Проект "Меджлис": о его структуре и взаимодействии с украинской властью

Dec 26, 2015 22:25



В последнее время тема крымских татар и так называемого Меджлиса крымскотатарского народу особенно обсуждаема не только в России, но и за её пределами.
Крымскотатарский вопрос становится особенно острым с началом осуществления продовольственной и энергетической блокады Крымского полуострова радикально-исламистской частью крымскотатарского народа, проживающего ныне на территории Украины и других государств, под руководством небезызвестного Меджлиса в лице его лидеров Рефата Чубарова, Мустафы Джемилева и Ленура Ислямова.

Для того, чтобы понять, каким образом создавался альтернативный орган власти среди крымских татар под названием Меджлис и почему наши иностранные "партнеры" по сей день проявляют к нему большой интерес, необходимо хотя бы вкратце рассмотреть историю его формирования, структуру и взаимоотношения с украинской властью в Крыму. Этим вопросам и посвящаю данную публикацию.

Меджлис крымскотатарского народа (далее Меджлис), или Миллий Меджлиси (как это звучит на крымскотатарском языке) играл и продолжает играть ключевую роль в формировании общественного мнения среди крымскотатарской части населения Крымского полуострова, начиная с 1991 г.

Итак, Меджлис крымскотатарского народа (крымскотат. Qırımtatar Milliy Meclisi, Къырымтатар Миллий Меджлиси - дословно «Крымскотатарское национальное собрание», укр. Меджлiс Кримськотатарського Народу) был образован в 1991 году, решением Курултая второго (первого современного) созыва. Действовал как представительный орган крымских татар, который должен был представлять интересы народа во взаимоотношениях с Правительствами Украины, России и других стран мира. Изначально Меджлис ставил перед собой задачу вернуть всех депортированных и их потомков в Крым. Это мероприятие поддерживалось бюджетом Украины. Долгое время глава Меджлиса был бессменным. В течение двадцати двух лет крымскотатарским народом руководил Мустафа Джемилев. В 2013 году он покинул пост, получив место народного депутата Украины, однако продолжил оставаться идеологическим лидером Меджлиса. В настоящее время главой Меджлиса является Рефат Чубаров.



Слева направо: Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев
Меджлис существовал в Крыму как целая сеть более мелких образований. Считалось, что только центральный совет крымских татар мог носить название «Меджлис», местом расположения которого был Симферополь. Однако любой совет, образованный на уровне районов и городов, имел то же название. То есть Меджлис крымскотатарского народа представлял собой многоуровневое образование, чем и объясняется степень его влияния на формирование мировоззрения и общественно-политической позиции у крымских татар.

Интересно, что организационная структура Меджлисов (центрального и местных, региональных), по наблюдению доктора исторических наук Олега Романько - исследователя коллаборационизма периода Великой Отечественной войны, практически в точности воспроизводит структуру мусульманских комитетов периода гитлеровской оккупации. Замкнутая система, выстроенная лидером крымских татар Мустафой Джемилевым, при которой делегаты национального съезда - курултая отбирались под контролем Меджлиса, а затем избирали нужный состав Меджлиса и давали ему нужные поручения, действовала практически безотказно.

Что касается взаимоотношений нелегального Меджлиса с легальной крымской властью в бытность Украины, формально между ними было взаимное непризнание, перераставшее периодически в прямую конфронтацию. Но на деле, между крымскими чиновниками и функционерами Меджлиса было плотное неформальное сотрудничество. Это касалось как коррупционных схем в земельном вопросе, в освоении средств на обустройство репатриантов и т.д., так и вхождения во власть: по неофициальной «квоте Меджлиса» назначенцы нелегального крымскотатарского органа получали посты заместителей глав различных ведомств.

Политически Меджлис сотрудничал с умеренными украинскими националистами «Народного руха Украины», не имеющего в Крыму собственного электората. «Рух» предоставлял в Верховной раде в обмен на голоса крымских татар два места проходной части партийного списка - для Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова.


Президент Леонид Кучма в свое время нашел оригинальную форму легализации Меджлиса на киевском уровне - образовав из его членов Совет представителей крымско-татарского народа при президенте Украины, а хозяйственные и финансовые вопросы решались с помощью официально зарегистрированного фонда «Крым».

В национальной среде Меджлис твердо придерживался позиции противопоставления крымских татар всем остальным национальным общинам Крыма, в том числе тем, представители которых тоже подверглись насильственному выселению. Но в качестве главного врага рассматривались пророссийские организации: на РФ возлагалась и возлагается вина не только за сталинские репрессии по национальному признаку, но в первую очередь - за присоединение Крыма к России. Не нынешнее, а случившееся еще при Екатерине Великой.

Диалог между Меджлисом и украинской крымской властью обычно строился на шантаже - если требования Меджлиса не выполнялись властью, следовали сначала угрозы организации массовых беспорядков и акций неповиновения, а потом и практическая демонстрация - обычно в виде локальных погромов или перекрытия трасс (1, 2, 3).

Слева направо: Председатель Крымской краевой
организации НРУ Леонид Пилунский и лидер Меджлиса
Рефат Чубаров

Такк, например в 2006 г. в честь годовщины депортации крымских татар, ими было перекрыто движение на трассе Симферополь - Ялта. Основным требованием участников акции являлось выделение татарам земель на курортном побережье.



Май 2006 г. Акция неповиновения крымских татар - перекрытие трассы Симферополь - Ялта



Осень 2015 г. Продовольственная блокада Крыма на Чонгаре
На этой стадии вмешивались Киев и международные правозащитные организации, после чего местная власть гарантированно принималась искать компромисс. И так продолжалось вплоть до 18 марта 2014 г. - до вступление Крыма и Севастополя в правовое поле Российской Федерации, что в значительной степени усложнило деятельность Меджлиса, к тому моменту уже сильно утратившему свой авторитет среди крымскотатарского населения Крыма.

Как видим, методы перекрытия трасс, блокад и диверсий используются радикализированной частью крымских татар и сегодня, но уже с целью воздействия на российское правительство. Акции неповеновения "меджлисовцев" приносят жителям Крыма определенный дискомфорт, однако такого эффекта, как в свое время на киевские власти, не производят.

В следующей публикации мы поговорим о финансовой составляющей столь долговременного и успешного проекта под названием "Меджлис".

Крымские татары, Крым, Меджлис, РК, Джемилев, Чубаров

Previous post Next post
Up