Оригинал взят у
zinna_book в
Стать собой - русскими, или превратиться в хлам истории Джон работает, а Ваня пьёт.
Почему Ваня пьёт, пока Джон работает?
Ну, сколько же можно, Вань? Вон и юморист Задорнов за тебя всё перед немцами оправдывается, всё переживает, что не любят тебя, Ваня, там, за бугром, не любят, когда ты сморкаешься на асфальт и т.п. Вань, ну почему ты такой какой-то не такой, что вечно стыдно людям за тебя перед другими, а?!
А как ты думаешь, Вань, с какой целью ты родился на свет: чтоб жить и радоваться жизни или чтоб угодить и понравится немцам, американцам, полякам… как девка на рынке рабынь-наложниц?
А может, всё у тебя так плохо, Вань (изба не белёна, кусты не пострижены, коровье вымя не подмыто), потому что уж больно много учителей, которые всё норовят за тебя твою жизнь прожить, за тебя решить, во что тебе верить, как одеваться, кому служить, как детей воспитывать?.. Ну вот: они за тебя твою жизнь живут, а ты от нечего делать (от своей унизительной роли вечного «второсортного») и попиваешь?
Этот эпиграф я написала ещё в прошлом году к одной объёмной статье, которую так и не завершила пока. И в прошлом году я, разменявший четвёртый десяток лет современный русский человек, наконец начала понимать, что уже очень давно русскому Ване не дают жить своим умом, то есть уже очень долго, на протяжении веков, нам, России, русским людям, просто не дают жить самобытно, самостоятельно, без вечной оглядки на мнение о нас западных соседей, без вечного копирования одёжки с чужого плеча. А в этом году мне попалась книга русского историка 19-го века Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа». Я начала читать и почти на каждой странице убеждалась: то, что я сейчас начала потихоньку понимать и чувствовать, понимали и чувствовали люди ещё в девятнадцатом веке, и то, о чём я пыталась написать в прошлом году в своей статье, изложил помимо прочего Н.Я. Данилевский в своём историческом труде, изложил, конечно, по-своему, с высоты своей эпохи, профессии и личности, но истоки и моих, и его исканий очень родственны - это какая-то не высказываемая тоска по самим себе. Это та щемящая сердце грусть, которую испытываешь, читая конец первого тома «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя (и не только, конечно, конец). И она же, эта тоска и глубокая печаль, сквозит то тут, то там в произведениях многих русских классиков - от Радищева до Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Лескова… И не от неё ли и желание Ильи Ильича Обломова закутаться в халат и застыть в бездействии, покрыться мхом, перестать существовать для такого, вечно извивающегося всеми частями тел друг перед другом, социума? Как и желание Вани, Ивана-дурака, удалиться от своих ушлых, стреляющих по сторонам глазёнками братцев и пойти с лукошком в лес собирать мухоморы или, как сейчас, пить под забором - эти желания не оттого ли, что жизнь вокруг - государственно-социальная - это украденная у нас и заменённая на чужую жизнь, и места нам в ней почти столь же мало, как оставшейся горстке австралийских аборигенов мало места в современной англосаксонской жизни Австралии. Жалкие остатки потомков коренных австралийцев не хотят встраиваться в жизнь англосаксов, прозябая, болея и умирая в нищенских резервациях, нюхая токсичные вещества и в бессознательном состоянии влача свою украденную, растоптанную жизнь. Не то же ли почти самое с тысячами русских людей, спивающихся по деревням, с тысячами русских детей, умерших в подвалах, надышавшись клея или от наркотиков в девяностые годы (и до сих пор это происходит)?! Кругом у нас дома рулят Штольцы, иностранцы и онемеченные русские (это у Данилевского от слова «немец») - те самые ушлые Ванины братцы, а мы, Вани, не хотим вместе с ними строить общую жизнь, но не потому что мы ленивые (вспомните, как отважно, самоотверженно, до самозабвения и даже до жертвы, до подвига мы трудились на стройках и заводах СССР, где строили СВОЁ), а потому что это не наше, это не наша жизнь, мы видим мир иначе, мы хотим строить другую жизнь, но наши прозападные правители лишили нас всякой возможности этого!
