Вербное воскресение - содержание праздника и традиции празднования

Apr 09, 2017 14:28



Нестеренко Василий Игоревич - Вход Господень во Иерусалим (1999)
                           Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя



image Click to view



Вход Господень в Иерусалим. Тропарь праздника
                           Русский византийский хор при Николо-Малицком монастыре "Аксион Естин"
                           В видео использованы фрески сербского монастыря Высокие Дечаны (Косово)

И когда вошел Он в Иерусалим,
                           Весь город пришел в движение
                           И говорил: кто Сей?
                           Народ же говорил: Сей есть Иисус,
                           Пророк из Назарета Галилейского.

Евангелие от Матфея

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста - Марк, Матфей, Лука и Иоанн.




              


У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их.

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.

Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

Вход Господень в Иерусалим - праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых праздников. Празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи).

В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии.

Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! "

Андрей Рублёв (1405)
Вход Господень в Иерусалим - икона. Праздничный чин
Благовещенский собор Московского Кремля

image Click to view



Задостойник в неделю Входа Господня во Иерусалим

Задостойник - одна из разновидностей богослужебных песнопений в составе евхаристического канона (евхаристический канон - главная часть литургии, во время которой совершается пресуществление святых даров) православной литургии. В качестве задостойника могут служить различные песнопения, например, ирмос или тропарь. В русской богослужебной традиции это обычно ирмос 9‑й песни праздничного канона. В греческой традиции существуют отступления от этого правила.

Пресуществление - богословский термин, используемый для уточнения смысла преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Искупителя Христа в таинстве Евхаристии.
Евхаристия (в переводе с греческого - благодарение), Святое Причастие - христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении.
Ирмос (в переводе с греческого - сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении - первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
Тропарь (в переводе с греческого - обращать) в православной церкви - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Своё название задостойник получил благодаря расположению в каноне. Согласно Типикону (в православной литургике Типикон - книга, содержащая главным образом устав богослужения) он поётся вместо Богородичной песни; поскольку первые слова этой песни звучат как "достойно есть...", постепенно сложилось соответствующее название - за ("вместо") и достойник ("достойно есть").


              

image Click to view



Вход Господень в Иерусалим - видео из цикла "Слово на православные праздники" епископа Василия Родзянко


              



Нестеренко Василий Игоревич - Вход Господень во Иерусалим
Западный тимпан (тимпан - внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона здания) Храма Христа Спасителя



image Click to view



Вход Господень в Иерусалим. Кондак праздника



Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов - как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: "Осанна!"

Сергей Есенин (1914)


              

На Востоке в этот день используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм.
У западных христиан используют те растения и цветы, которые свойственны данной местности. Праздник этот называется Пальмовым воскресением.


А вот, к примеру, в Польше, где, как известно, пальмы, как и у нас, не растут, в качестве атрибутов праздника вместо пальмовых ветвей используют изделия из лозы, которые могут достигать в длину нескольких метров, но, обязательно, без каких-либо металлических прутьев. Называют их "пальмами". Лоза увита разноцветными цветами из папиросной бумаги. Проводятся даже соревнования на самую красивую "пальму".
По-польски этот праздник называется - Niedziela palmowa (Пальмовое воскресение).



В России, где пальм нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением.
Но подлинное его название: Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.

Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле (христианская церковь ввела его в IV веке, а к нам он пришёл в X веке) назывался Вербным воскресением.
В этот день в храмах проводится Всенощная служба, на которой ветви вербы, освященные молитвой и окропленные святой водой, раздаются молящимся.

Серафима Иасоновна Блонская
Девочки. Вербное воскресение (1900)
Таганрогский художественный музей



image Click to view



Воскресенье вербное
Музыка Елены Фроловой на стихи Александра Блока
Поёт Минский детский хор

При везженных свечах верующие стоят до конца службы с веточками верб в руках, что знаменует победу жизни над смертью.





Шварц Вячеслав Григорьевич - Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти (1865)
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)



В допетровское время на Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое "шествие на осляти" - обряд, заимствованный из византийской традиции.
После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в этой процессии, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь.

В ряде русских городов вплоть до 1678 года также совершалось шествие на осляти с участием местного архиерея и воеводы вместо патриарха и царя, соответственно.
В 1697 году обряд был упразднен.



Русские крестьяне не работали в этот день, молодежь обходила дома с окликанием молодоженов, домочадцы и соседи хлестали друг друга и домашних животных ветками освященной вербы, которая в народном сознании наделялась магической силой.


В Вербное Воскресение на праздничном Всенощном бдении освящаются ветки вербы, окропление повторяется в сам день праздника.
Вербовая ветвь является символом победы жизни над смертью - Воскресение Господне.

Считается, что окропленная верба отгоняет нечистую силу и очищает человека от болезней. Ветви вербы принято ставить в переднем углу за икону и хранить до следующего Вербного Воскресения.

Существовал такой обычай: по возвращении домой, люди легонько стегали друг друга освященной вербой и вместо пожелания здоровья от своего имени говорили: "Не я бью, верба бьет". Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресения, хлестали больно, приговаривая: "Верба хлест - бьет до слез".

Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в пламя огня - укрощает его, брошенная против ветра - прогоняет бурю.

Вербовые сережки - котики, по преданиям обладают целебной силой, их давали женщинам, у которых не было детей.
В Вербное воскресение хозяйки запекали в хлебцы почки вербы, а затем скармливали их скотине.

В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.




              



Холин Дмитрий Аркадьевич - Вербное воскресенье



image Click to view



Барашки - авторская песня
Поют авторы - Сергей и Людмила Ершовы

Как и каждый церковный праздник, Вербное Воскресение отличается набором обязательных и желательных блюд, которые подаются к столу в этот день. Как приготовить рыбу - традиционное блюдо этого праздника, можно прочитать в сюжете:

Кулинарное шоу - рыба на Вербное воскресение

поэзия, традиции, Сергей Есенин, Вербное воскресение, церковные праздники, художники

Previous post Next post
Up