Пуританский богослов Томас Гудвин (1600 - 1679) писал: «Человек, воистину боящийся Бога и повинующийся Ему, видит свет даже посреди тьмы, и он много дней и лет может провести в таком состоянии».
Пророк Исайя пишет то же самое: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10).
Иногда даже самые преданные христиане чувствуют себя «во мраке» и спрашивают, почему Бог так далек от них. Во время Боксерского восстания Китайская христианская миссия сильно пострадала, и ее основатель, Дж. Хадсон Тейлор, сказал другу: «Я не могу читать, я не могу думать, я не могу даже молиться, но я могу верить». Это было мрачное время, но Бог послал им свет.
У Авраама тоже был такой момент в жизни, который духовные наставники называют «темной ночью души». Этот термин взят из классического духовного произведения XVI века, автором которого был Сан Хуан де ла Крус (Иоанн Креста). В этой книге, основанной на ночных сценах Песни песней, говорится о том, как верующий в Бога обретает любовь и веру через временную тьму и кажущуюся разлуку с Богом. Это нелегко пережить, но иногда необходимо.
У Авраама были три огромные проблемы, но во время этого «ночного» периода Бог разобрался со всеми тремя.
Его безопасность (15:1)
Прислушайтесь к себе. В предыдущей главе говорилось о поступках Авраама, а здесь говорится о его чувствах, в том числе об «ужасе и мраке великом» (15:12). Верующие тоже испытывают чувства, и им невозможно отмахнуться от эмоций или не обращать на них внимания. Многие ортодоксальные христиане склонны подчеркивать важность ума и воли и сводить эмоции к минимуму, но это серьезное заблуждение, которое ведет к неуравновешенной жизни.
Мы сотворены по образу Бога, и сюда относятся наши чувства. Неразумно верить чувствам вопреки разуму или позволять чувствам выходить из-под контроля, но неразумно также отрицать и подавлять чувства, превращаясь в религиозного робота. В Псалтири Давид и другие авторы честно говорят Богу, какие чувства они испытывают по поводу Него, себя и обстоятельств своей жизни, и это хороший пример для нас. Иисус был реальным человеком, и Он открыто выражал Свою радость, скорбь, праведный гнев и любовь.
Битва была выиграна, но чего же боялся Авраам? Он был человеком, и после момента великих испытаний и трудностей эмоции могут приходить с запозданием. Это помогает объяснить, почему Илия был в отчаянии после победы над Ваалом на горе Кармил (3 Цар. 19). После вершины следует долина.
Кроме того, четыре царя могли вернуться с подкреплением и напасть на стан Авраама. Авраам знал, что восточные цари серьезно относятся к поражениям и долго хранят вражду. А если бы Авраама убили? Что бы случилось с Божьим заветом и обетованием?
Прислушайтесь к Богу. Вы, конечно же, должны прислушаться к своим чувствам и быть честны в этом отношении. «Когда человек принимает ответственность за свои чувства, - пишет психиатр Дэвид Вискотт, - он принимает ответственность и за свои слова». Но не останавливайтесь на этом: прислушайтесь к Богу и выслушайте Его слова ободрения. Впервые в Библии здесь встречается фраза: «Было слово Господа». В Ветхом Завете она используется более 100 раз. Вера, побеждающая страх, - это вера в Слово, а не вера в чувства.
Бог обратился к Своему другу по имени (Ин. 10:3). Когда я был мальчиком, я часто ходил в магазин по поручению своей матери, и продавцы называли меня по имени и спрашивали о моей семье. Когда мои родители шли в банк, клерки обычно узнавали их и приветствовали. За редким исключением, сегодня клерки, которые мне встречаются, воспринимают меня просто как номер в компьютере. Кажется невероятным, но Бог, Который знает по именам все звезды на небе, знает также ваше имя и беспокоится о ваших нуждах (Пс. 146:3-4).
Здесь, также в первый раз, вы найдете в Библии обнадеживающие слова: «Не бойся». Бог повторил их Исааку (Быт. 26:24), Иакову (46:3) и часто повторял народу Израиля (Исх. 14:13; 20:20; Чис. 14:9; Вт. 1:21). Обещания из серии «не бойся» в Исайи полезно читать, размышляя над ними, когда вам самим страшно (Ис. 41:10,13-14; 43:1,5; 44:2,8).
Чтобы помочь Аврааму преодолеть страх, Бог напомнил ему о том, Кто Он: «Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Быт. 15:1). Бог является тем, чем человек не является. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог» (Пс. 45:11). Ваша жизнь так же велика, как ваша вера, а ваша вера не может быть больше, чем ваш Бог. Если вы все время смотрите на себя, вы придете в отчаяние, но если вы смотрите на Бога с верой, вы получите ободрение.
Бог - наш щит и наша награда, наша защита и наша поддержка. Аврааму не надо было беспокоиться о новой битве, потому что Господь защитит его. Ему не надо было жалеть о богатстве, предложенном царем Содома, потому что Бог наградит его еще больше. Здесь мы находим ветхозаветный эквивалент стихов Матфея 6:33 и Филиппийцам 4:19.
Защита и поддержка - благословения, которых ищет мир и которые раздаются направо и налево политиками, когда они вступают в должность. Кандидаты на выборные государственные должности говорят, как сильно они позаботятся о том, чтобы не было войны, а на улицах было безопасно. Они говорят, что дадут нам работу, обеспечат здравоохранение и позаботятся о стариках. Некоторые из обещаний они действительно выполняют, но о многих забывают, поскольку давали их в чисто политических целях. Только Всемогущий Бог может дать вам защиту и заботу и сдержать Свои обещания. «Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12).
