Русское Рождество и Ярославская майолика

Jan 06, 2022 10:23



Панно "Малый вертеп" - Ярославская майолика
Мастерская майолики Натальи Павловой и Шепелева



image Click to view



Тропарь Рождества Христова
Хор Валаамского монастыря



Тропарь - в православной церкви это одно из кратких молитвенных песнопений, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. В широком смысле - понятие, включающее в себя разнообразные, но, как правило, небольшие формы гимнографии.







Группа статуэток "Поклонение волхвов" - Ярославская майолика







Майолика - разновидность керамических изделий, изготовляемых из белой или серой обожжённой глины с пористым "черепком", в отличие от обычной керамики, покрытым не одним, а двумя слоями глазури. Вначале - непрозрачным слоем белой, оловянной, что позволяло расписывать поверхность изделия яркими красками по белому "сырому" фону ещё до обжига, аналогично фреске в архитектуре, а затем, поверх росписи, - прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом около 1000°С. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.

Глазурованные керамические изделия появились в Древней Месопотамии и странах Ближнего Востока. Затем, в XI-XII веках, техника глазурования и росписи была завезена арабами в Испанию. Отсюда название: испано-мавританские фаянсы, правильнее: испано-мавританская керамика.

Слово "майолика" произошло от названия одного из Балеарских островов, расположенных в западной части Средиземного моря, - Мальорка, или Майорка (исп. Mallorca, ст.-итал. Maiorika). Через этот остров на балеарских кораблях с XIV века в Италию привозили изделия испано-мавританской керамики. Итальянцы своим произношением несколько смягчили звучание незнакомого им слова, и получилось "майолика" (maiolica).



Расцвет производства майолики в России начался в XVII-XVIII веках, после того, как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы. Один из крупных центров по созданию майолики - город Ярославль, известный как крупный центр декоративно-прикладного производства. Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов, но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей. Традиции лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию в местной почве большого количества красной глины.

Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.




В 1992 году художник Наталья Михайловна Павлова и Евгений Вячеславович Шепелёв, грамотный управленец, в прошлом директор художественного производственного фонда, основали фирму "Майолика", позднее переименованную в "Мастерскую майолики Павловой и Шепелёва". Мастерская специализируется на изготовлении стилизованных под русское народное творчество сувенирных изделий в технике майолики.

Первая мастерская располагалась на самой окраине города Ярославля, в небольшом домике. Поначалу дело продвигалось неспешно - это сейчас компания может позволить себе привлекать кредиты, а тогда первую специальную печь приобретали на занятые у друзей и знакомых деньги. Сейчас в мастерской трудится почти сто человек, а в пору становления - числилось всего пять сотрудников.

Сегодня "Мастерская майолики Павловой и Шепелёва" ежегодно закупает пять-семь КрАЗов глины, а раньше одного ковша хватало на целый год.


          

Наталья Павлова и Евгений Шепелёв

Продукцию мастерской продавали в Ярославле и на выставках в Москве. Через два года компания встала на ноги и вскоре под мастерские были арендованы помещения в центре города. Продукция получила узнаваемость и популярность. В 2002 году компания приобрела новое здание - пустующий детский сад, в котором была размещена также багетная мастерская. В начале 2000-х годов "Мастерская майолики Павловой и Шепелёва" получила статус предприятия народно-художественного промысла.

Все изделия мастерской: от ёлочных украшений до фундаментальных настенных барельефов и панно - это полностью ручная работа, что придаёт им индивидуальное своеобразие и уникальность.

Автор всех изделий мастерской - скульптор и художник Наталья Павлова. Именно её стиль стал визитной карточкой современной ярославской майолики. Выпускница Ярославского художественного училища, а затем петербургского Мухинского училища, ныне Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, создала целый мир майоликовой пластики, признанный современными специалистами и экспертами.

Официальный сайт "Мастерской майолики Павловой и Шепелёва".



И конечно же, как предприятие русского народного промысла "Мастерская майолики Павловой и Шепелёва" не может обойти стороной замечательный праздник - православное Рождество.



Статуэтка "Дед Мороз с подарками и ёлкой в санях" - Ярославская майолика








image Click to view



Тропарь Рождества
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)
Новогодне-рождественская Москва



Георгий Васильевич Свиридов (3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления "новая фольклорная волна".
Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).



