Вязниковская земля

Jan 23, 2012 16:19

Палех,
Нарядного моря жемчужина,
Холуй,
Село самоцвет,
Капли стихии,
Что громом разбужена
Незабываемых лет!

Пусть же по краскам
Доски лакированной
По переливам ларца
Будет разгадывать
Взор очарованный
Душу народа-творца!

Ивановская область Ц составная часть Золотого кольца России. Ее исторические корни уходят в 8-6 века до нашей эры. Землями этими владели многие именитые люди России: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Иван Грозный, Шереметевы, Голицыны, Пушкины, Дмитрий Пожарский, князья Шуйские и другие.

«На протяжении последних двух веков из малозначимой территории Владимирской губернии Ивановский край превратился в начале 20-го века в мощный текстильный регион, а в годы первых пятилеток в огромную Ивановскую промышленную область, которая включала в себя владимирские, костромские, ярославские территории и стала обозначаться как «текстильный цех страны», а затем, пройдя пик своего развития, превратилась в самый малый по своей территории субъект Российской федерации, в депрессивный регион, мало чем привлекающий туристов. Подробно об истоках «устойчивого развития» текстильного края пишет в своих работах профессор Ивановского университета Г.С. Смирнов, проясняя почему, вспыхнув как «текстильная цивилизация», Ивановский край несколько лет назад оказался на грани коллапса.

Однако, события, произошедшие после революции 1917г. и ставшие причиной раздела губерний и создания новых территориальных единиц, при изменении политического и экономического уклада жизни, не привели к полному разрушению структуры народных промыслов в России. И хотя иконопись в советское время оказалась не востребованной, на ее основе появилось новое направление - лаковая миниатюра, которая во многом сохранила традиции вековых наработок в иконописи. В наше время, именно лаковая миниатюра, прежде всего, привлекает туристов в Федоскино и Мстеру, Палех и Холуй.

На одной из памятных досок на пл. Революции в советском «городе невест» по сей день сохранилась надпись: «В этом доме жил настоящий русский поэт Д.Н. Семеновский».

Палех,
Нарядного моря жемчужина,
Холуй,
Село Ц самоцвет,
Капли стихии,
Что громом разбужена
Незабываемых лет!

Пусть же по краскам
Доски лакированной
По переливам ларца
Будет разгадывать
Взор очарованный
Душу народа-творцаЕ

«Настоящий русский поэт» написал несколько стихотворных строк о двух, наверное, наиболее известных нам, центрах народных промыслов, находящихся ныне на территории Ивановской области: селе Холуй в Южском районе и селе Палех, раскинувшемуся на землях Шуйского района. В последнее время эти «две жемчужины в одной оправе» все более притягивают внимание и наших, и иностранных туристов. Что может быть интересно ярославцам на родине Жар-птицыШ В этой статье мы расскажем про село Холуй.

Южский район Ц это природно-заповедная территория, край лесов и озер (их почти 60), удивительных по красоте ландшафтов, исконных народных промыслов (один из древних центров иконописи и лаковой миниатюры Ц поселок художников Холуй). Народная молва называет эти места «Среднерусской Карелией», здесь в 1990г. на озерах Кщара, Тоньки и Налша велись натурные съемки художественного фильма «Зверобой» по роману Ф.Купера.

Старинное село Холуй, расположенное по обоим берегам реки Теза вблизи впадения в Клязьму, документально известно с 16-го столетия (из жалованной грамоты Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю от 1546 г.), хотя народные предания начинают его историю еще с 13 века. В суздальских писцовых книгах начала 17 века Холуй уже назывался слободой, часть которой - с 23 крестьянскими и 24 бобыльскими дворами, соляными варницами и вотчинным двором - числилась за князем Д.М. Пожарским, получившим ее в 1613 году от царя Михаила Федоровича «за царя Василия московское осадное сиде­ние". На развитие Холуя повлияли его выгодное территориальное положение на Тезе, известной как судо­ходная речка с 1614 года (до конца 17 века по всей Тезе ходили струги), близость Борковской пустыни, привлекавшей многочисленных богомольцев и торговых лю­дей, и проходящие рядом границы четы­рех уездов Ц Вязниковского, Ковровско­го, Шуйского и Гороховецкого. Известно, что сюда бежали переселенцы из Суздаля и Владимира во время татаро-монгольского нашествия. Планировочная структура почти не меня­лась на протяжении всей истории села. Менялись только названия улиц. Конечно, здесь теперь есть и свой памятник Владимиру Ильичу, а есть и местный «Кавказ».

