Психология семейных отношений - Синдром Синей Бороды

Oct 14, 2017 22:48



Иваницкий Анвин Витальевич - Синяя Борода

Иваницкий Анвин Витальевич - молодой современный российский художник. О нём известно только, что он родился и вырос в калининградской области на территории национального парка "Куршская коса". Участник и победитель многочисленных выставок за рубежом и в России.



image Click to view



Песня Синей Бороды и его жены из кинофильма "Сказки старого волшебника" (1984)
                    Григорий Гладков на слова Александра Тимофеевского

Синяя Борода - Александр Шаврин
                    Жена Синей Бороды - Евгения Симонова





Кто не знает сказку о Синей Бороде - этот настоящий средневековый триллер, поведанный нам в детстве французом Шарлем Перро. Конечно, Перро не сам придумал этот сюжет, а взял за основу легенду, главным героем которой был Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Ингран и де Шанту (1405-1440), известный как Жиль де Рэ - французский барон из рода Монморанси-Лавалей, маршал Франции и алхимик, участник Столетней войны и, по совместительству, сподвижник Жанны д’Арк.


Маршал де Рэ не только воевал вместе с Жанной, но и был её телохранителем и ментором, военным руководителем ополчения. Он пытался освободить Жанну из плена, а после её гибели тратил большие средства на прославление её имени: заказал "Орлеанскую мистерию" и в течение десяти лет оплачивал постановку этой мистерии в театре.

Маршал занимался алхимией и магией, а это безжалостно преследовалось церковью. Жиль де Рэ был обвинён в похищении и убийстве более сотни детей, под пытками сознался во всех грехах и был казнён. Хотя никаких останков ни в замке, в котором жил де Рэ, ни в поместье обнаружено не было. Нужно сказать, что в те времена во Франции ежегодно исчезали не менее 20 000 детей. Куда они девались? Не мог же всех их извести один кровожадный маршал. А вы говорите: Европа, Европа... При таких-то нравах становится понятным, почему именно там впоследствии была придумана ювенальная юстиция.

Суд над маршалом де Рэ был весьма тенденциозным: судьями были назначены люди, враждовавшие с ним. И, тем не менее, доказанными на суде были только занятия алхимией.

Немалое имущество маршала де Рэ разошлось по "хорошим рукам", в том числе церковным. Некоторые историки сравнивают процесс по делу Жиля де Рэ с судом над тамплиерами: и там и тут вымышленные обвинения, сфабрикованные, чтобы создать предлог для захвата имущества осуждённых. Ну, а что прикажете делать, если Налоговой инспекции, Противопожарной службы, Наркоконтроля и Санэпидемнадзора тогда не существовало, а были только суд, костёр и палач. Опять же не были ещё разработаны схемы рейдерских захватов да и миноритарных акционеров, которые могли бы стать таранами в деле захвата чужого имущества, не было. И всё же, несмотря на все эти неудобства, надо же было серьёзным людям как-то решать вопросы передачи собственности из рук неправильных в правильные.

Портрет Маршала де Рэ
                                                                                                                                            Элуа Фирмин-Ферон (1802-1876)

На основании всех вышеперечисленных "неоспоримых" доказательств убиенный маршал и стал в простонародье прототипом любимого всеми нами Синей Бороды. Были у этой самой Бороды и другие косвенные прототипы, одним из которых стал король Англии Генрих VIII, но это столь колоритный персонаж, что он заслуживает отдельного рассказа.


          

Иллюстрации Гюстава Доре к сказке Шарля Перро "Синяя Борода"

image Click to view



Шарль Перро - Синяя Борода - аудиосказка



image Click to view



Бела Барток - опера "Замок герцога Синяя Борода" (1968)
Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР
Дирижёр - Геннадий Рождественский

Опера венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945) выдержана в мрачных музыкальных тонах. Вполне в духе сказки.

"Замок герцога Синяя Борода" - опера в одном действии, либретто которой было написано писателем и сценаристом Белой Балажем (1884-1949) по его сценической балладе, с использованием мотивов пьесы-сказки Мориса Метерлинка (1862-1949) "Ариана и Синяя Борода".
Первая постановка оперы состоялась в Будапеште 24 мая 1918-го года.



Рафал Ольбиньски - постер к опере Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода"

Пролог оперы.