Великолепная музыка Георгия Свиридова и богато разукрашенная к праздникам красавица Москва.





Ёлочные игрушки "Ангелы" - Ярославская майолика






     
     

Статуэтка "Ангел с голубем", колокольчик "Рождественский ангел" и статуэтка "Ангел с трубой" - Ярославская майолика



image Click to view



Дмитрий Степанович Бортнянский - Кондак Рождеству Христову
Академический камерный хор Костромской филармонии
Дирижёр - Алексей Мельков



Кондак - жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику.



Дмитрий Степанович Бортнянский (1751, Глухов, Киевская губерния - 1825, Санкт-Петербург) - русский композитор и дирижёр. Признанный автор церковной музыки. Сочинял также светскую музыку - оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.







Скульптурная композиция "Рождество" - Ярославская майолика



image Click to view



Тропарь и кондак Рождества Христова. Колокольный звон
Музыка регента Ксении Деркач
Хор Храма Преображения Господня - Харьков



Замечательная молодая энтузиастка - регент харьковского Храма Преображения Господня Ксения Деркач - сочиняет церковную музыку и исполняет её вместе с хором, которым руководит. Музыка эта светлая и праздничная и, что особенно ценно, - не архаичного, а современного звучания.



Ёлочные игрушки "Волхвы" - Ярославская майолика







Великая княжна Ольга Александровна Романова - Рождественская ёлка
Позади ёлки - портрет императора Александра III, отца Ольги Александровны.



Ёлочная игрушка "Рождественская ёлка" - Ярославская майолика




Рождественская ёлка - традиционный атрибут празднования Рождества во многих странах мира. Традиция ставить рождественскую ёлку в Россию, как и в другие страны, пришла из Германии в XIX веке.

24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны была устроена домашняя ёлка в личных покоях императорской семьи в Москве, а на следующий год - в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица - жена императора Николая I - организовала первый праздник "детской ёлки" в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц - дочерей великого князя Михаила Павловича. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца.

До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением.
В середине сороковых годов уже встречаются отдельные упоминания, что "в русских домах принят обычай немецкий... украшают... деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда... всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками".

Интерес к этому нововведению в середине 1840-х годов переживает необыкновенный подъём, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Фёдор Михайлович Достоевский в рассказе "Ёлка и свадьба" 1848 года упоминает ёлку как нечто уже общеизвестное.

Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. В крестьянской культуре рождественская ёлка появилась лишь в конце XIX века у западных границ Российской империи как заимствование славянами-католиками и униатами городской традиции соседней Германии. Сразу же после революции октября 1917 года никаких официальных запретов ёлки и Рождества не вводилось. Если ёлка и стала большой редкостью в домах, то не в результате специальных запретов, а из-за всё растущих экономических проблем. До этого, во время Первой мировой войны, Священный синод Русской православной церкви, негативно отзывался о рождественской ёлке как немецком обычае и рекомендовал не ставить ёлку на Рождество.

В апреле 1929 года XVI партийная конференция отменила праздник Рождества - этот день стал рабочим. Самою ёлку никто не запрещал, но всегда есть "активисты", которые организовывали и в прессе, и в жизни травлю тех, кто ёлку всё же ставил. Таких "активистов" полно сейчас у нас на Украине и активничают они по разным поводам. Кстати, "декоммунизируют" они Деда Мороза и Снегурочку. Предлагали даже, чтобы вместо Деда Мороза подарки детям вручал гетман Мазепа.)))
Напрасно думать, что "активисты" это какие-то идейные люди - нет, это персонажи, не желающие работать, но только паразитировать на каких-то "идеях".

Официально рождественская ёлка вернулась к детям в СССР в канун 1936 года, но уже в качестве новогодней - об этом писала в сюжете "У нас и у вас в этот радостный час звучит новогодний вальс - Советский Новый год".



Ёлочная игрушка "Дед Мороз с котом" - Ярославская майолика




                         

Статуэтка "Ёлочка с игрушками" и ёлочная игрушка "Дед Мороз со звездой" - Ярославская майолика







Русский народный образ Мороза получил поэтическую обработку в поэме Николая Алексеевича Некрасова "Мороз Красный Нос" (1863).
Долгое время Мороз Иванович и ёлка с Рождеством не были связаны. Объединение этих образов произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного "рождественского деда", который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются "старый Рупрехт" (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или "дедушка Николай" (1870) - единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о святом Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые упоминается "Морозко". В 1880-х годах всё прочнее закрепляется образ Дедушки Мороза, который дарит детям подарки.