Почему ХолуйШ Многие туристы, которые приезжают сюда, говорят Холуй (с ударением на 2-м слоге). Это неправильно. ХолУй Ц это холоп. Название же произошло от реки. В ней для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев называемые «холуи», «холуйники» Ч так объясняет русский толковый словарь В. И. Даля значение этих слов. Промысел рыбы в Холуе всегда был - ее ловили много, и сами ели и продавали.

Почетный житель села Холуй Ц это «фараон». Откуда такое названиеШ Потому что, по мнению местных жителей, река Теза разливается так широко как Нил в ЕгиптеШ Потому что в Холуе жандармов полицейского участка они называли «фараонами»Ш Как это странное прозвище связано с людьми, которые купаются во время весеннего разлива в реке Тезе, вы сможете узнать лишь у местных экскурсоводов, приехав сюда, в это древнее село с диковинным названием.
Холуй преображается во время весеннего разлива, когда многие местные жители добираются из дома на работу и обратно по воде - на баркасах. Выхода нет Ц река и в наши дни вносит свои коррективы в жизнь холуян.

Научиться видеть разницу между изделиями Федоскино, Мстеры, Холуя и Палеха можно только побывав на земле, которая дала современному миру таких удивительных художников Ц лаковых миниатюристов. А ведь их предшественники писали в одном только Холуе до 2-х миллионов икон ежегодно. По этой причине большую часть населения составляли "офени" - люди, которые занималась торговлей иконами на стороне. Кто не знает русскую народную песню про коробейниковШ Так вот это как раз о них.

В селе Холуй, в бывшем купеческом особняке 19 века ныне расположен музей, посвященный Холуйской миниатюре, а в его экспозиции представлены работы как основоположников этого искусства, так и произведения молодых авторов. Кстати, лаковую миниатюру в Холуе стали писать позже, чем в других центрах лаковых промыслов. Артель создали три основоположника Ц выпускника холуйской иконописной школы: К.В. Костерин (род. 1899), С.А. Мокин (1891-1945) и В.Д. ПузановЦМолеев (1892-1961), которые своим творчеством заложили и развили основы оригинального стиля нового искусства села. Стиль Холуя Ц свой, не похожий на стиль Палеха или Мстеры. Он идет и от старинной иконы, и от реалистических традиций, развивавшихся в недрах крестьянского иконописного промысла, и от академической точности рисунка школы Харламова. Если у Палеха главное Ц линия и точная фигурная экспозиция, а у Мстеры Ц яркое цветовое пятно и разработка пейзажа, то стиль Холуя Ц чудесный сплав точности рисунка, композиционной слаженности и лаконичности сюжета, декоративной насыщенности колорита,

Жар-птица является символом Холуя. Это широко известно. Побывав в холуйском музее, вы узнаете множество историй и малоизвестных фактов, например, о часовщике и художнике по имени Павел Иванович Ивакин Ц человеке, в сталинское время поспорившем с друзьями, что сможет подделать банкноту в 1 рубль и купить на нее в лавке напитки. Узнаете, и что с ним стало, когда он выиграл этот спор. Поймете, почему многие иконописцы жили лишь до 50 лет и зачем в темперную краску они иногда добавляли пиво, квас или вино.
Увидите предметы из быта художника: иконописный станок, подстановку, «глобус». Если экскурсовод будет видеть ваш неподдельный интерес к своему рассказу, то вы также станете обладателем секрета профессионального изготовления беличьих кисточек.
Послушаете, как и почему некая иностранная фирма «Жако и Бонакер», находившаяся в Москве в конце 19 века, смогла составить конкуренцию самим жителям села Холуй.

Земледелием, как известно, в качестве подсобного хозяйства, занимались только в Палехе. Население Мстеры и особенно холуяне совсем не занимались обрабатыванием земли и кормились исключительно промыслами, ссылаясь, обыкновенно на свое малоземелье. Немалый доход, помимо иконописания, давал в Вязниковском уезде Владимирской губернии еще один распространенный «чисто женский» промысел - это художественная строчка белья в Холуе, где число женщин-промышленниц достигало 41%, и шитье тамбуром и гладью в селе Мстера, где, между прочим, вышивали еще и ризы, и хоругви и другие церковные принадлежности.