Его наследник (15:2-6)
Спрашивайте (ст. 2-3). Бог обещал Аврааму, что его потомки будут многочисленны, как песок (13:16), и принесут благословение всему миру (12:1-3). Но Авраам и Сарра были по-прежнему бездетны, и если бы Авраам умер, его единственным наследником был бы его «домочадец» Елиезер (возможно, этот тот слуга, что упомянут в 24:2). Лота уже не было рядом. Другие родственники Авраама остались в Месопотамии, на расстоянии 800 км. Как же будет выполнено обещание? Авраам заботился не только о себе и своей жене, хотя, как и все восточные семьи, они хотели иметь детей. Он заботился об осуществлении Божьего замысла спасения всего мира. У Бога был славный план, и Бог дал милостивое обещание, но казалось, что Бог ничего не делает! Авраам и Сарра становились все старше, и время уходило.
Один из основных уроков в школе веры таков: Божья воля исполняется так, как угодно Богу, и в угодные Ему сроки. Бог не хотел, чтобы Авраам и Сарра заботились о наследнике. Он лишь просил их быть готовыми к тому, что Он совершит, чтобы Он мог выполнить Свой замысел через них. Авраам и Сарра не могли понять, что Бог ждет от них полной пассивности и покорности, чтобы вся сила и слава принадлежали только Ему.
Нет ничего плохого в том, чтобы поделиться с Господом своими тревогами, даже если они кажутся неверием или нетерпением с вашей стороны. Бог не глух к вашим вопросам. Ему небезразличны ваши чувства. Он не упрекнул Авраама. Напротив, Он дал ему ободрение, в котором тот нуждался. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).
Смотрите (ст. 4-5). Бог дал понять, что только Авраам может быть отцом будущего наследника. Наследство зависит от родства (Рим. 8:14-17). Потом Бог решительно уверил Авраама, что этот единственный наследник станет отцом такого количества потомков, что их невозможно будет сосчитать. Даже если вокруг вас мрак, вам видны звезды. Кто-то правильно сказал: «Когда вокруг ничего не видно, смотри вверх». Авраам смотрел вокруг себя, стараясь разрешить свою проблему, но ответ был вверху.
Астрономам известно около 30.000 звезд, но подсчитано, что их существует 100 миллиардов! Бог не имел в виду, что у Авраама будет точно такое же количество потомков. Он сказал только, что их, как звезды, будет трудно сосчитать. Смотрел ли Авраам вниз, на песок (Быт. 13:14), или вверх, на звезды (15:5), он мог вспоминать Божье обещание, и это вселяло в него уверенность. Это обещание было повторено Аврааму (22:17) и вновь дано Исааку (26:4).
Верьте (ст. 6). От обещаний нет никакого проку, если мы не верим в них и не поступаем соответственно. Авраам уже поверил в Божье обещание (12:1-3) и доказал это, когда оставил дом и перебрался в Ханаан (Евр. 11:8). Но в Бытии 15:6 впервые в Библии упоминается вера Авраама. Таков ветхозаветный эквивалент стиха Иоанна 3:16, и новозаветные авторы использовали именно это место, когда говорили о спасении верой.
В еврейском тексте Бытия 15:6 всего пять слов, но их значение очень емко. Этот стих цитируется трижды в Новом Завете: в Галатам 3:6; Римлянам 4:3 и Иакова 2:23. Три ключевых слова: поверил, вменил и праведность.
Авраам поверил Богу. Еврейское слово, которое переведено как «поверить», имеет смысл «полностью положиться на кого-то». То есть Авраам полностью положился на Божие обетование и на Самого Бога обетования. Мы спасаемся не тогда, когда даем обещания Богу, но тогда, когда верим в обетования Бога. В Евангелии от Иоанна, которое было написано, чтобы рассказать людям, как им спастись (Ин. 20:31), слово «верить» употребляется почти 100 раз. Спасение - это дар Божьей благодати, и он принимается верой (Еф. 2:8-9).
В чем Авраам больше всего нуждался? В праведности. Сегодняшние люди тоже больше всего нуждаются в ней, ибо «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). «Нет праведного ни одного» (3:10). Недостаточно быть «религиозным». Бог требует от нас совершенной праведности, иначе Он не пустит нас на небеса.
Как Авраам получил эту праведность? Он поверил в Господа, и праведность вменилась ему. Буквально это слово переводится как «занести средства кому-то на счет». На кресте наши грехи перешли Иисусу (Он «к злодеям причтен был», Ис. 53:12), когда Он понес наказание, предназначенное нам (53:6). А когда мы верим в Него, то Его праведность вменяется нам (2 Кор. 5:21) и мы становимся прощенными праведниками в глазах святого Бога.
Авраам доказал свою веру своими делами, когда был готов принести Исаака в жертву (Иак. 2:14-24). Авраам спасся не потому, что просто послушался Бога или пообещал Его слушаться, но его послушание доказало его веру. Грешники спасаются не верой и делами, но верой, в силу которой они ведут себя соответственно ей.
Уделите время, чтобы прочитать Галатам 3, Римлянам 4 и Иакова 2, и вы увидите, почему Авраама можно считать примером веры. В Галатам 3 Павел говорит о вере, в Римлянам 4 - о вменении, а Иаков во второй главе объясняет, что такое праведность. Чтобы объяснить один этот стих, потребовались три новозаветные главы!
Ответом на страхи Авраама было присутствие Бога. В ответ на беспокойство Авраама о наследнике Бог дал ему обещание.
Уирсби У.