Приезд Золушки на бал
Статуэтка - Германия (середина XX века)
You can watch this video on www.livejournal.com
Джоаккино Россини - финал I действия оперы "Золушка"
Выход Анжелины (Золушки)
Джоаккино Антонио Россини, итальянский композитор, родился 29 февраля 1792-го года в городе Пезаро (Италия) в музыкальной семье - отец композитора был трубачом, а мать оперной певицей.
В детстве Джоаккино семья Россини переселилась в Болонью, где начались его занятия пением и игрой на клавесине.
В 15 лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где проучился до 1810-го года.
В последующие шесть лет Россини написал несколько маленьких комических опер, так называемых "фарсов". Постановки этих опер в разных театрах сделали имя Россини широкоизвестным в Италии.
В 1816-ом году в Риме впервые была поставлена самая известная опера Россини "Севильский цирюльник". Отдав дань комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической.
В том же 1816-ом году в Неаполе была поставлена опера "Отелло, или Венецианский мавр", в которой заметно влияние романтизма, охватившего итальянское оперное искусство в первой половине XIX века.
В 1821-ом году Россини вместе с труппой неаполитанского театра покинул Италию и выехал на гастроли в Вену, где с триумфом ставил свои оперы.
В 1823-ем году по приглашению директора Лондонского Королевского театра композитор едет в Великобританию, где он пробыл пять месяцев
В том же 1823-ем году, в связи с постановкой его оперы "Семирамида", Россини недолго побывал в Венеции, но затем вернулся в Париж.
В 1824-ем году Россини приглашают на должность директора Итальянского театра в Париже. Поскольку Россини совсем не обладал организаторскими способностями, то в течение двух лет положение театра значительно ухудшилось, в связи с чем он был вынужден оставить пост директора, но взамен был назначен на почётную должность главного интенданта королевской музыки и главного инспектора пения - это была синекура, приносившая Россини очень неплохой доход.
Последнюю свою оперу "Вильгельм Телль" Россини написал во Франции в 1829-ом году для парижской "Гранд-Опера".
К последующим годам относится ряд духовных произведений Россини, в том числе знаменитая "Stabat mater" (1842), сборник песен "Музыкальные вечера", ансамбли, хоры и разные сочинения, написанные в связи с общественными событиями, юбилеями, выставками и тому подобным.
You can watch this video on www.livejournal.com
Джоаккино Россини - Stabat mater (Мать скорбящая)
Запись 1981-го года
В 1836-ом году Россини вернулся в Италию и сначала жил в Милане, а потом в Болонье.
Во время революции 1848-го года он перебрался во Флоренцию и, наконец, в 1853-ем году возвратился в Париж, где оставался до самой смерти.
Россини написал тридцать девять опер, причём написаны они были до 37-ми лет жизни композитора.
В последние же годы он музыку не писал и сам шутил по этому поводу:
"Раз музыка перестала идти ко мне, то напрасно мне идти к музыке."
Умер Россини 13 ноября 1868-го года в Пасси (Франция). Всё своё немалое состояние он завещал родному городу Пезаро на развитие культуры.
Памятник Россини в его родном городе Пезаро (1864),
который был поставлен ещё при жизни великого маэстро
Маэстро, вам все в жизни дается легко: слава, деньги, любовь публики!.. Признайтесь, как вам удалось стать любимцем Фортуны? - задал однажды Россини вопрос какой-то журналист.
Действительно, Фортуна любит меня, - с улыбкой отвечал Россини, - но лишь по одной простой причине: Фортуна - женщина и презирает тех, кто робко клянчит ее любви. Я же не обращаю на нее внимания, но при этом крепко держу эту ветреницу за подол ее роскошного платья!..
Статуэтка "Фортуна"
Linea Argenti (Италия)
Click to view
Музыкальная кулинария. Джоаккино Россини
Документальный фильм из цикла фильмов о знаменитых композиторах
"За столом двое: я и индюшка. К концу нашего свидания с глазу на глаз я остался один."
Джоаккино Россини
Россини не только был человеком весёлым и жизнерадостным, но ещё он любил хорошо поесть и с удовольствием занимался кулинарией и постоянно шутил по этому поводу.