Однако в жизни художников-иконописцев далеко не все проходило гладко. Мало кому известно, что в середине 16 века иконописцы, работающие на территории современных лаковых центров (в прошлом центров иконописных промыслов) по решению Стоглавого Собора 1555 года, были практически лишены права работать, по причине чрезвычайно низкого качества исполнения заказов.

Позже, в просьбе царю Алексею Михайловичу во 2-ой пол. 17 века «палешане, шуяне, холуяне и кинешемцы», упоминаются в качестве «пишущих иконы неподобно». В грамоте 1668-го года говорится, что «в некоторой веси суздальского уезда, иже имеется село Холуй, где поселяне пишут иконы без всякого рассуждения и страха». Это указывает, что даже в таком, казалось бы, далеком от обмана промысле, элемент выживаемости и доходности преобладал в духовном производстве уже тогда. Царь Алексей Михайлович издал грамоту, что «сие непотребно». В одной из церквей в Холуе и сейчас можно увидеть изображение Троицы, где над символом Отца Ц треугольный нимб. Где такое можно еще встретитьШ Холуйская икона порой отличается отступлением от церковных канонов иконописания. Здесь на иконах можно нередко увидеть бытовые сцены из жизни обычных крестьян. Святой Христофор написал с головой то ли лошади, то ли пса. Экскурсоводы рассказывают, что это тот самый святой Христофор, которому Господь дал другое лицо, чтобы прихожанки его слушали, не отвлекаясь на красоту священника.

В 1898 году суздальские мастера обратились к Николаю II и в Священный Синод о запрещении печатных икон на жести. В ходатайстве тогда говорилось, что от этого зависит судьба не только Палеха, Мстеры и Холуя, но и жизнь еще 3 тысяч крестьян пяти уездов Владимирской губернии, занимающихся развозом и «променой» суздальских образов Ц это уже знакомые нам коробейники-«офени». Фирмы, занимавшиеся механическим производством икон, например, «Жако и Бонакер», делали ставку на извечное желание народа «купить подешевле, видом побогаче». А поскольку технология позволяла делать внешне достаточно приличный товар за минимальную цену, сегмент данного рынка стал расти как снежный ком. Тем более что качество самых дешевых (примерно 5 копеек), Холуйских икон оставляло желать лучшего, а стоили они все равно дороже штампованных жестянок (минимальная цена штампованной иконы составляла примерно 3 коп.). Производство икон в отдельно взятом Холуе в середине 19 века достигало от 1,5 до 2 млн. образов в год. В 1879г. по железной дороге и на лошадях только из Мстеры было отправлено 1 млн. 205 тыс. икон. Однако человек не мог соперничать в скорости с машиной, печатающей иконы на жести, ровно так же, как и машина не могла соперничать в качестве с работами серьезных мастеров.

Николай Иванович Голиков, один из основоположников артели древней живописи, рассказывал, что во время приема, на встрече Палехских художников в Москве, один из высокопоставленных представителей, присутствовавших на приеме сказал, что мол, Вас, художников в Палехе всего 200 человек, а валюты государству Вы даете больше, чем Череповецкий металлургический комбинат, где работает более 40000 рабочих. Сотрудники современной «Северстали», наверное, улыбнулись бы, узнав об этом факте.
Это похвалу конечно можно принять за шутку или преувеличение, но она может служить косвенным показателем оценки работы не только художников-палешан, но и жителей Холуя, Мстеры, со стороны государства. На внутренний рынок палехские работы по лаку практически не поступали, тогда как с начала 1970-х до конца 90-х внешнеторговая деятельность по продаже палехских изделий давала нашей стране от 1,5 до 2 млн. долларов ежегодно. То же самое можно сказать о причинах популярности Оренбургских пуховых платков, Гжельской голубой керамики, Дымковской игрушки или Вологодских кружев. Спрос на неповторимость ручного, рукописного производства способствует возрождению и продолжению старинных промыслов и технологий.

