Картины из собрания Одесского музея западного и восточного искусства, которые похищались (часть 2)

Sep 26, 2018 17:01



Караваджо - Поцелуй Иуды. Взятие Христа под стражу (около 1602)

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), (1571, Милан - 1610, Порто-Эрколе), - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма "кьяроскуро" - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.




Сюжет этой картины основан на событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.



У одесской картины своя интересная и драматичная история. До 1993-го года картина была атрибутирована как произведение кисти самого Караваджо. Создана она была художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990-ом году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса. Бенедетти опознал картину, очистив её. Сообщение об этом открытии было опубликовано в 1993-ем году.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста, одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали её как работу Хонтхорста в 1802-ом году Уильяму Гамильтону Нисбету, в шотландском доме которого она оставалась до 1921-го года. Затем картина была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала её в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства её мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920-ом году.
В настоящий момент иезуиты предоставили картину Национальной галерее Ирландии (Дублин, Ирландия) в бессрочную аренду.

Несмотря на эти факты, в одесском музее продолжали считать картину, если не оригиналом, то авторским повторением сюжета о взятии Иисуса Христа под стражу.

Вторая история с кражей

Картина "Поцелуй Иуды" была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008-го года. Поиски картины заняли ровно два года: 25 июля 2010-го года федеральной криминальной полицией Германии были задержаны четыре участника международной банды, состоявшей из трёх граждан Украины и одного гражданина Российской федерации. На территории Украины были арестованы еще около двадцати возможных соучастников кражи.
Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру.



Преступление было раскрыто, благодаря проведенной операции по внедрению подставного покупателя - "миллионера, любителя живописи". Интересная деталь - на роль "миллионера" взяли дилетанта. Нет, работники спецслужб, они, конечно, ребята бравые, но их суконные рожи выделяются в любом коллективе. Опять же строевой шаг. Будь эти Джеймсы Бонды, хоть русские, хоть французские, да хоть и из Папуа Новая Гвинея, практически любой вор-любитель обойдёт их стороной. Другое дело человек "из народа". Иной раз такие экземпляры встречаются - по жизни нищеброд нищебродом, а несёт себя, как английский лорд. Вот и этот дилетант был из таких: вальяжный, нагловатый, спокойный, как айсберг, словом, настоящий американский миллионер, любитель живописи.))) Опять же костюмчик от Brioni и часы марки Breguet, прикупленные за счёт бюджетных денег, на нём, как родные сидят, не говоря уже бриллианте в надцать карат на мизинце. Злые языки утверждают, что обошёлся сей бриллиант казне в 150 000 $, на что, хоть я и не Станиславский, но скажу: "Не верю!" Ну, не верю я, что камень такой цены немеряной доверили бы какому-то, пардон муа за мой французский, шаромыжнику. Он что, с ювелирами стрелку забил? Его что, ждали в главном офисе
De Beers? А похитители они ведь и в изобразительном искусстве мало что смыслили, а уж в таких камешках... Не иначе, как спецслужбисты украинские фианит подходящего размера подогнали, а уж своим жёнам-дочерям-любовницам, вот им то как раз бриллиантики и прикупили, но размерами поскромнее, чтобы на всех хватило.

За бюджетные же деньги мужика нашего свезли в Европу и ну его гонять по музеям, шикарным отелям и всяким там биеннале-триеннале в Италиях, Германиях, Франциях, с тем то есть, чтобы воров на живца ловить. И скажите, каким идиотом нужно было бы быть, чтобы от такой халявы отказаться? А наш дилетант был совсем не дурак и решил себе: "Да пусть эти уроды меня потом даже прихлопнут, но я вдоволь поваляюсь на шелковых простынях в люксах - во Франкфурте ему даже номер с личным лифтом достался - до отвала наемся салата Florette Sea&Earth (в состав салата входят: белужья икра, лангуст, лобстер, корнуоллский краб, трюфеля) и наконец то упьюсь этим самым Dom Pérignon Rose Gold пополам с Macallan Lalique Crystal Decanter."
И легенду мужику сварганили, хоть куда, дескать фирма у него в Штатах крутая - визиточки с номерами нью-йоркских телефонов, по которым откликались барышни в звании не ниже капитана с отменным знанием американского английского. Чтобы такую штуку провернуть, не нужно даже быть крутым хакером - несколько переадресаций телефонных номеров через надёжные прокси-серверы и вуаля - киевские телефоны становятся нью-йоркскими.

В общем, обставлено всё было в лучших традициях киношных детективов. Даже не знаю, почему до сих пор никто не озаботился тем, чтобы снять фильм по этой истории.



