Старое кино - Англо-французский триллер - "Церемония" и "Служанки"

Dec 27, 2024 20:14



Кадр из кинофильма "Церемония", Франция (1995)

"Церемония" ("La Cérémonie"), другое название - "Церемония преступления", - кинофильм знаменитого французского режиссёра Клода Шаброля, вышедший на экраны в 1995 году. В основу сценария фильма положен роман 1977 года "Каменный приговор" известной английской писательницы Рут Ренделл (1930-2015).

В 1995 году фильм принял участие в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, где исполнительницы главных ролей Изабель Юппер и Сандрин Боннер были удостоены Кубка Вольпи как лучшие актрисы. Изабель Юппер как лучшая актриса завоевала также престижные французские премии Сезар и Люмьер. Кроме того, фильм получил ещё шесть номинаций на премию Сезар - как лучший фильм (Шаброль), лучшему режиссёру (Шаброль), за лучший сценарий (Элиашефф, Шаброль), лучшей актрисе (Боннер), лучшим актёрам второго плана (Кассель, Биссет).




Культурная и обеспеченная семья Лельевр, состоящая из четырёх человек, живёт в собственном доме в пригороде. Глава семьи (Жан-Пьер Кассель) - бизнесмен, его жена (Жаклин Биссет) руководит картинной галереей. Для помощи по хозяйству она нанимает прислугу Софи, роль которой исполняет Сандрин Боннер.
Девушка выглядит старательной, но у неё наблюдаются некоторые странности, которые впоследствии объясняются тем, что она неграмотна. Но, несмотря на это, хозяева к ней очень доброжелательны и стараются во всём ей помочь.

И тут у меня при просмотре фильма возникло недоумение: как в наше время во Франции - пусть это и 1977 год, а тем более 1995 - можно быть неграмотной. Но, когда я выяснила, что сценарий фильма написан по роману английской писательницы, недоумение рассеялось, ибо Великобритания - страна довольно дикая и тёмная, несмотря на все современные реалии. Там ещё и не такое могло быть.

Во время очередной поездки в город Софи знакомится с Жанной (Изабель Юппер), которая служит на почте. Девушки быстро подружились - оказалось, что у каждой из них есть свой скелет в шкафу. Жанна стала бывать в гостях у Софи в доме Лельевров, что в результате привело к трагедии - убийству всех членов семьи.



Критики пишут, что "Основной конфликт картины, который приводит к убийству - это классовое противоречие между обеспеченным слоем буржуазной интеллигенции, которая в данном случае характеризуется высоким уровнем образования и культуры, и слоем бедных, часто невежественных, вынужденных обслуживать их людей, в которых такое неравноправие пробуждает зависть и агрессию. На протяжении большей части фильма Лельевры добры и внимательны к Софи, и вежливы с ней до самого конца. Но их благосклонное и покровительственное отношение, их возвышенная и комфортная жизнь, их взаимная любовь вызывают раздражение сначала у Жанны, а затем и у Софи, пробуждая в них неконтролируемый позыв уничтожить своих классовых врагов".

По поводу зависти и агрессии я согласна, но вот по поводу классовых врагов... Обе девушки и раньше уже совершили жестокие преступления и направлены они были не на каких-то там классовых врагов, а на родных им людей. Скорей всего их агрессия - проявление отклонений в психике, которые не сразу бывают заметны, а также неумения и нежелания окружающих это замечать. Хозяева слишком миндальничают со своей прислугой вместо того, чтобы отказать ей в месте или, как минимум, проконсультироваться с психологом по поводу её странностей. Я даже воспринимала название фильма как производное от слова "церемониться" - так по-русски говорят, если кто-то слишком потакает нездоровым слабостям другого человека, вместо того, чтобы сразу поставить его на место.





Церемония 1995

Фильм интересен не только сюжетом и замечательным режиссёром, мастером триллера, но и составом исполнителей. Три знаменитых французских актрисы заняты в фильме: Сандрин Боннер, Изабель Юппер, Жаклин Биссет.

























Клод Шаброль (Claude Chabrol), (24 июня 1930, Сардан - 12 сентября 2010, Париж), - французский кинорежиссёр, один из ведущих представителей французской новой волны, добившийся широкого признания в конце 1950-х годов. Шаброль остался плодотворным и популярным режиссёром на протяжении всей своей полувековой карьеры.

Первым фильмом Шаброля был "Красавчик Серж", в котором заметно влияние Альфреда Хичкока. Триллеры стали фирменным жанром Шаброля, его подход обычно характеризуют как сдержанная беспристрастность.





Изабель Анна Мадлен Юппер (Isabelle Anne Madeleine Huppert), (16 марта 1953, Париж, Франция), - французская актриса театра, кино и телевидения. С момента своего актёрского дебюта, Изабель Юппер снялась в более чем 110 фильмах и телевизионных постановках.
В 1978 году получила премию BAFTA в номинации "Лучшая актриса, дебютирующая в главной роли", за фильм "Кружевница" (1977). Считается одной из наиболее признанных актрис французского кино. Офицер орденов Почётного легиона (2009, кавалер с 1999 года) и Национального ордена "За заслуги" (2005, кавалер с 1994 года).