В последние годы (с 2003г.) в Холуе возрождается известная своим размахом еще с 17 века Тихвинская ярмарка. Гостей там ждут выступления артистов, задорная развлекательная программа, где можно не только повеселиться, но и купить авторские работы мастеров Холуя, Мстеры, Палеха и других центров народных промыслов. Например, жители села Воскресенское, которое расположено по трассе Шуя Ц Ковров, не только возрождают изготовление традиционных предметов из лозы, но и ежегодно поставляют на Тихвинскую ярмарку в Холуй такие предметы быта как корзины, абажуры, блюда для фруктов, вазы-подставки для цветов, подсвечники, рамы для фотографий и даже комоды с выдвижными ящиками. И все это делается из лозы.

При Петре I на Тезе была устроена система простейших шлюзов, действовавшая до 1731 года, когда судоход­ство было прекращено из-за постройки мельниц (шлюзы, кстати, сохранились и весьма любопытны туристу). Холуй в это время становится центром ярмарочной торговли, рынком сбыта своей продукции и товаров текстильного производства края. Этой тенденции в значительной сте­пени способствовал проходивший через слободу Балахнинский тракт. По результатам ежегодных ярмарок, проводимых более двух сотен лет назад в основном в селе Холуй, в силу его удобного географического положения, и крупнейшей Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде, с ежегодным оборотом более 170000000 рублей, можно судить о масштабе подобных мероприятий.

Проходит в Холуе Тихвинская ярмарка в первую субботу июля, и если вы еще не имеете планов на этот летний день, у вас есть хороший шанс забронировать себе место в автобусе, отправляющемуся в эту дату в увлекательное путешествие под названием «Русские лаки» по земле Ивановской. Стоит позвонить в бюро туризма «Спутник» по телефону 73-03-93.

Помимо шкатулок из папье-маше, есть еще один повод, который в последнее время привлекает все больше туристов в Южский район Ивановской области. После принятия в России общегосударственного праздника «День народного единства», в основе которого лежит история народного ополчения, сформированного в 1612 году в Нижнем Новгороде, путешествия в места, связанные с деятельностью ополчения становятся все более популярными туристическими маршрутами. Центральная городская площадь Нижнего Новгорода и во времена СССР, и сейчас носит имя Минина и Пожарского.

На территории Южского района, недалеко от Холуя, в селе Мугреево-Никольское находилась родовая вотчина князя Дмитрия Пожарского. Именно сюда в 1612 году пришло посольство из Нижнего Новгорода просить князя возглавить народное ополчение. В память этому событию в 1998 году в селе при содействии мэра Москвы Ю.М. Лужкова поставлен памятный знак. В 18-19 вв. это село было известно своей полотняной фабрикой, а теперь туристы заезжают сюда, чтобы почтить память ополченцев и сделать фото на фоне памятного камня.
В одной версте от поселка Холуй находится Борковская Никольская пустынь, основанная сыном Дмитрия Пожарского - Иоанном. Отсюда, из родовой вотчины, с Южских земель, через местечко Борок, что под Холуем, начал в 1612 году свой освободительный поход князь Дмитрий Пожарский. Десять лет назад - осенью 1998 года - при большом стечении народа в присутствии Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия в Борке был освящен еще один памятный камень. Надпись на памятном знаке гласит: «Борковская Никольская пустынь основана в 1650 году по завещанию князя Дмитрия Пожарского на месте отдыха дружины, шедшей на избавление Москвы от польских захватчиков в 1612 году».
В нашем городе, на берегу реки Которосли, также не без помощи столичного мэра Юрия Лужкова поставили часовню, освященную в честь событий 1612г. Ц народного ополчения Минина и Пожарского, готовящегося в Ярославле к освобождению Москвы от польских захватчиков. Именно в Ярославле располагалась тогда временная (около полугода) столица Русского государства и отсюда ополчение двинулось на Москву.
Туроператоры могут использовать эту нить, связывающую знаковые события в истории ополчения, прокладывая по ней новые туристические тропы.

