О православном этикете

Sep 24, 2010 15:22

Благочестие - это вертикаль, устремленная от человека к Богу. Православный церковный этикет - это горизонталь от человека к человеку. Логично, что мы не можем возлюбить Бога, не любя человека и не можем любить человека, не возлюбив Бога: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?(1 Ин. 4, 20). Св. Феофан Затворник так говорит об этом: « Действующий по - церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».



Православный церковный этикет
Воскресенье, 15 Августа 2010. Опубликовано в Культура, Публикации

Что такое этикет? В чем заключается разница между общественным (светским) этикетом и этикетом православным? И нужен ли он православному человеку?
Обратимся к самому понятию этикета. Этикет ( от фр. etiquette - обычай) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Этикет бывает придворный, дипломатический, воинский, общегражданский. У нас с вами есть еще и православный церковный этикет. Отличительная особенность православного этикета - это почитание Бога и благочестие, что является основой православной жизни.

Если обратиться к нравственному богословию, то мы увидим, что основной принцип отношения человека к ближнему - это честность. Честность суть предпосылки и условие религиозного благочестия. Честность позволяет нам с дерзновением обращаться к Богу, сознавая при этом свое собственное достоинство как образа Божия и видя это достоинство в другом человеке, который, так же как и я достоин Божией благодати.

Жизнь верующего человека должна быть упражнением в благочестии и преуспевании в нем. Благочестие - это вертикаль, устремленная от человека к Богу. Православный церковный этикет - это горизонталь от человека к человеку. Логично, что мы не можем возлюбить Бога, не любя человека и не можем любить человека, не возлюбив Бога: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?(1 Ин. 4, 20). Св. Феофан Затворник так говорит об этом: « Действующий по - церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».

А легко ли себя заставить с улыбкой поприветствовать не полюбившуюся соседку и вежливо поинтересоваться о ее здоровье? Или пожелать «всего доброго» грубо ответившей нам продавщице в магазине?

В светском этикете есть такой момент - дозволяется специально не замечать человека или сделать «занятой вид» в том случае, если мы не хотим здороваться с неприятным нам человеком. Дабы упражняться в добродетели православному христианину следует поступать наоборот. Такими маленькими шагами, мы приобретаем терпение, учимся снисхождению и корректному отношению к окружающим нас людям.

Неотъемлемой частью церковного этикета является также и поведение в храме. Ключевым моментом здесь является благоговейное отношение к храму как к Дому Божьему, так и ко всему происходящему в Нем. Его Преосвященство,
Преосвященнейший Александр епископ Даугавпилсский в одной из своих проповедей о благоговении сказал так: «Благоговение, главным образом выражается нами в отношении к Богу, ибо «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Благоговение мы испытываем, находясь в храмах Божиих, приступая к Таинствам и касаясь святынь. В чем же выражается благоговение? Выражается оно как во внутреннем, так и во внешнем состоянии человека. Оба эти состояния равно важны. Например, о человеке, переступившем порог храма в неподобающем его полу одеянии можно сказать, что в нем отсутствует внешнее благоговение. Не правильным будет считать, что нет разницы в том, как мы одеваемся в храм, якобы одеяние наше не мешает спасению, главное чтобы настрой души был соответствующим. Человек состоит из тела и души. Если тело отделить от души, то человек умирает. Состояние же души человека отражается на теле, - в походке, в мимике, в глазах, в речи и, конечно же, в одежде». Говоря о внешнем благоговении, следует отметить одно из положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог - жизнь нескончаемая и полная» (IV.1.). Человек, как образ и подобие Божие: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26) должен стремиться к установленной Господом гармонии.

Наше благоговейное поведение в храме должно соответствовать гармоничному ходу Богослужения, не нарушая молитвенного настроения прихожан и не мешая священнослужителям во время Богослужения, совершаемого ими. Мы не имеем права разговаривать в храме. Стали бы мы разговаривать между собой на приеме у президента или любой другой высокопоставленной персоны? Вряд ли. Так почему мы позволяем себе это на брачном пире, на который нас с вами пригласил Сам Спаситель и Творец Мира, в храме Божием?

Не нужно толпиться подле священника во время Причащения или совершения им молебнов. Благодать на нас сойдет не оттого, что мы вплотную подойдем к священнику или будем стоять под куполом храма, как многие суеверно полагают. Благодать нам Господь пошлет только в случае нашего труда - молитвы, благоговейного отношения к храму и благочестивого отношения друг к другу. Не следует громко молиться или петь - некоторые любят подпевать хору певчих. Только если это не молитва, которую поют соборно, т.е. все прихожане вместе с певчими. Если нам хочется петь вслед за хором, мы должны помнить о том, что возможно своим пением мы можем помешать стоящим рядом людям. Соответственно, следует это делать деликатно и чуть слышно.

Список этих необходимых положений можно продолжить, но его невозможно уместить в одну статью. Для того чтобы иметь правильное и полное представление о православной вере, о храме и о Богослужениях, необходимо нам самим пополнять знания об этих важнейших основополагающих жизни православного христианина. Не будем уподобляться тем пяти неразумным девам из притчи, которые, по словам Серафима Саровского «дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было». О таких добрых делах говорит и апостол Павел: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3).

Автор: Екатерина Герасимова

Газета "Православная жизнь", июль 2010
http://www.cerkov.lv/propovedi/kuljtura/item/prav-etiket

С радостью рассказываю, что эту интересную статью написала me_catherine Рекомендую её Жжунал)
Катюша, спасибо!

перепост, душа, миропользование

Previous post Next post
Up