А собственно ограбление состоялось так. Некий искусствовед из Москвы, проживавший на тот момент уже в Киеве, положил глаз на эту картину. Причиной была отчаянная потребность в деньгах. В больших деньгах, ибо сей знаток искусства женился окнами на Крещатик на знойной и алчной красавице. История умалчивает о том, сколь хороша была красавица, но вот к деньгам она испытывала нешуточную страсть. Как старуха в сказке о золотой рыбке, от мужа она постоянно требовала повышения жизненных стандартов. Ясное дело, что красть картину самому искусствоведу даже в голову не приходило, а пришло самое простое: подрядить на это дело уголовников с большим стажем и опытом работы. Трудно сказать, почему среди коренных украинских уголовников таких не сыскалось, а, может, просто искусствоведу добрые люди посоветовали взять в сообщники временно безработных грузинских воров-домушников из соображений благотворительности. Парни эти оказались не у дел в родном краю и по сей причине перебрались на Украину. Наверное, им казалось, что на Украине больше возможностей для того, чтобы устроиться на работу по такой экзотической специальности. Тем не менее, на момент преступного сговора заезжие специалисты сидели без денег. Искусствовед пообещал им 100 000 неизвестно каких денег - то ли вечно-зелёных американских, то ли европейских, что знойных грузинских мачо очень воодушевило. Вот эти то ребята и обнесли одесский музей.
Вы заметили, что в этой истории, как и в предыдущей, в качестве заказчика фигурирует опять искусствовед? Какая, однако, криминальная профессия, оказывается.

У нашего искусствоведа были длинные руки - дотягивались они аж до Амстердама, что впрочем легко объяснялось: там многие годы проживал его близкий родственник. Вот в Амстердам заказчик-искусствовед и отправил исполнителей-домушников с целью поиска богатенького Буратины, любящего искусство до самозабвения, а потому не брезгующего покупкой краденых музейных шедевров.
Единственное, что лично меня очень напрягает в этой части истории с похищенной картиной, так это, опущенный во всех источниках, момент перехода героев нашего повествования через украинскую границу с шедевром европейской живописи в зубах. Я, конечно, понимаю, что в принципе при желании через любую границу можно даже слона провезти под видом домашнего любимца, но всё же...
Короче, в Амстердаме дело не заладилось. Народ, видать, там не шибко богатый подобрался. Максимум на что может сподобиться, так это на посещение района красных фонарей да на косячок травки, а Караваджи всякие ему не по зубам. Тут уже исполнители вынуждены были свои связи подключить, а связи эти обретались в славном европейском городе Берлине. Но тут заказчик заартачился: "Где угодно - говорит - продавайте, но только не в Берлине!"
Искусствовед то наш был ещё тот тёртый калач - по поводу всех своих действий у личной гадалки справлялся, а она ему на всё добро высших сил дала - на кражу картины, на её транспортировку в Амстердам, а вот при упоминании Берлина её трясло, как от тропической лихорадки и выглядела она при этом так, будто с ней сеанс экзорцизма проводили.

Нужно сказать, что пока наш дилетант-миллионер предавался всем радостям, доступным людям со статусом изображаемого им персонажа, украинские и немецкие спецслужбисты всячески препятствовали появлению на горизонте похитителей других покупателей, кроме своего протеже.

Похитители и рады бы послушать своего босса и в Берлин, где на тот момент пребывал наш дилетант, - ни ногой, но злую шутку с ними сыграла судьба - они оказались в ловушке безденежья, когда уже никакие доводы рассудка, а тем более завывания каких-то гадалок роли не играют. И тут бы истории конец, ан, нет! Я же предупредила, что всё действо развивалось в духе плохих киношных детективов. Дилетанта нашего неожиданно свалил приступ тяжёлой хронической болезни да так, что очнулся он на больничной койке в берлинской клинике, - спасибо ещё, что "мама" по-русски в бреду не кричал - где добрые немецкие доктора пообещали сделать ему операцию, после которой он, как заново родится. И день операции назначили: 22 июня. Но не тут то было! Дилетант сразу для себя решил, что 22 июня немцам он не сдастся! Пришлось немчуре обходиться терапевтическими методами. Тем временем наши похитители очень нервничали, подозревая подвох в болезни своего покупателя. Справлялись в клинике, как это в кино бывает, а что там с пациентом имярек? А деньги то нужны уже вчера, вот в результате и договорились провести сделку не с самим покупателем, а с его "личной секретаршей" - искусствоведом в штатском в звании то ли майора, то ли капитана, чего похитителям знать не полагалось. И в цене наконец-то сошлись: вместо обещанных раньше 50 000 000 $, дилетант пообещал всего 30 000 000 $. А как же - расходы на лечение и всё такое...



Посадили всех, кроме заказчика-искусствоведа. Его, возможно, тоже задерживали, но доказательств нужных не насобирали, как и в случае первой кражи. Из чего можно сделать следующий вывод: заказывать кражу произведений искусства из музеев практически безопасно. Можно, конечно, и пролететь, как фанера над Парижем, то есть над Берлином, из-за глупости и жадности исполнителей, но можно и не пролететь. Сидеть то в любом случае будут те, кто украл, а не тот, кто заказал. Такая вот весьма поучительная история.

Однако, весь этот happy end омрачал факт того, в каком состоянии пребывала картина после её похищения:



На этом история с картиной "Поцелуй Иуды" ещё не кончается...

Сюжет в моём втором журнале, посвящённый украденной картине "Поцелуй Иуды":

Фекально-генитальная живопись украинского художника Ройтбурда

музейные кражи, живопись, детектив, музеи мира, Караваджо

Previous post Next post
Up