Несколько слов о недостатках книги «Россия и Европа», которые, на мой взгляд, в ней есть, в частности, местами она написана каким-то неудобоваримым языком, из-за чего мне очень трудно далась самая первая глава - я её еле одолела и готова была пожалеть, что купила книгу, но уже вторая глава показала достоинства книги! Мне также не нравятся те места в книге, где автор пускается петь осанны тем или иным царям, императрицам и проч. вельможам. Вообще иногда создаётся впечатление, что книгу попеременно писали два разных человека: один - светлая голова, гениальный славянофил и выдающийся мыслитель, а второй - какой-то старикашка-карьерист, то ли пишущий в угоду цензуре, то ли писавший будучи подшофе после дружеских посиделок с картишками в свете (над которыми так прекрасно и тонко умел иронизировать Лев Николаевич Толстой). Не знаю, как было в самом деле, может быть, книга писалась на протяжении долгого времени, с перерывами, и из-за этого её части так разнятся, может быть, то или иное настроение, состояние духа имело такую власть над автором, а, может быть, в нём боролся светлый мыслитель с придворным профессором. Но в любом случае это тот редкий случай, когда можно утверждать, что недостатки меркнут перед достоинствами - в книге есть гениальные по силе проницания мысли (целые главы) о том, кто такие мы, славяне, русские и кто такие весь этот пресловутый запад, который всегда относился к нам и другим народам лишь с людоедской точки зрения, и как нам следует жить, чтобы не превратиться в хлам истории, в сырьевой материл для романо-германской цивилизации. И всё это было написано весьма задолго и до Первой Мировой войны, и до Второй… то есть книга помимо всего и пророческая, так как её автору удалось местами проникнуть в самые центральные смыслы истории. Тем более эта книга очень нужна современному русскому человеку (если ещё не поздно!), выросшему на Макдональдсе, передачах либеральных историков и писателей, типа Н. Сванидзе и Дм. Быкова, на рекламе западного ширпотреба, образа жизни и мыслей и т.п., то есть по сути человеку, не знающего о себе, о своей самобытности, самоидентичности ничего. Эта книга будет интересна и полезна любому человеку, желающему хоть немного знать мировую историю и историю своего народа.
Да-да, мы не знаем практически ничего о том, кто мы - славяне, русские, Русь, Россия. В современной школе нам практически ничего не рассказывают о нас, о наших предках, их мировоззрении, культуре, зато нам много, долго и кропотливо рассказывают о Древнем Египте, Древней Греции и Риме, таким образом мы гораздо больше знаем о чужой истории, о чужой культуре, нежели о себе. В школе нам сообщают самый малюсенький минимум о культуре древней Руси, сводящийся по сути к кратким сведениям об устройстве быта и народным промыслам, да о княжеских делёжках земель, городов… - всё! То есть о самой культуре, её содержании, о смыслах, характере народа - ничего, просто ноль. Уроки истории в средней школе ничего не добавляют - что мы в сущности знаем о наших предках кроме историйки о том, как княжна Ольга отомстила древлянам, нескольких имён князей, даты крещения Руси и чего-то там о татаро-монгольского иге?!