You can watch this video on www.livejournal.com
Телепередача из цикла "Абсолютный слух", посвящённая Россини
You can watch this video on www.livejournal.com
Телепередача из цикла "Партитуры не горят" - Россини
Ведущий - Артём Варгафтик
You can watch this video on www.livejournal.com
Россини (1942) - художественный фильм производства Италии
Режиссер - Марио Боннард
В роли Россини - Нино Безоцци
Луис Альварес Катала (1836-1901) - Севильский цирюльник
Либретто оперы "Севильский цирюльник" основано на одноимённой пьесе Пьера Бомарше (1732-1799). Сначала опера называлась "Альмавива, или Тщетная предосторожность". Россини дал своему произведению такое название, потому что опера "Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность" уже существовала - её написал композитор Джованни Паизиелло (1741-1816). Опера эта была давно популярна на оперной сцене. Кроме Паизиелло, к тому времени на сюжет "Севильского цирюльника" разными композиторами было написано ещё несколько опер, которые были менее популярны.
Россини в 1816-ом году обязался написать к карнавалу для римского театра "Аржентино" новую оперу. Однако цензура забраковала все либретто, которые были предложены композитором. Поскольку оставалось совсем мало времени, было решено использовать какую-нибудь тему, которая бы удовлетворила цензуру. Россини обратился к Паизиелло за разрешением использовать сюжет "Севильского цирюльника" и тот ответил любезным согласием, не сомневаясь в провале оперы молодого композитора.
Россини всегда сочинял очень быстро. Но стремительность, с которой был написан "Севильский цирюльник" (нужно заметить, что композитор в этой опере использовал многие фрагменты из предыдущих своих произведений), удивительна. Сочинение и инструментовка заняли по разным сведениям от 13-ти до 20-ти дней.
Премьера оперы состоялась в Риме 20 февраля 1816-го года. Представление прошло неудачно, поскольку было фактически сорвано поклонниками Паизиелло. Второе и последовавшие за ним исполнения оперы, состоявшиеся на той же неделе, прошли гораздо успешнее. Впоследствии опера стала очень популярной и остаётся такой и в наши дни. Да что там говорить, если даже люди, которые не очень разбираются в оперном искусстве, легко узнают на слух музыку этой оперы.
You can watch this video on www.livejournal.com
Джоаккино Россини - опера "Севильский цирюльник"
в постановке Мариинского театра Санкт-Петербурга (1996)
Дирижёр - Александр Поляничко
Партия Фигаро - Владимир Самсонов
Партия Розины - Анна Нетребко
Партия дона Базилио - Владимир Огновенко
Увертюра к опере "Севильский цирюльник", которую мы сегодня имеем счастье слышать, не является оригинальной, то есть такой, какой она была в опере с самого начала. Первая увертюра была неким попурри из популярных испанских мелодий. Её партитура каким-то странным образом пропала вскоре после первого исполнения оперы. Тогда Россини, известный своей леностью, вытащил из своего сундука старую увертюру, которую он написал ещё за семь лет до того для забытой теперь оперы "Странный случай". Вот её то мы и знаем как увертюру к опере "Севильский цирюльник".
Click to view
Джоакино Россини - увертюра к опере "Севильский цирюльник"
Президентский оркестр Республики Беларусь
Дирижёр - художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Виктор Бабарикин
Click to view
Каватина Фигаро из оперы "Севильский цирюльник"
Поёт - Муслим Магомаев (1942-2008)
"Фигаро там, Фигаро здесь..." - вездесущий находчивый весельчак Фигаро в замечательном исполнении народного артиста СССР Муслима Магометовича Магомаева.
Click to view
Джоаккино Россини - Клевета - ария дона Базилио
из оперы "Севильский цирюльник"
Поёт - Анатолий Кочерга
В роли дона Базилио великолепный бас - Кочерга Анатолий Иванович, советский украинский оперный певец. Народный артист СССР (1983).
Click to view
Джоаккино Россини - Клевета - ария дона Базилио
из оперы "Севильский цирюльник"
Поёт - Муслим Магомаев (1942-2008)
Очень любимый мною певец - Муслим Магомаев в роли дона Базилио. Но, на мой взгляд, ему трудновато брать очень низкие ноты, поэтому кажется, что поёт он несколько сдавленным голосом. Всё же в роли Фигаро он много лучше.
