Международные терминалы финансирования проекта "Меджлис": Турция

Dec 28, 2015 15:20



Свою прошлую статью я посвятила детальному разбору взаимоотношений между "Меджлисом крымскотатарского народа" и его американскими спонсорами в лице так называемых "частных" компаний по поддержке демократии во всем мире. Мы увидели, что американские демократизаторы на протяжении 22 лет принимали активное участие в дестабилизации Крымского полуострова и Украины в целом, а также в радикализации значительной части крымскотатарского населения полуострова. Однако источники финансирования и поддержки крымскотатарского Меджлиса не ограничиваются «частными» американскими организациями. Свой значимый вклад в укрепление влияния Меджлиса как катализатора антироссийских настроений среди крымских татар привнесли и наши турецкие «партнеры», преследующие интересы, отличные от американских.
Влияние Турции на формирование народной повестки у крымских татар в значительной степени превосходит американское, поскольку не сводится лишь к получению материальных привилегий.

Этническая, культурная и языковая близость крымских татар и турок всегда использовалась Турцией для сохранения влияния в стратегически важном для нее регионе - Крыму. Начало современной фазы политической борьбы крымскотатарского национального движения (с 1989 года по наши дни) совпало с активизацией в деятельности международных пантюркистских организаций, провозгласивших своей целью создание тюркско-исламского союза, призванного охватить большие пространства от Балкан до Западного Китая и Южной Сибири, включая территории Северного и Южного Кавказа, Крым, Поволжье, Предуралье и многие другие регионы, выступающие объектом геополитических интересов Анкары.

В 1990-е г.г. произошла кристаллизация форм и методов проникновения турецкого влияния в Крым, где в роли ключевой «референтной» группы выступает совокупность структур крымско-татарского национального движения и в целом крымско-татарская община. Одну из главных ролей здесь играет крымско-татарская диаспора в Турции. По различным оценкам, общее количество потомков крымских татар, эмигрировавших в эту страну из Крыма, начиная с 1783г.,  составляет ныне от 1 до 2 млн. человек.

Обращение к теме сохранения крымской идентичности турецких татар стало на рубеже 1980-1990-х годов основой политической риторики национальных лидеров, провозгласивших своей главной целью укрепление отношений с Крымом и соотечественниками, возвращающимися на историческую родину. Начал активную работу «Союз культуры и взаимопомощи крымских тюрков» («Kırım Türkleri Kültür ve Yardımlaşma Derneği»), который и сегодня выступает главным внешним партнером Меджлиса крымскотатарского народа в процессе его сотрудничества с Турцией. Также активную работу проводят молодежные структуры, интегрированные под эгидой нескольких неправительственных структур, в лице «Фонда культуры и взаимопомощи крымских татар», «Фонда Эмель» и «Фонда развития Крыма». В течение 1990-х годов ими были выстроены тесные связи с соотечественниками на полуострове, разработана концепция и механизм трансграничного сотрудничества с диаспоральными организациями других стран. Организационной формой поддержания молодежных инициатив является проведение Всемирных Курултаев (национальных съездов) крымско-татарской молодежи.


В своей работе на крымском направлении «Союз» во взаимодействии с «Фондом исследований тюркского мира» («Türk Dünyası Araştırmaları Vakfı») - пантюркистским «мозговым» центром с мировым именем, - а также Агентством по международному развитию и сотрудничеству при Совете министров Турции, на протяжении более двадцати лет реализовывал целый комплекс гуманитарных, культурно-просветительских и благотворительных проектов. Внешняя политика Анкары в отношении Крыма осуществлялась также через гуманитарные проекты Агентства по международному развитию и сотрудничеству при Совете министров Турции (Türkiye İşbirliği ve Kalkınma İdaresi - TİKA). Здесь Агентство осуществляло свои проекты в рамках совместной программы ОБСЕ и ООН «Интеграции и развития Крыма» («Crimean integration and development program»). Значимость РК для TİKA в Крыму показывает и количество проектов, реализованных на полуострове в течение хотя бы 2005 года. Тогда оно составило 32 проекта, т.е. 17% от общего числа реализованных за этот год проектов. Общая сумма, выделенных средств составила более 8 000 000 долларов США.



14 марта 2013 г. Переговоры руководства Меджлиса с руководством TIKA



14 марта 2013 г., Симферополь: Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев с руководством TIKA возле офиса Меджлиса
Вопрос о влиянии Турции в Крыму никак нельзя рассматривать только через традиционную призму культурно-лингвистической и исторической близости двух тюркских народов, общности их истории, идеологического единства в рамках пантюркистских устремлений. Использование Турцией крымско-татарского фактора в своих интересах, безусловно, имеет геополитический подтекст. Удачное географическое расположение Крыма в Северном Причерноморье давало бы возможность контролировать положение дел в Азово-Керченской акватории, а также перспективные транспортные коридоры, обеспечивающие выход к проливам Босфор и Дарданеллы. Именно это является одной из основных причин, заставляющих Турцию в течение последних 600 лет постоянно держать Крым в поле своего зрения, укрепляя здесь свои позиции. Еще в 1994 году президент Турции Сулейман Демирель на сессии Великого национального собрания Турции отметил, что поддержка и решение проблем крымско-татарского народа является частью долгосрочной политики Турецкой Республики.

Сегодня после присоединения Крыма к Российской Федерации, для Турции стало гораздо более проблематично осуществлять контроль над Крымским полуостровом. Обусловлено это еще и тем, что прокуратура РК и РФ наложила запрет на въезд Джемилева и Чубарова на территорию Крыма, объявив их персонами нон-грата, а также тем, что деятельность Меджлиса, имевшая поддержку со стороны украинского правительства в Крыму, на данный момент признана незаконной. Однако Турция не оставляет попыток удержать своё влияние в крымскотатарском вопросе с помощью всё того же Меджлиса, осуществляющего свою деятельность уже на территории Украины, а также их лидеров - всё тех же Джемилева и Чубарова.

В следующих статьях, посвященных проекту "Меджлис", мы еще коснемся роли Турции в последних событиях, связанных с Крымом. А свою следующую публикацию мне хотелось бы посвятить участию крымских татар на киевском Майдане.

Крымские татары, Меджлис, tika, Геополитика, Крым, Совет министров Турции, Джемилев, Чубаров, Турция

Previous post Next post
Up