Очевидные препятствия в распространении ГКЦ в Беларуси

Jan 31, 2012 18:39

1. Отсутствие религиозных традиций, уничтоженных ещё царским самодержавием. Это хорошо видно при сравнении с РКЦ на примере Гродно. В Гродно при СССР на 1989 г. работали 3 католических церкви, в которых по воскресеньям проводилось всего 7 св. месс с наполненностью церквей примерно на 70%. После падения богоборческого режима за 10-15 лет количество верующих выросло примерно в 8 раз. В старых церквях резко возросло число отправляемых месс по воскресеньям и построено дополнительно еще 5 церквей. Всего в Гродно стало 8 католических храмов. И все они полны людей. Рост прихожан произошел главным образом благодаря начавшим действовать при религиозной свободе католическим традициям, сохранившимся в польских семьях. Родители повели своих детей и родственников в церкви.

ГКЦ не имела своих традиций, и потому рост её прихожан осуществлялся только по инициативе небольшого количества духовенства и достиг за 15 лет своего существования только около 900 верных, систематически посещающих воскресные и праздничные богослужения, исповедующихся и причащающихся.
Как сформировать религиозные традиции в ГКЦ? Это надо делать, главным образом, через укрепление “домашней Церкви”, то есть семьи.

2. Отсутствие исторической памяти у этнических белорусов. ГКЦ Беларуси была уничтожена российским самодержавием в 1839 г. И с этого времени историческая память белорусов о ГКЦ органами государственного образования искоренялась, а её история искажалась и преподносилась как враждебная для белорусского народа. За годы СССР и даже после него отношение к ГКЦ осталось прежним. В результате этого белорусский народ почти ничего не знает о ГКЦ или имеет о ней очень неверное представление, а именно: ГКЦ это Церковь палачей над православным белорусским народом.

На мой вопрос доктору исторических наук, почему у вас в истории такая ложь, доктор мне ответил: такова традиция нашей школьной истории.

На самом же деле - это ГКЦ жертва палачей царизма при молчаливом попустительстве или даже соучастии православной Церкви. Смотри: 1. С. Соловьев "История России с древнейших времен" М. 1961 кн. 8 стр. 137-138; 307-308. 2. "Божым шляхом" N 62 стр. 10. 3. С. Голованов “Материалы по Брестской Унии”.

Только наиболее сознательная часть белорусской интеллигенции знает истину о ГКЦ. Эта часть белорусов и вошла в состав возродившейся в постсоветское время ГКЦ.

Как восстановить историческую правду о ГКЦ в Белоруссии и восстановить историческую память белорусов? Что они уже с начала их христианизации были католиками восточного обряда, были ими некоторое время после образования автокефальной православной Церкви, а затем при Флорентийской и Брестской униях? Это можно сделать, дав заказ католическим ученым-историкам своими научными трудами и педагогической деятельностью опровергнуть ложь и доказать истину.

3. Недостаток духовенства. В настоящее время в Беларуси на 10 млн. человек имеется только около 10 священников. Обучение клириков происходит в разных семинариях различных государств, что ограничивает надзор за ними и полноценное формирование в них католического самосознания священников. Это было одной из причин ухода части семинаристов в православие. Наличие в стране 15 зарегистрированных приходов при 10 работоспособных священниках не оставляет им времени для миссионерской работы вне церковных помещений. Отказ же от миссионерской работы - это смерть ГКЦ в Беларуси.

Как же возместить недостаток духовенства хотя бы частично? Это возможно с помощью создания светского апостолата. Но качество светского апостолата зависит от духовной зрелости человека. А для духовной зрелости наши люди нуждаются в особой школе. Ибо они, как правило, являются неофитами. Особые условия для их духовной зрелости это включение их в апостолат молитвы=сообщество учащихся молитве людей под руководством опытных монахов в монастыре или вне его. И в каждом приходе должна быть группа, как минимум из 2-х человек апостолата молитвы, которые постепенно учили бы прихожан правильно молиться созерцательной молитвой. (Программу обучения апостолата молитвы я когда-то предоставлял руководству нашей Церкви). Предварительно духовно подготовленный светский апостолат затем должен пройти обучение для ведения миссионерской работы в соответствии с принципами, изложенными мной в “Моя миссионерская школа” (рукопись которой была передана мной руководству нашей Церкви) и в брошюре “Размышления о миссионерской работе” (напечатанной в интернете на моей странице).

Важно отметить, что светский апостолат не только компенсирует нехватку в Церкви миссионеров, но он формирует священнические призвания (многие участники светского апостолата захотят стать священниками) и он активизирует своим примером остальных первоначально пассивных мирян, вовлекая и их в миссионерскую работу.