Александр Яковлевич Головин (1863-1930) - "Улица перед домом доктора Бартоло" - эскиз декорации к опере Россини "Севильский цирюльник", 1924
Каватина Розины из оперы "Севильский цирюльник"
Поёт - Евгения Мирошниченко (1931-2009)
Замечательная советская оперная дива - Евгения Семёновна Мирошниченко, обладательница блестящего колоратурного сопрано и просто красивая женщина, солистка Киевского оперного театра, народная артистка СССР, необыкновенно органична в роли Розины.
Click to view
Каватина Розины из оперы "Севильский цирюльник"
Поёт - Анна Моффо (1932-2006)
А это исполнение партии Розины итало-американской оперной певицей Анной Моффо, обладательницей великолепных голосовых и внешних данных.
You can watch this video on www.livejournal.com
Каватина Розины из оперы "Севильский цирюльник"
Поёт - Мария Каллас (1923-1977)
И конечно же, моя любимая Мария Каллас. Сколько артистов - столько интерпретаций.
Click to view
Сцена из фильма "Приходите завтра" (1963)
Каватину Розины поёт - Екатерина Савинова (1926-1970)
Всем известный эпизод из старого советского фильма "Приходите завтра". В роли Розины и Бурлаковой Фроси замечательная советская киноактриса Екатерина Фёдоровна Савинова.
Мультфильмы обычно ставятся по самым известным операм. Поскольку "Севильский цирюльник" - одна из самых популярных опер мирового оперного репертуара, то и она удостоилась чести стать основой для мультфильма - оперы для ленивых, продолжительностью около получаса.
Click to view
"Севильский цирюльник (1994) - мультфильм-опера из цикла "Опериада" (Россия)
Увертюра это оркестровое вступление пред началом действия оперы. Россиниевские увертюры просто великолепны. Привожу здесь мои самые любимые из них.
Click to view
Rossini - Overture to L'Italiana in Algeri
Джоакино Россини - увертюра к опере "Итальянка в Алжире" (1813)
Камерный оркестр "Kremlin"
Руководитель и дирижёр - Михаил Рахлевский
Рафал Ольбиньски (Rafał Olbiński) - "Итальянка в Алжире"
Рекламный постер к постановкам оперы в США
Россини писал музыку очень быстро, но бывали случаи, когда он всё же не успевал закончить музыкальную партитуру в срок. Вероятно, из-за своей врождённой лености. Именно так случилось с увертюрой к его опере "Отелло": на носу премьера, а увертюра к опере еще не готова!
Директор неаполитанского театра "Сан-Карло" - старейшего в Европе оперного театра, пребывая в отчаянии от сего факта, пошёл на хитрость: он заманил Россини в пустую комнату с решетками на окнах, где и запер композитора. Зная, что Россини очень любит поесть, директор театра оставил в комнате только одну тарелку со спагетти и пообещал, что пока увертюра не будет написана, композитор из заточения не выйдет и больше еды не получит.
Бедному голодному Россини не оставалось ничего другого, как срочно написать увертюру к опере. И, нужно сказать, у него это здорово получилось.)))
Click to view
Rossini - "Otello" Overture
Джоакино Россини - увертюра к опере "Отелло" (1816)
Молодёжный симфонический оркестр "Festival"
днепропетровской консерватории имени Михаила Ивановича Глинки
Руководитель и дирижёр - Дмитрий Логвин
Click to view
Джоакино Россини - увертюра к опере "Золушка" (1817)
Волгоградский академический симфонический оркестр
Дирижёр - Владимир Стачинский
Рафал Ольбиньски (Rafał Olbiński) - "Золушка"
Рекламный постер к постановкам оперы в США
С увертюрой к опере "Сорока-воровка" приключилась практически та же история, что и с увертюрой к опере "Отелло". С той лишь разницей, что писать увертюру Россини пришлось уже в день премьеры, а музыкантам оркестра довелось играть её с листа без предварительного разучивания.
Под окном комнаты, в которой был заперт Россини, стояли рабочие сцены - они ловили листы с нотами, которые бросал композитор. Разъяренный директор театра наказал людям, охранявшим Россини, выбросить из окна самого Россини, если из окна не будут вылетать листы нотной партитуры.