Кроме этого актриса является обладательницей двух премий "Сезар". В номинации "Лучшая женская роль" она стала обладательницей этой премии в 1996 году за роль Жанны в фильме "Церемония" (1995) и в 2017 году за роль Мишель Леблан в фильме "Она" (2016).

Юппер - призёр трёх из четырёх самых престижных кинофестивалей мира: Каннского (дважды), Берлинского и Венецианского (дважды).





Сандрин Боннер (Sandrine Bonnaire), (31 мая 1967 года, Клермон-Ферран, Франция), - французская актриса, кинорежиссёр, сценарист и кинооператор. Лауреат двух премий "Сезар", за роли в фильмах "За наших любимых" (1983) и "Без крыши, вне закона" (1985).

Сандрин Боннер была седьмой из одиннадцати детей в семье. Её отец - рабочий и строитель, а мать - набожная домохозяйка, свидетель Иеговы. В их доме было очень скучно, дней рождения не праздновали, Рождество не отмечали.
Сандрин говорила, что ненавидит религии, но уважает веру: "В религиях есть очень кастрационный аспект. Какая-то покорность и эта мысль о грехе, которая холодит мне спину".

После смерти отца в 1986 году, ей пришлось взять на себя содержание своей матери, двух младших братьев и сестры, больной аутизмом.





Жаклин Биссет (Jacqueline Bisset), (13 сентября 1944 в Уэйбридже, графство Суррей, Англия), - британская киноактриса, известная по ролям в фильмах 1960-80-х годов. Обладательница премии "Золотой глобус" за роль в мини-сериале "Танцы на грани" (2013). В последние годы Биссет принимает участие в различных телевизионных проектах.

Мать Жаклин - Арлетт Александер, наполовину француженка, наполовину англичанка, архитектор и адвокат; отец - Макс Фрейзер-Биссет, шотландец, участковый врач-терапевт.
Мать научила Биссет французскому языку и определила в лондонский Французский лицей имени Шарля де Голля. Когда Жаклин была подростком, у её матери диагностировали рассеянный склероз. В 1968 году, после 28 лет совместной жизни, родители Биссет развелись, и Жаклин осталась с больной матерью.





Кадр из кинофильма "Служанки", Франция (1975)

"Служанки" ("The Maids") - кинофильм британского режиссёра Кристофера Майлза, снятый по одноименной пьесе "Les Bonnes" французского драматурга Жана Жене в 1975 году. Фильм своим сюжетом перекликается с фильмом "Церемония", будучи в некотором роде его предтечей. Любопытно, что этот фильм снят в Англии по пьесе французского драматурга, в то время как фильм "Церемония" снят во Франции по книге английской писательницы.



Служанки в доме Мадам - сёстры Клер и Соланж Лемерсье - тайно донесли в полицию на Мсьё. Ненависть двух сестер-служанок к своей хозяйке породила садомазохистскую игру-ритуал, в которой одна из служанок переодевается в Мадам, а вторая, назвавшись именем сестры, всячески издевается и унижает Мадам. Апофеоз игры - театрализованное убийство Мадам.
Нарочитость игры и следование деталям должны гарантировать невозможность реализации фантазий - церемонного убийства Мадам в конце игры. Но, постепенно, границы между игрой и реальностью начинают стираться, что заканчивается неожиданным финалом.

"Раз мы противопоставляем жизнь и сцену, значит, предчувствуем, что сцена соседствует со смертью, и любые вольности в ней допустимы. Голоса актёров должны исходить откуда угодно, только не из их гортани: такую музыку нелегко найти."

Жан Жене

Сценарий фильма, как и пьесы, кажется чересчур простым по сюжету. Но две сестры-служанки описаны и обыграны так, что наиболее сильным в спектакле является не само задуманное ими преступление - гораздо страшнее и сильнее мотивация преступления. Без совершения преступления сёстры всего лишь служанки, часть безликой массы, не стоящей внимания, совершив же противозаконный акт, они в каком-то смысле становятся равными своим господам: служанка - это всего лишь служанка, а преступница - это уже личность. Эта парадоксальная мысль может иметь и инверсию: все господа - в некотором роде преступники.)))





Служанки - художественный фильм - Великобритания, США (1975),
снятый по одноименной пьесе Жана Жене (Les Bonnes, 1947)
Сценарий - Роберт Эндерс при участии Кристофера Майлза и Жана Жене
Режиссёр - Кристофер Майлз

В ролях:

Соланж - Гленда Джексон
Клэр - Сюзанна Йорк
Мадам - Вивьен Мерчант
Мсье - Марк Бернс

В фильме не были заняты всемирно известные актёры, но безусловный интерес вызывает фигура автора первоосновы сценария - пьесы - французский драматург Жан Жене.

