Думаю, не ошибусь, если предположу, что в не меньшей степени, чем из всей школьной программы о Руси мы что-то всё же знаем о наших предках из такого источника, как сказки и былины, пословицы, русский орнамент и образы, пробивающиеся через предметы деревенского быта и архитектурные черты церквей и изб, через наличники на окнах и резные элементы крыльца, крыши… Через них мы хоть как-то чего-то узнавали об уникальном менталитете русского человека, в т.ч. благодаря и советской эпохе, Советской России, которая, при всей революционной смене прежнего режима, прежней парадигмы жизни, тем не менее не устраивала культурного геноцида посредством засилья культурного пространства чужеродным материалом (как это происходит, например, сегодня). Наоборот, издавалось море книг с русскими сказками, с русским фольклором, было создано множество мультфильмов по сказкам (и не а-ля Голливуд, как сегодня делаются сказки про трёх богатырей, Ивана царевича и Серого волка и т.д.), снято много замечательных кинофильмов, через которые дети знакомились с русской культурой… где в каждом районном центре обязательно существовали Дома культуры, в которых обучали детей народным танцам и песням, игре на русских музыкальных инструментах… Где всё это сейчас в швыдковской российской культуре, в бондарчуковско-гельманском искусстве РФ? Может, в фильмах и спектаклях у Серебренникова или Виктюка, у Додина или Бархатова, у других каких-то режиссёров?.. - Мы в буквальном смысле слова вернулись в век онемеченных петровских царьков и их свиты, ненавидящих русских вместе со всем русским (помните 18-19 век, когда наши прозападные монархи и их дворяне говорили в семье, в быту, в свете на немецком и французском языках, но не на нашем, русском!). Каждый западный политик знает аксиому: не можешь завоевать русских мечом - пережени их царьков со своим принцессами-графинями, и дело в шляпе. Не можешь стереть русских с лица земли гитлеровскими танками, дождись удобного момента, найди очередного Ваниного братца-иуду и договорись с ним обо всём, что тебе нужно! «Он мне нравится, с ним можно иметь дело» - так говорила о Горбачёве Маргарет Тэтчер, и после неё ещё не один из западных политиков в этом же ключе отзывался о последовавших за Горбачёвым прозападных российских «партнёрах». Да, к сожалению, мы вернулись в прошлое, которое, казалось бы, одолели с таким трудом, заплатив такую высокую цену Гражданской и Великой Отечественной войн, и снова окунулись в эпоху полного выхолащивания и замены нашей самоидентичности европейской культурой (к тому же и деградирующей, вырождающейся).
Если бы не русские сказки, я, возможно, вообще ничего не знала бы о себе, русском человеке. Но это я, а сегодняшние дети растут на человеках-пауках и трансформерах, мутантах и вампирах… они уже русских сказок не читают (за исключением раннего дошкольного возраста), ведь в большинстве родители покупают детям современную и даже в большей степени именно западную литературу, фэнтези и т.п. А в школе, если и проходят сказки, - то так формально, для галочки «по программе», бездушно, что это вызывает больше отторжение у ребёнка, нежели интерес, не говоря уж о понимании и любви.
Сегодня и на протяжении уже не одного десятка лет по телевидению можно увидеть какие угодно передачи про историю и культуру каких угодно цивилизаций, стран и народов: египтян, римлян, про европейских рыцарей и их крестовые походы, про Тамплиеров и другие ордена, про народы Китая, Индии и даже про малочисленные племена Африки или затерянных островных государств… - но только не про русских. Про современную русскую провинцию, выживающую на честном слове и вырождающуюся (а чаще всего как раз вымирающую и исчезающую) - это есть. И в этой провинции тоже, конечно, много чего русского отражается, если сильно присматриваться и вдумываться… Ещё немало исторических передач и фильмов, и даже с реконструкциями, по патриотическим страницам истории, по видным политическим фигурам и интригам, заговорам, убийствам, переворотам… Но всё это не про Русь и не про русских.
Недавно я обучалась на курсах для педагогов изобразительного искусства, и мне повезло, потому что курс вела редкий по нынешним временам педагог, которая кое-что знала о культуре Древней Руси и кое-что (совсем немного, так как рамки курса не позволяли большего) она нам рассказывала. Слушая её, я ещё больше осознала, насколько ничтожно мало знаю о своём народе. Это понимание удручило меня, ведь я относительно образованный человек, человек с высшим образованием, читающий русскую литературу, что же говорить о людях менее меня образованных, не читающих Лескова, Толстого, Гоголя и Достоевского, а читающих детективные романы, современную западную или современную прозападную российскую литературу… они-то вообще не русские люди, то есть полностью лишены самоидентификации - они видят мир и мыслят категориями западного человека!