К началу XX века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. В 1914 году Сергей Есенин в стихотворении "Сиротка" изображает Дедушку Мороза, который дарит жемчуг девушке-сироте. В 1910-х годах Дед Мороз стал уже появляться на ёлках в качестве сказочного волшебника, дарящего детям подарки. На дореволюционных праздничных открытках появляются изображения Деда Мороза.


        
        
        

Дореволюционные рождественские открытки с Дедом Морозом


          

Статуэтки "Дед Мороз с ёлкой" и "Дед Мороз с детьми и подарками" - Ярославская майолика






Великая княжна Ольга Александровна Романова - Рождество - сыновья




Ольга Александровна Романова (1 [13] июня 1882, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния - 24 ноября 1960, Торонто) - великая княжна Российского императорского дома, младшая дочь императора Александра III Александровича и императрицы Марии Фёдоровны. Родоначальница династии Куликовских-Романовых. Художница.

У Ольги Александровны была непростая судьба. Историки и биографы склонны драматизировать события в жизни Ольги Александровны, которым предшествовали две революции 1917 года в России, события, вынудившие её со своей семьёй и матерью, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, покинуть Россию и перебраться в Данию под покровительство племянника Марии Фёдоровны короля Дании
Христиана X. Король, как утверждают биографы царской семьи, был не в восторге от их приезда и не скрывал своей неприязни к российским родственникам.

В 1928 году, после смерти матери-императрицы, семья великой княжны приобрела дом Кнудсминде в Боллерупе, в 24 км от Копенгагена.

Великая княжна Ольга Александровна Романова - Автопортрет

Там они пережили гитлеровскую оккупацию, а уже после войны, в 1948 году, оставили Данию и перебрались в Канаду. Дело в том, что Советский Союз предъявил Дании ноту протеста в связи с тем, что Ольга Александровна помогала в Дании русским беженцам. Не желая ссориться с СССР, правительство Дании посоветовало Ольге Александровне с семьёй Данию покинуть.

Большинство источников "стыдливо" умалчивает о том, что же это были за "беженцы", выдавая помощь этим людям за обыкновенную благотворительность. Разгадка нашлась там, где я и не ожидала: на сайте "Белая Россия":

"После разгрома Гитлера многие русские, сражавшиеся на его стороне, приезжали в Кундсминне, надеясь получить убежище. Ольга Александровна не могла оказать всем им реальную помощь, но признавалась, что один из таких людей в течение нескольких недель скрывался у неё на чердаке. Но эти эмигранты поистине попали из огня да в полымя, а те из них, кто прибыл из союзных стран, сознавали, что перед ними в Европе откроется не всякая дверь".

Короче, это были обыкновенные военные преступники, хоть и русские. Не знаю, понимала это Ольга Александровна или ей казалось, что надо открывать дверь всякому просящему, однако факт остаётся фактом и в данном случае СССР был в своём праве.

В Канаде Ольга Александровна жила в деревне Куксвилль, в настоящее время слившейся с городом Миссиссога, рядом с Торонто.

Я не считаю все перипетии жизни Ольги Александровны, связанные с эмиграцией, ужасными. Во-первых, трудное было время и всем жителям России пришлось несладко. Большинству, особенно людям простым, было много хуже. Во-вторых, не всем удалось выжить в этой исторической мясорубке - даже многим Романовым. В третьих, какие-то средства у семьи Ольги Александровны были ещё из России, а в дальнейшем она зарабатывала тем, что продавала свои акварели - талант к рисованию у неё был замечен ещё в 4 года. Нельзя сказать, что она была гениальным художником, но чувство цвета и стиля у неё явно присутствовали, а её имя сделало бы рекламу даже куда менее привлекательным работам.

С моей точки зрения, главной драмой, которую ей довелось пережить, была её личная жизнь и отношения с матерью. В 19 лет, в 1901 году, её выдали замуж за принца Петра Александровича, герцога Ольденбургского. Пётр и Ольга приходились друг другу и троюродными, и четвероюродными братом и сестрой: они имели двух общих предков - двух российских императоров - Павла I и Николая I. Герцог был на 14 лет старше Ольги Александровны, кроме того, был известен своими гомосексуальными наклонностями.