Rossini - La Gazza Ladra Overture (1991)
Джоакино Россини - увертюра к опере "Сорока-воровка" (1817)
Венский симфонический оркестр
Дирижёр - Клаудио Аббадо
Композитор Гаэтано Доницетти (1797-1848) очень высоко оценивал оперу Россини "Вильгельм Телль". Однажды в разговоре он хитро подмигнул Россини и произнес заговорщическим шепотом:
- Однако признайтесь, у вас был соавтор!
- Вы ошибаетесь, дорогой друг, - удивленно отвечал Россини, - "Телля" я написал один.
- Нет-нет, не отрицайте, хитрец! - настаивал Доницетти. - Первый и третий акты написаны именно вами, но вот второй акт написал, несомненно, сам Господь Бог!
Click to view
Rossini - Wilhelm Tell Overture
Джоакино Россини - финал увертюры к опере "Вильгельм Телль"
Amadeus Orchestra London England
Лондонский оркестр "Амадеус"
Дирижёр - Эдуард Дядюра
Замечательный молодой дирижёр Эдуард Дядюра - какая экспрессия! И оркестр, и публика просто в восторге.
You can watch this video on www.livejournal.com
Джоаккино Россини - увертюры из опер Россини
Чикагский симфонический оркестр
Дирижёр - Георг Шолти
1. Увертюра к опере "Севильский цирюльник" (1816)
2. Увертюра к опере "Итальянка в Алжире" (1813)
3. Увертюра к опере "Шёлковая лестница" (1812)
4. Увертюра к опере "Магомет II", во французской редакции "Осада Коринфа" (1820)
5. Увертюра к опере "Семирамида" (1823)
6. Увертюра к опере "Сорока-воровка" (1817)
You can watch this video on www.livejournal.com
Посвящение Россини (1974) - мультфильм (Италия)
Собственно, в мультфильм "Посвящение Россини" вошли 3 мультфильма выдающихся режиссеров анимационного кино, художников и сценографов Джулиано Джанини и Эмануэле Луццати:
1. "Итальянка в Алжире" (1968)
В качестве музыкального сопровождения использована увертюра к опере "Итальянка в Алжире", и темпорале из оперы "Севильский цирюльник".
2. "Пульчинелла" (1973)
В качестве музыкального сопровождения использована увертюра к опере "Турок в Италии".
3. "Сорока-воровка" (1964).
В качестве музыкального сопровождения использована увертюра к опере "Сорока-воровка"
Театр Россини - город Пезаро
Вообще в Пезаро, кроме театра Россини, есть много мест, имеющих отношение к имени Джоаккино Россини: дом-музей Россини - дом, в котором композитор прожил до восьми лет, консерватория имени Россини, памятник, скульптуры, что и неудивительно - не каждому городу везёт быть родиной великого композитора.
Дом-музей Россини - город Пезаро
Консерватория имении Джоаккино Россини - город Пезаро
Кроме того, в Пезаро, начиная с 1980-го года, ежегодно проходит оперный фестиваль имени Россини. Во время фестиваля исполняются оперы Россини, часто те из них, которые малоизвестны широкой публике. На фестиваль приглашают известных певцов и дирижёров, славящихся исполнением произведений Джоаккино Россини.
Официальный сайт фестиваля. Удостоилась такого приглашения и молодая, но уже очень хорошо зарекомендовавшая себя в оперном мире, российская певица Юлия Лежнева, за творческим ростом которой слежу с большим интересом: сюжет
"Молодая оперная дива - Юлия Лежнева".
Click to view
Джоаккино Россини - сцена и ария Елены из оперы "Дева озера"
Дирижёр - Владимир Федосеев
Поёт - Юлия Лежнева
Click to view
Джоаккино Россини - романс-ария Матильды из оперы "Вильлельм Телль"
Дирижёр - Владимир Федосеев
Поёт - Юлия Лежнева
Статуя Россини, установленная в одной из ниш здания городского почтампта в городе Пезаро (Италия)
Click to view
Джоаккино Россини - Неаполитанская тарантелла
В сопровождении оркестра Del Teatro Comunale Di Bologna
Поёт - Лучано Паваротти