Бюро туризма «Спутник» предлагает Вашему вниманию маршрут под названием «Русские лаки», во время которого у вас будет прекрасный шанс познакомиться с Палехом - городом Мастеров (это и мастер-класс по производству Палехской шкатулки, и посещение музея лаковой миниатюры в Палехе, и иконостасной мастерской, и одного из домов музеев художников (дом Павла Корина или Ивана Голикова)
При желании переночевать в Палехе, небольшой группе туристов можно разместиться в гостевом доме «Ковчег» - единственном достойном объекте размещения в Палехе. Если группа больше 14 человек, то мы предлагаем Вам переночевать в старинном уездном городе Шуя (читаете об этом городе в следующих выпусках).
Во время этого тура Вы побываете Южском районе и в селе Холуй Ц сердце «среднерусской Карелии» (обзорная экскурсия по Холую с посещением Троицкого храма и музея лаковой миниатюры, дома ремесел, где Вас встретят с хлебом и солью, проведут мастер-класс по вашему вкусу: роспись глиняной игрушки, изготовление кукол из ниток, роспись жар-птицы, плетение поясов), и в вотчине князя Дмитрия Пожарского - селе Мугреево-Никольское.

НИКОЛАЙ СВАВИЦКИЙ. Из книги «Река Клязьма. Пароходство по ней, виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом» - М.: Тип. И.Я. Полякова, 1893.
Холуй и Мстера

От Коврова до Холуя пароходы совершают рейсы, как мы уже сказали, только до спада воды. Около устья Тезы, впадающей в Клязьму, находится пароходная пристань, отстоящая от слободы Холуя, Вязниковского уезда, на 6 верст. Такое расстояние пред­ставляет немалое затруднение для пассажиров Холуя и по неудовлетворительности дороги, и по отсутствию извозчиков. Но эти незначительные затруднения почти ниче­го не означают сравнительно с пользой пароходного сближения слободы с важными торговыми и промышленными пунктами: Вязниками, Нижним Новгородом и другими городами Окского и Волжского края.

Холуй совершенно великороссийское село, с весьма красивыми домами, иног­да двухэтажными. Население - крестьяне. Есть много торговцев и промышленников, занимающихся иконописанием, издавна составляющим характеристическую осо­бенность жителей. Икон в прежнее время вырабатывалось большее количество и по весьма дешевой цене. Промысел этот, по уверениям многих лиц, падает с каждым годом более и более. Он уже не составляет для многих обывателей существенного источника жизни. Пре­жде иконы, с большим мастерством вы­деланные в Холуе, сбывались в обшир­ных размерах в городах, местечках и селениях России. Теперь почти каждый город имеет свою специальность, удов­летворяющую церковно-религиозным потребностям, в лице иконописцев и мастеров, делающих иконостасы, зани­мающихся позолотою их, украшающих станы живописью и т.п.

Из Холуя и соседней Мстеры таковые знатоки дела когда-то отправлялись в различ­ные места России с предложением своих услуг по устройству всяких принадлежностей церкви. Теперь все это почти заглохло. Причину этого мы видим в повсеместном рас­пространении этого рода деятельности.

С первого взгляда Холуй показывается богатым и благоустроенным селением, но это так кажется. Миновали прежние счастливые времена, пронесшиеся как блестящий метеор. Было время, когда играли выдающуюся роль деревянные ярмарочные корпуса, количеством 14, заключающие в себе до четырехсот лавок, в былое время находивших торговцев в ярмарочное время. Ярмарочные здания служили немыми свидетелями ки­пучей торговой деятельности, дававшей жизнь и пускавшей в оборот огромные капи­талы.

Ныне ярмарок в Холуе пять: Тихвинская, Введенская, Никольская, Флоровская и пятая в субботу перед масленицей. Первая, самая главная, т.е. Тихвинская, с самого начала существования. Она служила главным местом, где офени закупали различные товары для сбыта в селах и деревнях обширной России. На эту ярмарку привозились товары московскими торговцами, шуйскими и ивановскими фабрикантами, вроде упо­мянутых нами: иконы, платки, ленты, серьги, ситцы, полотна, картины, сукна, книги вроде «Битва русских с кабардинцами», «Приключения милорда Георга» и проч.

Ныне торговля во время ярмарки происходит в небольших размерах. Нераспродан­ный товар после Тихвинской ярмарки отправляется на Нижегородскую по реке Клязь­ме, по которой судна с товаром большими караванами спускаются вниз по реке к Ниж­нему Новгороду. С открытием пароходства к услугам торговцев в отправке грузов, при недорогой цене, являются пароходы.