Вечером после обручения она плакала вместе с братом Михаилом Александровичем, с которым была особенно дружна. Брак был несчастливым: "Мы прожили с ним под одной крышей 15 лет, но так и не стали мужем и женой", - писала в своих мемуарах Ольга Александровна. Существует мнение, что вдовствующая императрица, у которой с дочерью были натянутые отношения, намеренно выдала её за Петра Ольденбургского из эгоистических соображений - чтобы дочь больше уделяла времени одинокой матери, а не своему мужу. Жив был бы отец Ольги Александровны, император Александр III, этого бы не случилось. Ольга была его любимой дочерью, они вдвоём ежедневно проводили длительные пешие прогулки.



Ольга (в центре) с отцом, Александром III, 1888 год. Сзади слева направо: великий князь Михаил, императрица Мария Фёдоровна, великий князь Николай (будущий Николай II), великая княжна Ксения и великий князь Георгий

В апреле 1903 года 22-летняя Ольга Александровна познакомилась с ротмистром Лейб-Гвардии Кирасирского полка Николаем Александровичем Куликовским (1881-1958). Она просила старшего брата, императора Николая II, разрешить ей развод с мужем. Но тот был категорически против, ибо считал морганатические браки недопустимыми.
Если бы царь Николай меньше заморачивался подобными благоглупостями, а больше вникал в дела государства, глядишь, и империя бы не развалилась, и сам жив бы остался.

Всю Первую мировую войну Ольга Александровна работала сестрой милосердия в киевском военном госпитале, который оборудовали на её личные средства.

Только 27 августа 1916 года император Николай II утвердил определение Святейшего синода, признававшее брак его сестры с принцем Ольденбургским расторгнутым.



Ольга Александровна и Николай Александрович Куликовские

4 ноября 1916 года в церкви святителя Николая в Киеве состоялось венчание Ольги Александровны и Николая Александровича Куликовского - наконец-то Ольга Александровна вышла замуж за того, кого любила.

Второй брак Ольги Александровны был счастливым. У них было два сына: Тихон и Гурий. Вместе супруги Куликовские прожили до смерти Николая Александровича, последовавшей в 1958 году. Ольга Александровна пережила его на два года.







Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коляды) - славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней "от звезды и до воды", то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён.

Неотъемлемым атрибутом праздника были ряженые (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков.





Святки в доме Ростовых - фрагмент фильма Война и мир (2 серия - Наташа Ростова), СССР (1967)
Режиссёр - Сергей Бондарчук

В ролях:

Наташа Ростова - Людмила Савельева
Николай Ростов - Олег Табаков
Петя Ростов - Николай Кодин

Во время святок взрослые, в основном молодёжь, колядовали, катались на тройках, устраивали молодёжные посиделки и игры, гадания, а дети лепили снеговиков, играли в снежки и катались на коньках и санках.







Скульптура "Тройка" - Ярославская майолика



image Click to view



Зимушка-зима - песня из кинофильма "Крепостная актриса" (1963),
поставленного по оперетте Николая Стрельникова "Холопка"
Николай Стрельников на слова Соломона Фогельсона и Ефима Геркена

В кадре - актёры Александр Потапов и Гренада Мнацаканова
Поют - Анатолий Александрович и Зоя Емельянова






        
        
        

Плакетки "Зимние игры", "Катание на санках", "Дети лепят снежную бабу" и "Снежная баба" - Ярославская майолика





Статуэтка "Снеговик и дети" - Ярославская майолика




            
        
        
        
        
        
        

Статуэтки "Снеговики" - Ярославская майолика







Статуэтка "Карусель" - Ярославская майолика










Часы "Рождественская ночь" - Ярославская майолика



image Click to view



В ночь на Рождество
Валерий Чистяков - авторская песня
Поёт - Валерий Чистяков





Ёлочная игрушка "Дед Мороз на санках" - Ярославская майолика

великая княжна Ольга Александровна Роман, акварель, традиции, церковная музыка, Россия, церковные праздники, ярославская майолика, Рождество, история, декоративно-прикладное искусство, художники

Previous post Next post
Up