Голос чтеца:

Это предание о многих страданиях.
Их смысл и значение понять вы должны...
Видите замок? Он вам не знаком?
Знайте же - тайна скрывается в нём.

image Click to view



Бела Барток - опера "Замок Герцога Синяя Борода" 15.03.2016 Эрмитажный Театр, МСО Таврический

Bela Bartok - A Kekszakallu Herceg Vara
Бела Барток - Замок Герцога Синяя Борода
Международный симфонический оркестр "Таврический"
Дирижёр - Михаил Голиков

Юдит - Наталья Боева
Синяя Борода - Антон Андреев
Сказитель - Александр Лабырич
Бывшие жёны Герцога: Виолетта Жигалина, Анастасия Чава, Мария Гуляева



Сказка Перро "Синяя Борода" издавалась и в дореволюционной России, и в СССР. Так издание 1914-го года было проиллюстрировано замечательной во вех отношениях художницей Рене Рудольфовной О’Коннелль. Первым мужем Рене Рудольфовны был Иван Яковлевич Билибин - его творческое влияние очень заметно в иллюстрациях, приведенных ниже.






        
        




        
        
        





Рене О’Коннелль - иллюстрации к сказке Шарля Перро "Синяя Борода",
изданной в 1914-ом году в издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля (1854-1926), (Россия)




О`Коннель-Михайловская Рене Рудольфовна, родилась в 1891-ом году в Париже, - русская и советская художница, керамист, график, театральный художник.
Рене Рудольфовна родилась в Париже, а около 1910-го года приехала в Россию.
Училась в мастерской Егорова, чуть позже - у Билибина в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, после окончания которой стала её преподавателем.
Много работала в области живописи и графики, а также изучала искусство в Италии, Франции, Германии и Венгрии.
В 1912-ом году вышла замуж за Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), но в 1917-ом году их брак распался.

В период Первой мировой войны на волне патриотических настроений возрастает интерес к национальным истокам искусства. Рене Рудольфовна увлекается русским костюмом и создает ряд эскизов к театральным постановкам, а также становится одной из создателей моды, основанной на русских национальных традициях.

Портрет Рене О’Коннелль-Михайловской (1928)
                    М.В.Лебедева

На даче в Крыму, она знакомится с топографом, сыном писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906), Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), после 1917-го года ставшим ее вторым мужем.

В 1922-1932-ом годах Рене Рудольфовна работала на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова.
В середине 1930-х годов была сослана в ссылку, как и многие иностранцы, а её дети - сын и дочь от второго брака остались в Ленинграде. Они оба погибли во время блокады Ленинграда.

В ссылке Рене Рудольфовна в третий раз вышла замуж и после войны вернулась в Ленинград.
В 1950-х годах она работала на Дулевском фарфоровом заводе.

Умерла художница в Ленинграде в 1981-ом году.



image You can watch this video on www.livejournal.com



Жак Оффенбах - оперетта "Синяя Борода" в постановке берлинской Комической оперы (Komischen Oper - Берлин, ГДР), (1973)

В главных ролях:

Синяя Борода - Ханс Нокер
Булотта - крестьянка, а потом жена Синей Бороды - Анни Шлемм
Флоретта - цветочница, а потом принцесса Германия - Ингрид Черны
Дафнис - пастушок, а потом принц Сапфир - Манфред Хопп

Французский композитор Жак Оффенбах (1819-1880) в 1866-ом году написал оперетту "Синяя Борода". И вроде бы, написал на сюжет Шарля Перро, только уж больно весёлой получилась у него эта история. Помимо основной сюжетной линии, здесь присутствует любовная линия потерянной, а потом найденной родителями принцессы-цветочницы и её возлюбленного пастушка-принца.

Сюжетная коллизия оперетты заключается в том, что рыцарь Синяя Борода оказывается обманут своим алхимиком, которому было поручено травить рыцарских жён, а он вместо яда - каков мерзавец! - давал им снотворное. В результате все жёны вернулись из небытия к нормальной семейной жизни, но отнюдь не с Синей Бородой. Согласно правилам сказочного жанра, порок наказан: Синей Бороде досталась в жёны такая гангрена, что, пожалуй, он сам на себя наложит руки от полученного "счастья". В конце, как и положено в оперетте, все пляшут и поют. И всё это под прекрасную музыку Жака Оффенбаха.



image Click to view



Жак Оффенбах - Дуэт цветочницы Флоретты и принца Сафира из оперетты "Синяя Борода"
Свердловский академический театр музыкальной комедии

Поют - Ирина Цыбина и Александр Вахрушев



Конечно же, кинематограф не мог пройти мимо таких сказочно высоких семейных отношений, а потому наснимал фильмов, мама не горюй. Вот только некоторые из них, наиболее интересные, на мой взгляд.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Синяя Борода - художественный фильм производства Франции, ФРГ, Швейцарии (1951)
Режиссёр - Кристиан-Жак