На Холуйских ярмарках продается огромное количество деревянной посуды: чаш­ки, ставни, блюда, тарелки, ложки и веретена. Посуда эта, кажется, и теперь доставля­ется из-за Волги. Г. Лядов несколько лет тому назад писал, что Холуй есть едва ли не единственное место в России, куда привозится так много означенного товара.

Да, Холуйские ярмарки сыграли свою роль. Если они существуют, то более в силу обычая, глубоко и крепко пустившего корни в жизнь этой местности. Офени, этот тип людей предприимчивости, отваги, выносливости и хитрости, перестали быть главными покупателями на Холуйских ярмарках, удовлетворяющих в настоящее время только мес­тным потребностям жителей. Для удовлетворения ежедневной потребности слободы и окрестностей есть в ней торговые лавки, дающие все существенное и необходимое.

Холуй и офени составляют скорее предмет исторических очерков, нежели предмет описания современного торгового и промышленного состояния, возбудившего интере­сы торгового класса и любопытство ученых людей.

Пароход сверху приближается к довольно большому и красивому селу Мегера, тоже замечательному по своей оригинальной деятельности. Оно служит как бы до­полнением Холуя по иконной живописи. Но здесь еще издавна были место произве­дения народного гравирования, доморощенного творчества. Мы говорим о лубочных картинах, разносимых повсюду в России ходебщиками или офенями и пользующихся известностью во многих городах, селах и деревнях. В Мегере замечательно заведение лубочных картин Голышева, известного особенно в ближайших районах от села. Тако­выми картинами, имеющими по содержанию религиозное, нравственное, историческое и сатирическое значение, украшаются все стены хат, светелок и сеней простолюдина. Они вполне удовлетворяют вкусу его по духу и характеру. Конечно, религиозные кар­тины преимуществуют пред другими, как вполне отвечающие религиозному чувству русского народа. Так, например, картину «Страшный суд» везде можно встретить. По достоинству своему и мстерские картины Голышева не уступали когда-то известным московским заведениям лубочных картин Артемьева, Флорова, Щурова, Чижова и др.

О лубочных картинах г. Снегирев говорит так: «Нравственные картины, содержат в себе простые, но разительные и понятные для народа понимания обязанностей любви и справедливости, правила благоразумия в жизни, представляют высокое преимущество добродетели, гибельные последствия пороков и преступлений, то в виде притчей и ска­заний, то в облике карикатур, иногда в беседах мудрецов древнего мира и отцов церкви о суете света, о жизни, смерти, вечности, о делах добрых и злых».

Вместе с иконописцами в Мстере находятся мастера, выделывающие разного вида иконостасы и умеющие их золотить. Хозяева-мастера делают подряды в городах и се­лах, весьма отдаленных от родины, и отправляются в них с целой артелью подмастерь­ев. Иногда приходится им заниматься работой целый год в одном месте. Хозяин, оза­боченный изысканием будущих средств собственного существования и своих рабочих, отыскивает работу в других местах.

Мстерцы отличные знатоки и исполнители стенной живописи. Они известны не только во Владимирской губернии, но и в других. Почти во всех церквях означенной гу­бернии в городах, селах и монастырях мы видим работу мстерцев: разные иконостасы, позолоту их, иконы, оправу их в золотые и серебряные ризы и художественно испол­ненную стенную живопись. Все это дело рук энергичных, умных и предприимчивых жителей села Мстеры.
http://www.viazniki-city.ru/publ/nikolaj_svavickij_iz_knigi_reka_kljazma_parokhodstvo_po_nej_vidy_ocherki_i_kartiny_mezhdu_kovrovom_i_nizhnim_novgorodom/2-1-0-20

Вязниковский уезд Владимирской губернии
Алфавитный список населенных мест Вязниковского уезда Владимирской губернии, составлен на основании 6-го выпуска изданного в 1863 году.
Успенский Погост Вязниковский уезд
Паустово Вязниковский уезд
Холуй Вязниковский уезд
http://kornilovi.ru/vyaznikovskij-uezd-vladimirskoj-gubernii.html

Фото Успенского: http://foto-planeta.com/np/16520/uspenskiy-pogost.html

Холуйская лаковая миниатюра:
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post142490892/

кладбище, включить таймер, люди

Previous post Next post
Up