Памятник
Вольфгангу Амадею Моцарту в Вене, который находится в живописном парке рядом с дворцовым комплексом Хофбург
5 декабря день памяти великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, который умер в неполные 36 лет 5 декабря 1791 года в Вене.
Слишком великий для того, чтобы писать о нём избитыми фразами.
Вроде бы всё о нём известно, но всё же остаётся какая-то недосказанность, наверное, потому и существует легенда о его отравлении. Потому что невозможно согласиться и примириться с тем, чтобы человек такого масштаба умер таким молодым от естественных причин. Обычно сожалеют о том, сколь много ещё мог бы он написать, но не думают, что другим, написанного Моцартом, хватило бы на десятерых.
"Реквием" - последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, - траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст.
Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, "Реквием" является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
В середине июля 1791 года Моцарт получил через посредника - некоего человека в сером, заказ на сочинение "Реквиема" на условиях секретности. Предположительно Моцарт знал заказчика - он получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов, и столько же Моцарт должен был получить по окончании работы.
Как выяснилось позже, "Реквием" заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах для ежегодного исполнения в память о его жене.
Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее - покупал у них авторство.
При первом исполнении "Реквиема" Вальзеггом в декабре 1793 года, на партитуре было указано: "Реквием сочинения графа фон Вальзегга" (Composito dei conte Walsegg). Посредником в сделке выступал его управляющий Лойтгеб.
Таким образом, Моцарт должен был сочинять Реквием анонимно. Безденежье заставило его согласиться на это крайне унизительное для него условие, которое может служить объяснением большого количества заимствований (исследователи в различных частях Реквиема находят параллели с сочинениями Карла Филиппа Эммануила Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека). Впрочем, эти "заимствования" обусловлены скорее общими рамками и принципами церковной музыки XVIII-го века, нежели копированием чужих сочинений.
Отрывок из фильма-спектакля ленинградского Государственного Академического театра имени А.С.Пушкина по трагедии
Александра Сергеевича Пушкина "Моцарт и Сальери"
Моцарт - Иннокентий Смоктуновский
Сальери - Николай Симонов
Его музыка разная: и солнечная, и дождливая, но стиль мастера таков, что не узнать его руку невозможно.
Доподлинно известно, что в последние дни своей жизни он работал над Реквиемом, который после его смерти завершил другой музыкант и, хотя у Моцарта много жизнеутверждающей и светлой музыки, в день его памяти следует слушать именно Реквием.
Click to view
Моцарт - "Реквием"