О том, как мутирует десоветизация

Mar 18, 2016 14:32



Тот факт, что десоветизация-2015 разительно отличается от постперестроечной десоветизации 90-х годов, нисколько не меняет её сути. Это лишь говорит о колоссальной способности тех, кто её осуществляет, очень быстро и гибко менять формы подачи антисоветской пропаганды в соответствии с актуальными тенденциями и запросом общества. Однако под соответствием запросу общества, или народной повестки вовсе не подразумевается прекращение уничтожения всего, что связано с Советским Союзом. Потому как, если бы это было так, то памятники Сталину были бы уже восстановлены в каждом городе нашей страны.

Пропагандисты-десоветизаторы реализуют свои антисоветские проекты путем интерпретаций, подмены понятий, искажения исторических фактов, вырывания высказываний из общего контекста. Все эти манипулятивные методы стары, как Мир, и уже давным-давно стали общеизвестными. Но надо согласиться, что несмотря на это, всё те же самые манипуляции продолжают работать и оказывать воздействие на общественное мнение, оставаясь по-прежнему одним из самых мощных снарядов в арсенале врага в сегодняшней информационно-психологической войне.

Мы все хорошо помним, как еще каких-нибудь 20 лет назад в повседневном лексиконе большинства россиян пренебрежительно звучали слова "совок", "совдеп" и прочие их производные; слова "патриот", "патриотизм" использовались исключительно в контексте высмеивания и издевки; от искусственно созданного всенародного чувства вины за "кровавых вождей" Ленина и Сталина в истории России многие не могут избавиться и по сей день.

Какие же мутации претерпела антисоветская пропаганда за эти годы? И что она из себя представляет сегодня? На эти размышления меня подтолкнула новость о том, что рязанскому Музею истории молодежного движения (который, к слову, еще в 1988 году носил название "Музей истории рязанской комсомольской организации") грозит опасность быть буквально выдавленным Музеем им. Солженицина. И ладно бы инициативу создания музея имени знаменитого "неполживца" активно продвигала только его вдова, пусть даже с привлечением лояльных СМИ, общественников, фондов, меценатов. Это логично, объяснимо, и, в конце концов, она имеет на это полное право. Однако в этой истории больше всего меня поразил тот факт, что  инициаторы создания нового музея в Рязани облюбовали именно здание давно построенного, действующего исторического музея. Это что же получается? Для создания чего-то нового нам обязательно необходимо уничтожить уже существующее? Звучит абсурдно? Да. Но только до того момента, когда наступает понимание, что музею советской истории нагло, оголтело, практически в ультимативной форме противопоставляется псевдомузей антисоветских мифов, под приторным соусом "благого дела". Это как же лихо замахнулись - одним камнем сразу двух зайцев. И "неполживого" восхвалить, и придать унизительно-уничижительный статус музею СОВЕТСКОЙ истории, снисходительно предложив перенести его в один из поселков, за 10 км. от Рязани - мол, там ему самое место.



Музей истории молодежного движения (МИМД) в Рязани

Этот незамысловатый маневр в последнее время стал довольно часто применяться и в других регионах России. Так, случай с МИМД мне очень живо напомнил яростную борьбу севастопольской общественности против смены советского герба Севастополя на имперский летом прошлого года. Тогда, главным аргументом местных законодателей в ответ на общественный протест стало точно такое же придание уничижительно-унизительного статуса советскому гербу города-героя, как и в рязанском случае с МИМД, - оставить герб советского образца с изображением Памятника затопленным кораблям и Золотой звезды Героя в качестве символа города, так сказать, сувенирной эмблемы на кружках и магнитах. Нет ничего удивительного в том, что севастопольцы воспротивились посягательству на историю и героизм родного города, и в результате многочисленных пикетов, опросов, сбора подписей, обсуждений борьба завершилась народной победой.


Слева направо: Действующий герб Севастополя советского образца и царский герб Севастополя
К этому же методу прибегают реформаторы в Республике Крым при переименовании улиц и населенных пунктов полуострова, которые носят советские названия. Они, безусловно, утверждают, что таблички и указатели с прежними названиями останутся на своих местах. А мы, в свою очередь, прекрасно понимаем, что "новые" названия будут напечатаны на новых табличках, на фоне которых изношенные таблички многолетней давности с советскими названиями просто останутся незамеченными. А спустя какое-то время, как это обычно бывает, старые таблички и указатели снимут под предлогом несоответствия эстетическому виду и больше не заменят, сетуя на ограниченность регионального бюджета и апеллируя ко многочисленным первостепенным задачам. Неужели есть кто-то, кто этого еще не знает?

То, что десоветизаторы привлекают "своих" людей в структурах власти для продвижения инициатив, направленных на уничтожение исторической памяти, стало обычным делом и мало кого удивляет. Но когда чиновники, такие как представитель рязанского МинКульта, напрочь забывают о том, что являются "слугами народа", и берут такой тон, каким разговаривают с плебеями, это не укладывается ни в какие морально-этические рамки и вызывает вопрос - Чем обусловлено такое необдуманно хамское поведение со стороны представителей власти по отношению к общественности? То ли демократическое понятие "права человека" им чуждо вовсе, то ли лоббируемый проект настолько значим, что ради его реализации можно пожертвовать собственной репутацией, действуя вопреки здравому смыслу? К сожалению, чиновники всё чаще демонстрируют неадекватное поведение даже в тех вопросах, где нужна холодность и сухость. И вот это по-настоящему пугает, потому как является показателем политической беспомощности.

Последнее, чего бы я хотела коснуться здесь, - это идеологический аспект ползущей десоветизации в России. Дело в том, что несмотря на то, что официальная позиция правительства России основывается на патриотизме и патриотическом воспитании детей и молодежи, термин "патриотизм" может с легкостью трактоваться как кому удобно, в зависимости от ситуации. Пока в стране не будет четко сформулированной и озвученной на высшем уровне государственной идеологии, говорить о консолидации гражданского общества бесполезно.

Кроме того, представители региональной и федеральной власти РФ должны ясно увидеть прямую параллель между проводимой на данный момент украинской политикой "декоммунизации" (снос советских памятников, переименование улиц и населенных пунктов и т.д.) и российской "десоветизацией", планомерно осуществляющейся на протяжении более 20 лет, которая по сути своей ничем не отличается от того, что происходит на Украине. Соответственно, чиновники, поддерживающие или закрывающие глаза на продвижение и реализацию тех или иных антисоветских программ, автоматически переходят на киевский дискурс и становятся на сторону незаконной украинской власти, совершившей государственный переворот в стране руками нацистско-бандеровских карателей.

image Click to view

            
Результаты всероссийского социологического опроса АКСИО-1 об отношении к программе десоветизации

война с историей, Россия, Декоммунизация, история, Рязань, Десоветизация, Крым, Музей истории молодежного движения, МИМД

Previous post Next post
Up