Будучи детским педагогом, я лучше многих знаю и то, что современные городские дети не то что культуры и истории своей не знают, они не знают русских поговорок! Я иногда употребляю поговорки и пословицы в общении с детьми, и сталкиваюсь с непониманием - они в буквальном смысле слова не понимают русских поговорок и реагируют на них как иностранные дети, владеющие русским языком как иностранным! При этом они знают названия всех иностранных компьютерных игр, названия компьютерных фирм, все зарубежные музыкальные группы и звёзд… Да, в их детстве всё от подгузников, йогуртов, мороженого и до игрушек носит заморские, не русские названия. Помню, какое неприятное чувство испытала впервые, когда услышала, как маленькие девочки называют своих игрушечных пупсов не иначе как «бэбибонами»! Боюсь, эти дети никогда не поймут моих чувств, чувств человека, называвшего в детстве своих кукольных детей человеческими именами. Читатель, друг, мы и наши дети, - уже материал для развития чужой, западной, романо-германской цивилизации, и до исторического хлама нам совсем недалеко.
Некоторые уповают на православие, на православную церковь, но стоит ли ждать от неё много помощи, когда её учение - не славянское, не русское, и даже не христианское, а гремучая смесь иудаизма с христианством! В этих «православных» церковных проповедях нам рассказывают не о Сергии Радонежском и других подвижниках русского христианства, а о Давидах и Исааках, о давидовых коленах!.. Что там, самому Иисусу Христу в этих проповедях отводится скромное место в одном ряду с моисеями и соломонами! Что ещё кроме возмущения и удручающей скорби может вызывать это в сердце русского верующего человека?! А там и до полного отвращения от церкви недалеко.
Читаю Данилевского и сердце обливается обидой за нас, славян, за ту несправедливость, которую творят над нами наши власти, особенно начиная с ярого прозападника Петра I и далее по списку (т.е. почти все его потомки, переженившиеся на иностранцах). То есть всё это по сути вообще не русские люди, а как бы оккупанты какие-то, державшие нас, русских людей, столько веков рабами в крепостном ярме, посылавшие нас солдатами воевать и умирать сотнями тысяч в интересах Австрийских королей и проч. и проч.! И так вплоть до дня сегодняшнего лишь с небольшими периодами отдыха от неестественной и губительной европеизации нашей славянской цивилизации, от постоянных попыток перекроить наши умы и души вместе со штанами по немецким, французским или английским выкройкам. Читайте Данилевского, преодолевайте трудности книги (повторюсь, они в ней есть: и весьма мутные места, и достаточно сомнительные замечания), и вы узнаете, почему мы не Европа, какова главная болезнь нашей жизни (почему мы живём хуже других), кто мы вообще такие и чем отличаемся от других, и в каком направлении двигаться, чтобы нас не уничтожили как культурно-историческую цивилизацию.
Ваня, я верю в тебя. Я видела древний русский Кремль в городе Ростов Ярославской области, городе, превращённом сегодня в грязную уродливую клоаку, но Кремль - такие прекрасные и абсолютно уникальные, самобытные сооружения мог создать только очень одарённый, очень нравственно здоровый и сильный духом народ! И твои покосившиеся деревеньки мне милее чистоплюйских немецких или английских, я даже твои грязные дороги, но на земле, дышащей под свободным небом, предпочту вымытым шампунем ровным тротуарам в технически оснащённой, научно-академической, прогрессивной фашисткой Германии (а она до сих пор такая, в чём мы убеждаемся прямо сегодня). Твои либеральные, с носом по ветру, подсуетившиеся братцы скажут: «У Джона-то вон какое крепкое, сильное, отлаженное государство, а у тебя, Вань, так, какая-то расхлябанная воровская телега». Какой цинизм - и это говорят тебе они, те самые, кто разворовали, ограбили твою телегу! А не лучше ли пусть и расхлябанная, и даже воровская кособокая телега, чем мёртвая хватка Кандализы?!
Но, Ваня, нужно чтобы ты сам в себя поверил, иначе мечты Гитлера превратятся в реальность. Посмотри, уже сегодня (не какое-то там завтра), Ваня, ты одет во всё чужое, уже сегодня ты покупаешь в продуктовых магазинах импортные яблоки и картошку, не говоря о технике и проч. Уже сегодня твои дети больше времени и прилежания тратят на изучение не родного, а английского языка… Вань, пора что-то делать, а?! хватит с лукошком за мухоморами ходить, пора уже полезать в ушко Сивке-Бурке, чтобы вылезти, наконец, добрым молодцем и оставить братцев-иудушек далеко позади, а то поздно будет.
Май, 2014г.
Зинна.
Василий Поленов «Московский дворик»