В главных ролях:

Граф Амедей де Сальфер - Пьер Брассёр
Алин - Сесиль Обри
Жиглио - Ганс Альберс

Изящная комедия французского режиссёра Кристиана-Жака (1904-1994) о том, как некий знатный и богатый человек - Граф Амедей де Сальфер, пытался изображать из себя жестокого и кровожадного женоубийцу, дабы соответствовать легенде и слухам, распускаемым о нём.



image You can watch this video on www.livejournal.com



Синяя Борода - художественный фильм производства Франции, Италии, ФРГ (1972)
Режиссёр - Эдвард Дмитрык

В ролях:

Барон Курт фон Зеппер - Ричард Бёртон
Эльга, первая жена барона - Вирна Лизи
Эрика, вторая жена барона - Натали Делон
Магдалена, третья жена барона - Ракель Уэлч

Фильм интересен хорошим актёрским ансамблем, но весьма политически ангажирован. Причём, как по мне, это отрицательно сказывается на художественной стороне картины. А так, триллер и фильм ужасов - два в одном. Очень бодрит, особенно, на ночь глядя.)))



image You can watch this video on www.livejournal.com



Очень синяя борода - мультфильм по мотивам сказки Шарля Перро "Синяя Борода" (1979)
Автор сценария - Аркадий Арканов
Композитор - Геннадий Гладков
Автор слов к песням - Юлий Ким (под псевдонимом Михайлов)

Поют: Михаил Боярский, Олег Анофриев, Лариса Долина

Вот привыкли мы видеть в Синей Бороде садиста и убийцу, но ведь можно же посмотреть на это дело и с другой стороны. Тогда вполне может оказаться, что он сам всего лишь жертва нездоровых семейных отношений, затравленная жёнами-садистками.



image Click to view



Здоровые почки, железные нервы, гимнастика, йога, трусца...
Фрагмент мультфильма "Очень синяя борода" (1979)



image Click to view



Последняя жена Синей Бороды - мультфильм производства студии "Борисфен-Лютес" (1996)
Автор сценария, режиссёр и создатель графики - Александр Бубнов
Композитор - Владимир Быстряков

Ещё одна очень грустная история несчастного герцога Синяя Борода. Вообще то, судя по всему, съёмочная группа этого мультфильма знает толк в многожёнстве, чего только стоит семейный опыт известного украинского композитора Владимира Быстрякова, каждая очередная тёща которого становится всё моложе и моложе. Последняя уже годится ему в дочери.




        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Алексей Рейпольский - иллюстрации к сказке Шарля Перро "Синяя Борода",
изданной в 1985-ом году издательством "Изобразительное искусство"




Алексей Дмитриевич Рейпольский, родился в 1945-ом году в Ленинграде, - советский и российский художник-иллюстратор.

Алексей Рейпольский окончил художественную школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, затем графический факультет этого института.
Занимался в мастерской книжной графики под руководством профессора М.А.Таранова. Работал художественным редактором в издательствах "Детгиз" и "Художник РСФСР".

Дипломная работа Алексея Рейпольского - серия линогравюр к роману Фёдора Михайловича Достоевского "Игрок", была удостоена высшей оценки - позднее она приобретена музеем-квартирой писателя в Ленинграде.

Художник проиллюстрировал более семидесяти книг. С середины 1980-х годов работает в технике масляной живописи, участвует в различных выставках.

Работы Алексея Дмитриевича хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, в частных коллекциях в России и за рубежом.



Психология семейных отношений - Генрих VIII - король Синяя Борода (часть 1)

Психология семейных отношений - Генрих VIII - король Синяя Борода (часть 2)





image Click to view



Синяя Борода
Исполняет - Группа Pur:Pur

Как много бреда, много рвений в голове
Что претворяются в прекрасное безумье.
Что начинаешь видеть в синей бороде
Такой красивый белый, но холодный иней.
Он виноват лишь в том, что был влюблен
И складывал мгновенья счастья в гроздья.
Что он убил жену не топором,
А медленно вбивал ей в тело гвозди.
А гвозди не хотели заходить.
А он вбивал их ласково вздыхая.
Теперь она не будет уходить.
Теперь она домашняя, родная.

оперетта, литературные герои, опера, художники-иллюстраторы, Синяя Борода, Шарль Перро, Гюстав Доре, кино, Рене О’Коннелль-Михайловская, Алексей Рейпольский, художники, сказки

Previous post Next post
Up