4. Недостаток типовых церковных помещений с централизованным отоплением и прочими необходимыми условиями для пастырской работы. В зимних условиях эти помещения невозможно использовать для религиозного просвещения верных. Летом же, как правило, большинство людей отвлекаемы на полевые работы и летние отпуска. Строительство типовых церковных помещений средствами самих прихожан невозможно, так как денежных средств у них практически нет из-за низкого уровня их материальной жизни.
Как обрести типовые церковные помещения? Провести массовую компанию целевого сбора денежных средств на строительство в Белоруссии типовых церковных помещений среди католического населения экономически развитых стран?

5. Национальный вопрос. Так как инициаторами возрождения ГКЦ Беларуси была часть национально настроенной интеллигенции, считавшей, что всё зло на их Родине происходит от поляков и русских, то оно ставило своей задачей принудительную белоруссизацию неэтнических белорусов. Поэтому возрождавшейся ГКЦ оно придало резко национальный характер. Греко-католиком может быть только этнический белорус или обелоруссившийся небелорус. Раньше непросвещённые считали, что в Беларуси есть польская вера (римо-католическая), русская вера (православная). Теперь решено было создать еще белорусскую веру (греко-католическую). При этом совершенно игнорируются факты:

- что ГКЦ - это часть католической=вселенской Церкви, а не Церкви национальной;
- что Беларусь государство многонациональное;
- что белорусский язык - это повседневный язык меньшинства населения Беларуси;
- что мы живем в период универсальной интеграции (не только экономической, но и культурной, научной, информационной);
- что миграция населения стала мировым явлением;
- что феодальный изоляционизм невозвратим;
- что во всем мире происходит ассимиляция менее малочисленных и менее культурных народов более многочисленными и более культурными;
- что Беларусь так же охвачена процессом этнической ассимиляции;
- что она является миссионерским краем;
- что реконструкция общества, известная нам как призыв к построению Царства Божия на земле - это не реконструкция только отдельных национальных очагов, но всей страны и мира.

Поэтому не может быть в Беларуси народов, лишенных христианского мировоззрения и морали, нельзя другим народам запретить быть греко-католиками или заставить их с принятием ими греко-католичества становиться белорусами. Ведь закон солидарности или круговой поруки принуждает нас не только любовью, но и выгодой заботиться о наших иноязычных соседях. Ибо оставшийся атеистом сосед-вор когда-нибудь обворует и нас.

Следует вызубрить слова ап. Павла:

1. “Нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся” (Рим. 10:12-13).
2. “Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев… для чуждых закона  как чуждый закона… чтобы приобрести чуждых закона… для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем. Чтобы спасти, по крайней мере, некоторых” (1 Кор. 9:20-22).
3. “Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом” (1 Кор. 12:13).
4. “Нет уже иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28).
5. “Нет ни еллина, ни иудея, ни… варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос” (Кол. 3:11).
И очень важно на основании исторического опыта Церкви знать, что после богоборческого атеизма самый опасный враг Церкви - национализм. Это он поддерживал в истории цезарепапизм против Святого Престола. Это он был главной причиной церковных расколов:
1. Византийский национализм породил православие.
2. Немецкий национализм породил лютеранство.
3. Английский национализм породил англиканство.
4. Французский национализм породил галликанство.
5. Австрийский национализм породил иозофинизм и т.д.

Национализм как таковой это коллективный эгоизм. Народ, культивирующий эгоизм по отношению к другим народам, логически и автоматически культивирует эгоизм между своими же гражданами. Значит, такой народ разделился внутри самого себя и внутренними противоречиями в своей среде сам себя уничтожает. ГКЦ - это Церковь созидания, а не разрушения.

ГКЦ должна бороться против всякого национализма, ибо он по принципу divide et impera разделяет Церковь, чтобы уничтожить её или подчинить себе.

Следовательно, Белорусская ГКЦ должна работать над обращением в ГКЦ и граждан иноязычных, русские это или цыгане, или евреи, или иной национальности. Поэтому, по возможности в Беларуси должна быть религиозная печать, литература и богослужения для всех национальностей, конечно в пределах возможного.
Для воспитания наднациональной христианской солидарности следует в богослужениях на национальных языках читать евангельские тексты в определенные дни и на других распространенных языках Беларуси. Для разрушения национализма надо устраивать межнациональные встречи католической молодежи и проводить другие целесообразные мероприятия. И, наконец, католическое самосознание - это профилактика от национализма.

о. Виктор Данилов

а. Віктар, Беларусь, БГКЦ

Previous post Next post
Up