Жан Жене (Jean Genet), (19 декабря 1910, Париж - 15 апреля 1986, Париж), - французский писатель, поэт, драматург, режиссёр и общественный деятель, творчество которого вызывает споры. Главными героями его произведений были воры, убийцы, проститутки, сутенёры, контрабандисты и прочие обитатели социального дна.

Мать Жана, психически неуравновешенная женщина, отдала его на воспитание в крестьянскую семью. В детстве Жене был набожным и послушным мальчиком, пока в возрасте десяти лет его не обвинили в воровстве. Позже выяснилось, что кражу он не совершал. Обиженный на мир, он решил стать вором. Жан писал об этом позже:

"Я решил отрицать мир, который отрицал меня".

С малых лет жизнь Жене омрачалась всевозможными проблемами и трудностями - за многочисленные кражи он в 15-летнем возрасте попал в колонию для несовершеннолетних. В колонии Жан стал наложником сразу нескольких подростков, чем очень гордился. Период жизни писателя, проведённый в этой колонии, стал основой сюжета его романа "Чудо о рое" (Miracle de la rose, 1946). В середине декабря 1927 года Жене бежал из колонии, но вскоре его туда вернули. Для того чтобы вырваться из заключения, 18-летний Жан записался на службу в Иностранный легион, но вскоре, прихватив с собой личные вещи одного из офицеров, дезертировал и за систематические мелкие кражи, использование поддельных документов и бродяжничество снова несколько раз попадал в тюрьму. Во Франции, во время немецкой оккупации, он почти всё время находился в заключении.
Своё литературное творчество Жене начал в 1940-х годах. Необычность и скандальность тем произведений Жана Жене, на многие из которых в середине XX столетия было наложено суровое табу, привели к тому, что в 1950-х годах некоторые его книги были запрещены в США.

Жан-Поль Сартр писал, что для творчества Жене была характерна нарочитая искусственность, превращение бытия в иллюзию.



Первая версия спектакля "Служанки" прошла в апреле 1947 года и она крайне не нравилась автору пьесы. Жан Жене подчёркивал то, что его материал был ориентирован на мужское исполнение ролей, а эта ремарка автора была проигнорирована. Фильм 1975 года тоже был снят с актрисами, а не актёрами в главных ролях.

В 1988 году в московском театре "Сатирикон" был поставлен спектакль "Служанки" режиссёром Романом Виктюком. Все роли в спектакле, как и хотел автор, исполняли актёры мужчины. Этот спектакль, поставленный в стилистике японского театра кабуки, наполненный танцами и импровизациями, стал визитной карточкой режиссёра Виктюка и проявлением его фирменного стиля.



Роман Григорьевич Виктюк (28 октября 1936, Львов, Львовское воеводство, Польша - 17 ноября 2020, Москва, Россия) - советский, украинский и российский театральный режиссёр и педагог, основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка (1991-2020); народный артист Украины (2006), народный артист Российской Федерации (2009).

Детские годы прожил во Львове, в многоязычной среде: знал польский, идиш, русский и украинский языки. В личном общении легко переходил с одного языка на другой и помогал людям из разных культур понимать друг друга. Уже в школьные годы проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками ставил небольшие спектакли.

Работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса: Львовский театр юного зрителя (ТЮЗ) имени Максима Горького (работал в качестве актёра), Калининский театр юного зрителя. В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Вильнюсский старый театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970-1974 годах. Роман Виктюк работал в театрах России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля и стран бывшей Югославии. В режиссёрском активе мастера было более двухсот спектаклей в разных театрах мира.

В качестве профессора Роман Григорьевич Виктюк преподавал в эстрадно-цирковом училище, выпустил три курса в РАТИ - ГИТИС. Читал лекции по режиссуре и актёрскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподавал в Институте театрального искусства, давал мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.



В младших классах школы нас водили в культпоходы во Львовский театр юного зрителя. В ТЮЗе премьером тогда был Рома Виктюк. Выглядел он много моложе своих лет и был очень симпатичным мальчишкой. Я даже была в него немного влюблена - он так лихо пел и отплясывал в спектакле "Сомбреро" по пьесе Сергея Михалкова. Где же мне было тогда знать, что он, как бы это помягче...)))

Короткий сюжет о спектакле Виктюка впервые сделала для блогов на mail.ru, когда они ещё существовали. Мой муж, увидев это, сказал:
"Зачем ты рекламируешь эту педи...атрию?)))
На что я ответила ему:
"Я рекламирую искусство, изверг!" )))



Роман Виктюк в спектакле Сомбреро - он в сомбреро, а не с гитарой.)))





Сцена из спектакля "Служанки" в постановке Романа Виктюка





Жан Жене - "Служанки"
Театр Романа Виктюка











image Click to view



Заключительная сцена спектакля "Служанки" в постановке Романа Виктюка
Театр Романа Виктюка - гастроли в Санкт-Петербурге
2017








СССР, артисты, триллер, театр, Великобритания, Роман Виктюк, режиссёры, Франция, Клод Шаброль, кино

Previous post Next post
Up