Собираются в гости (1940)
Сычков Федот Васильевич (1870-1958)
You can watch this video on www.livejournal.com
Евгений Дербенко - Русская миниатюра
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.
Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.
В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.
Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.
Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.
После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.
Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.
Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.
Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…
Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.
Click to view
Евгений Дербенко - Русская песня
Играет Ансамбль русских народных инструментов
Руководитель и дирижёр - Виктор Брагаренко
Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.
Вы никогда не разочаруетесь, если будете носить павловопосадский платок на своих плечах или сделаете такой великолепный подарок своим близким.
А для того, чтобы платок можно было подарить кому-то из родных или знакомых, художники павлово посадской мануфактуры разработали красочные подарочные упаковки для них.
Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков. Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков, - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.
Но ассортимент швейных изделий не ограничивается только этим - фантазия народных умельцев и модельеров поистине безгранична!
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.
Рисунки на павловопосадские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х годах была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов.
С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал.
Ручная набивка павловопосадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х годов.
По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.
You can watch this video on www.livejournal.com
Технологию нанесения рисунка на платки можно увидеть в фильме о павловопосадском промысле
из серии "Народные промыслы России"
Click to view
Телевизионная передача из цикла "А-ля рюс - о Росии с любовью", посвящённое павловопосадским платкам
Ведущая передачи - Александра Вертинская
Филипп Малявин - Вихрь
Click to view
Четыре двора - русская народная плясовая
Поют - Надежда Бабкина и ансамбль "Русская песня"
И какая сельская женщина или девушка без шали и, особенно, без платочка на голове?
Филипп Андреевич Малявин, родился 10 октября (по новому стилю - 22 октября) 1869-го года в Самарской губернии, - русский живописец и график. Член объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".
Стиль его письма определяют как нечто на стыке модерна и импрессионизма. Наверное, это правильней было бы назвать русским импрессионизмом.
Филипп Малявин родился в многодетной семье государственных крестьян. Рисовать он начал рано, с четырех-пяти лет: копировал иконописные образа, писал портреты односельчан.
В 1885-ом году Малявин вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться "церковной живописи" в иконописной мастерской. Посетивший в 1891-ом году Святую гору скульптор Владимир Александрович Беклемишев (1861-1919) заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.
В 1892-ом году Филипп Малявин становится вольнослушающим Академии.
Филипп Малявин - Автопортрет (1927)
В 1900-ом году Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина "Смех", отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность и декадентство (по оценке видного критика Владимира Васильевича Стасова (1824-1906)), однако картина была восторженно принята французами и удостоена золотой медали. Это полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции.
В этом же 1900-ом году художник покупает усадьбу в сельце Денежникове Рязанской губернии и с этой поры начинается его "рязанский" период.
В 1906-ом году Малявин получает звание Академика живописи.
В 1907-ом году он совершает творческую поездку в Париж.
После революции власть советской России благосклонно отнеслась к творчеству художника: благодаря охранной грамоте, выданной правительством, произведения Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника. Однако художник, под предлогом организации передвижной выставки своих работ, в 1922-ом году эмигрирует во Францию, вывезя из России почти все свои картины.
А дальше начинается зарубежный период творчества художника. Но, как сказал сам Федот Малявин :
"Вне родины - нет искусства".
А Фёдор Иванович Шаляпин в своих воспоминаниях написал о зарубежном периоде жизни художника: "Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...".
В 1930-е годы Малявин с персональными выставками объездил всю Европу. Тогда же он переехал на постоянное жительство в Ниццу. Филипп Малявин - Фарандоль (1926)
Когда в 1940-ом году Германия напала на Бельгию, Малявин находился в Брюсселе.
Из-за того, что художник не владел иностранными языками, гитлеровцы заподозрили его в шпионаже и арестовали. Отпустили Малявина только благодаря счастливой случайности: отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве.
Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком. Он вернулся измученный и истощенный:у него разлилась желчь. Дома художник тут же слег, его увезли в клинику.
Умер Филипп Малявин 23-го декабря 1940-го года. Дочери художника пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга для покрытия расходов на похороны отца.
Фарандоль - национальный провансальский (Франция) танец, который танцуется в 6/8 такта и отличается изяществом и игривостью. Все танцующие пары, держась за руки, образуют вереницу.
Филипп Малявин - Портрет Александры Балашовой (1924)
Click to view
Тёмно-вишнёвая шаль - романс
Музыка и текст - Владимир Романович Бакалейников (1885-1953)
Поёт - Валентина Понамарёва
Цветастые шали и полушалки прежде были неотъемлемым элементом женской одежды не только в селе, но и в городе. Достаточно только посмотреть на картины очень любимого мною художника
Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927): на всех его купчих и мещаночек.
В кино обычно стараются воспроизвести эпоху, в которой происходит действие картины, со всеми подробностями. Во всяком случае так было в советском кино - в съёмочной группе обязательно были консультанты по разным вопросам и по костюмам того времени, в котором происходит действие фильма, тоже.
В этом смысле очень показателен фильм "Женитьба Бальзаминова", снятый по пьесе Александра Николаевича Островского.
Все героини фильма по моде того времени в павловопосадских платках. И даже главный герой - Бальзаминов, в домашней обстановке тоже накинул на плечи павловопосадский платок своей матери.
Рекламный плакат к фильму тоже не обошёл стороной тему платков.
Женитьба Бальзаминова (1964) - художественный фильм
Режиссёр - Константин Воинов
В роли Бальзаминова - Георгий Вицин
Кадры из кинофильма "Женитьба Бальзаминова"
You can watch this video on www.livejournal.com
Борис Чайковский - Цыганский мотив из музыки к кинофильму "Женитьба Бальзаминова"
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА Click to view
Борис Чайковский - Интродукция из музыки к кинофильму "Женитьба Бальзаминова"