Исследования: гаджет-аддикция - новый вид психологической зависимости

Nov 08, 2014 01:57

Психологи выявили новый вид психологической зависимости - гаджет-аддикция. Гаджет - это любая электронная игрушка для взрослых: мобильный телефон, СD-плеер, портативный компьютер. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки. В Европе этим недугом страдают уже несколько миллионов потребителей, а с развитием технологий гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания.

Все начиналось осенью 2003 года с обычного маркетингового исследования, которое специалисты Benchmark Research Ltd. провели для крупнейшего производителя носителей цифровой информации - японской корпорации TDK. Основной целью опросов была информация о том, сколько европейцев собирается покупать DVD-плеер, но результаты далеко вышли за рамки поставленной задачи.

- Полной неожиданностью стал тот факт, что решение о покупке портативных электронных устройств европейцы принимают исходя не из соображений необходимости или функциональности нового прибора, а на основе "слухов" и "моды", желания похвастаться перед знакомыми новой "игрушкой" или выглядеть современными, - рассказывает Жан-Поль Эку, руководитель отдела маркетинга европейского подразделения японской корпорации (TDK Recording Media Europe). - Ради покупки нового гаджета женщины могут экономить на косметике, а мужчины - на приобретении туристических путевок. Удивительно и то, что люди влезают в долги ради покупки не очень нужного, но модного электронного прибора.

Очевидно, что к работе следовало привлечь психологов, изучающих неразумное поведение "человека разумного".

В исследовании приняли участие жители шести европейских стран (Франция, Испания, Польша, Германия, Италия и Великобритания) в возрасте от 18 до 45 лет. В среднем каждый европеец окружен пятью любимыми личными приборами: 93% активно используют сотовый телефон, 73% - ноутбук, 60% - DVD-плеер. Главная планируемая покупка трети европейцев - цифровая видеофотокамера.

Почти половина жителей Европы заявили, что жить не могут без своего мобильника, а 42% - без ноутбука. Около 10% опрошенных сознались в наличии у них нескольких явных признаков психологической зависимости.

- Для того чтобы убедиться в существовании подобной зависимости, достаточно посмотреть на поведение студентов на лекции, - рассказывает Дмитрий Смирнов, профессор, доктор психологических наук. - У половины руки под партой совершают судорожные движения. Это они SMS шлют. Никакие угрозы и меры дисциплинарного воздействия успеха не имеют. Цель этих эсэмэсок - вовсе не общение с друзьями, не получение новой информации, а процесс коммуникации сам по себе. Сейчас пришла мода на мобильники с камерой, в результате новая "болезнь" - пересылка картинок. Природа "недуга" точно такая же, как у любой зависимости.

- Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей, - считает Виталина Бурова, врач-психиатр, психотерапевт. - Вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами.

В том числе и стремлением обладать новой электронной игрушкой. Самые импульсивные потребители новых гаджетов живут в Великобритании. Треть обитателей туманного Альбиона покупают приборы не потому, что они действительно нужны, а на основе слухов и моды на технические новинки. В наименьшей степени новой манией страдают итальянцы. Лишь 4% из них делают необоснованные покупки новых сотовых телефонов и карманных компьютеров. А самые "горячие парни" живут в Польше - 19% поляков сообщили исследователям Benchmark Research, что чувствуют гнев, когда не могут позволить себе купить техническую новинку (средняя цифра "разгневанных покупателей" по Европе - 10%).

У "Известий" есть основания полагать, что российские потребители недалеко ушли от братского славянского народа. К такому выводу можно прийти, изучив результаты опроса жителей шести крупных российских городов, который по просьбе "Известий" провели эксперты Лаборатории социальных технологий.

Оказалось, что в России люди "больны" в первую очередь мобильным телефоном. 85% молодых жителей российских городов в возрасте от 18 до 35 лет заявили что жить не могут без сотового. Половина опрошенных психологически зависят от портативных музыкальных устройств - CD- или MP3-плеера. Среди других любимых гаджетов - цифровые камеры, карманные компьютеры и даже портативные DVD-плееры и цифровые диктофоны.

А можно ли и, главное, нужно ли бороться с гаджет-зависимостью? "Конечно, нужно, - считает Дмитрий Смирнов. - Любая попытка избежать решения реальных проблем уводит человека из социума и делает его беднее. Причем как в переносном, так и в буквальном смысле. Надо себя контролировать".

http://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/pochemu-stiv-dzhobs-zaprewal-svoim-detjam-ajfony

инфовойны, психология, дети, зомбирование, игромания, психотехнологии, манипулирование сознанием

Previous post Next post
Up