параллельно. Сначала режиссёр Михаил Швейцер пригласил Владимира Высоцкого на пробы в фильме "Маленькие трагедии". Пробоваться на роль Высоцкий стал в январе 1978-го года.
На концерте, состоявшемся в марте 1979 года, Высоцкий сказал:
"Эфрос, совсем не зная, что я буду делать это в кино, предложил мне сделать это на радио."
Статуя
Дай руку.
Дон Гуан
Вот она ... о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти - пусти мне руку ...
Я гибну - кончено - о Дона Анна!
Складной веер "Моисей добывает воду из скалы"
Испания (середина XIX-го века)
Иван Фёдорович Рерберг (1892-1957) - иллюстрация к "Каменному гостю" Пушкина
Рерберг Иван Фёдорови, родился в Москве в 1892 году, - советский художник. Окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1917 году. Занимался книжной графикой.
Каменный гость - опера Даргомыжского
Фильм-опера, снятый на киностудии "Мосфильм" в 1967-ом году
Режиссёр Владимир Горрикер
Вролях:
Дон Гуан - Владимир Атлантов
Донна Анна - Ирина Печерникова (поёт Тамара Милашкина)
Лепорелло - Евгений Лебедев (поёт Александр Ведерников)
Лаура - Лариса Трембовельская (поёт Тамара Синявская)
Опера "Каменный гость" была написана в 1866-1869 годах замечательным русским композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским (1813-1869) на текст трагедии Пушкина "Дон-Жуан, или Каменный гость" из цикла "Маленькие трагедии".
Даргомыжский не успел завершить сочинение "Каменного гостя" и оперу, по его завещанию, закончили друзья. Композитор Цезарь Кюи дописал музыкальный текст, а оркестровку сделал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он же в 1902-ом году написал короткую увертюру к опере.
Опера идёт всего восемьдесят минут. Основное её достоинство - новый, до этого не использовавшийся стиль музыкального диалога. Персонажи как бы проговаривают ноты.
Персонажи оперы таковы: Дон Гуан - страстный и интересный человек: он не только дерётся на дуэлях, но и пишет стихи. К своему слуге Лепорелло он относится по-приятельски. Но у дон Гуана есть одна мания - женщины. Для таких людей, как он, любовь это смерть.
Лепорелло - типичный герой комической оперы: умный и хитрый слуга.
Лаура - актриса. Певунья и плясунья, меняющая любовников. Она любит быть в центре мужского внимания.
Донна Анна - полная противоположность Лауры. Она скромна, вышла замуж без любви и более всего на свете дорожит своей честью. Хотя она должна быть главной героиней оперы, но образ Лауры и у Пушкина, и у Даргомыжского получился более ярким и выпуклым.
Испанская танцовщица
Статуэтка - Англия (1950-е годы)
Александр Сергеевич Даргомыжский - Первая песня Лауры
из оперы "Каменный гость"
Поёт - Тамара Синявская
Александр Головин (1863-1939) - эскизы декораций к опере Даргомыжского "Каменный гость"
Александр Сергеевич Даргомыжский - Интродукция из оперы "Каменный гость"
Иван Фёдорович Рерберг (1892-1957) - иллюстрация к "Каменному гостю" Пушкина
Складной веер "В парке развлечений"
Испания (середина XIX-го века)
Один из пишущих графов Толстых - Алексей Константинович (1817-1875) тоже отметился в теме дон Жуана. Его перу принадлежит драматическая поэма "Дон Жуан" (1862), на текст отрывка из которой Пётр Ильич Чайковский написал серенаду. Серенаду эту постоянно напевал другой литературный герой - всем известный Филипп Филиппович Преображенский из "Собачьего сердца " Михаила Булгакова.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828) - Маха на балконе (1808-1812)
Коллекция Марч (Пальма - Испания)
Серенада Дон Жуана
Пётр Ильич Чайковский на стихи Алексея Константиновича Толстого
Поёт - Павел Лисициан
Лисициан Павел Герасимович (1911-2004) - советский оперный и камерный певец (баритон), педагог. Народный артист СССР (1956).
Складной веер "Сцены в стиле рококо"
Так называемый "мексиканский" веер - изготовлен для южноамериканского рынка
Испания (1850-1860)
Искушение Дон Жуана - художественный фильм по пьесе Леси Украинки "Каменный хозяин",
снятый на Одесской киностудии в 1985-ом году
В ролях Дон Жуана и Командора - Ивар Калныньш
Сюжет пьесы Леси Украинки несколько отличается от пушкинсого "Каменного гостя". Отличается и образ дон Жуана. Помимо любовного искушения, ему предстоит ещё и искушение жаждой власти.
Складной веер "Чёрный"
Испания (XX век)
Образ дон Жуана не раз отображался в русской поэзии. Причём, в отличии, к примеру, от сатирически-ироничного байроновского, очень тяжеловесно, с надрывом: по-нашенски - по-русски.
Шаги Командора
Александр Блок (сентябрь 1910 - 16 февраля 1912)
В. А. Зоргенфрею
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?
Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.
Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...
Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?
Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...
Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...
Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."
На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета.
Слуги спят, и ночь бледна.
В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Не могу сказать, что я большая любительница поэзии вообще, а дамской в частности. Но не могу не отметить, что и у женщин-поэтов случаются большие удачи в их поэтичеком творчестве. К таковым, на мой взгляд, относится
цикл "Дон Жуан" из семи небольших стихотворений Марины Цветаевой.
Диего Веласкес (1599-1660) - Портрет дамы с веером (1640)
Собрание Уоллеса (Лондон)
Дон Жуан
Владимир Назаров на стихи Марины Цветаевой
Поёт - Тамара Гвердцители
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА