Люттвак. Стратегия Византийской Империи

Nov 30, 2016 10:37




Я эту книгу читал года два назад, когда только начинал знакомится с Византией.

Сейчас, уже что-то зная про определенные периоды (в основном - 6-8 века, перечитал по наводке коллег.

В ходе чтения я не делал специальных пометок, поэтому изложу то, что запомнилось, не претендуя на охват всей книги.

Для сравнения, дам ссылки на другие рецензии

https://www.livelib.ru/review/382376-strategiya-vizantijskoj-imperii-edvard-lyuttvak

https://www.livelib.ru/review/256598-strategiya-vizantijskoj-imperii-edvard-lyuttvak

http://byzantium-ru.livejournal.com/184184.html

http://forum.xlegio.ru/forums/thread-view.asp?tid=7975&mid=113753#M113753

В целом - книгу читать однозначно стоит.

Да в ней есть мелкие ляпы (не знаю автора или переводчика), наличие Омейядов в 805 году; на одной странице мирно уживаются «Килич Арслан" и "Кылыдж Арслан".

Но в целом - весьма толковая, хотя и неоднозначная вещь.

В чем неоднозначность - сказать не могу. Но, как прокомментировал один из читателей: «Ощущение, что что-то не то, а вот что именно - пока не пойму...

Скорее всего - есть ощущение, что автор слегка (именно - слегка) натягивает сову на глобус, слегка подгоняя факты под концепцию. Ну - да кто не без греха?

Итак, по мнению автора Восточная Римская империя, а с 8-го века - Византия имела следующие долгосрочные преимущества:


  1. Оборонительный комплекс Константинополя

  2. Способность собирать налоги

  3. Наличие дипломатическо-пропагандистского комплекса

  4. Способность менять состав и тактику армии применительно к текущей экономической и военно-политической обстановке

  5. «Национальная идея» - единая в трех лицах: православная, эллинская, римская

    Автор описывает эпоху от Феодосия (5 век) до Манцикерта (конец 11 века). Но в основном это мой любимый период от Юстиниана (5 век) когда Восточная римская империя достигла своего пика, потом по ряду причин оказалась в полной жопе, из которой мучительно, но выползла к 10 веку, вновь перейдя в наступление на западе и востоке.

    По мнению автора, основной стратегический принцип Византии: «Зачем тратить силы на уничтожение врага, когда ему на смену из варварских ебеней придет следующий.?Лучше найти некий консенсус с текущим врагом.

    При этом находить консенсус можно по-разному - и добрым словом и пистолетом. К примеру консенсус с арабами находили в течение 100 лет жуткой резни - после чего война на уничтожение превратилась в обычную пограничную череду набегов.

    Как раз для нахождения консенсуса и нужны вышеупомянутые долгосрочные преимущества.

    Рассмотрим эти преимущества подробнее.

    Оборонительный комплекс Константинополя


  • Невозможность взять стены Города без огнестрельного оружия, способного проломить эти стены.

  • Невозможность блокады или штурма морских стен если не нейтрализован морской флот Византии (который тоже является последним рубежом защиты империи). Примечательно, что в 1204 году у Империи не было флота и Город был взят штурмом с моря.

  • Наличие мощного военно-промышленного комплекса в Городе.


Как следствие - даже когда территория империи сжималась до минимума, и враги осаждали сам Город или приближались к нему (авары с персами в 626, арабы в 670-х и 717, неоднократно - болгары) - ничего сделать они не могли.Потом у них кончалось продовольствие - и они отступали

Способность собирать налоги.


  • В отличие от северных варваров - болгар, франков, авар, русов, мадьяр - империя могла содержать профессиональное постоянное войско, а не войско, берущее с собой запасы на 3 месяца (официальный документ Шарлеманя).

    Как следствие - она могла вести войну в любое время года, а не только в период, когда ополчение не занято сбором урожая. Именно так Болгаробойца дожал болгар.

    Еще одним результатом сбора налогов была способность империи более-менее эффективно снабжать войска в процессе похода (см про «запасы на 3 месяца»).

    Наличие дипломатическо-пропагандистского комплекса

    Это мое собственное определение - имеется в виду комплекс мер внешней политики, состоящий из:


  • Дипломатии, способной поссорить варваров или нанять одних варваров против других.

  • Церкви, способной повлиять на церковные власти Болгарии или Руси

  • Обаяния имперской традиции - когда багрянородную царевну можно было обменять на 6 тысяч наемников или признание интересов Империи в Италии, а за одежду с царского плеча какой-нибудь Заберган мог вполне пойти в необходимый империи поход

    Способность менять состав и тактику армии применительно к текущей экономической и военно-политической обстановке


  • 5-6 века. Под воздействием гуннов римская армия конных копейщиков превращается в армию конных стрелков.

  • 7-8 века. Темные века нищеты и отсутствия денег. Появления фемных ополченческих армий и профессиональных небольших тагм. И Карл Мартелл (автор про него не говорит - это мои мысли) и Лев Исавр на одни и те же вызовы в одно и тоже время ответили одним и тем же способом: пешее ополчение + относительно небольшие мобильные отряды профессиональных конных воинов + секуляризация земель церкви. Только у Карла противники полегче были.

  • 9-10 века. Ослабление Халифата, как следствие - усиление империи, преобразование армии в наступательную

    «Национальная идея» - единая в трех лицах: православная, эллинская, римская.

    Именно она помогала византийской элите держаться, несмотря на все тяготы, которые они встречали в течении более чем тысячелетней истории.

  • Православие. Элита империи ощущала себя римлянами, продолжающими эллинскую традицию и прежде всего - православными. Подчеркну, что не просто христианами, а именно православными. По мнению автора, потеря Сирии и Египта было частично благом для империи, поскольку исчез иноверческий элемент.

  • Эллинство. В основном - сохранение культуры, даже в самые тяжелые периоды. Основное отличие варвара Льва Исавра от варвара Карла Мартелла - сын Исавра, отличный воин, в то же время получил блестящее образование (это в разгар Темных веков!). Сын Мартелла равно как и внук так и остались неграмотными.

«Римлянство» (не знаю, как это правильно выразить). Ромеи всегда помнили, что они - наследники и продолжатели традиций Великого Рима.

Что не понравилось в книге.

Во-первых - натяжки. Или - даже не натяжки, а скажем, «перенос акцентов»

Пример 1. Поход Ираклия. По мнению автора, стратегический гений Ираклия заключался в том, что он смог:

- во-первых, перевербовать ряд противников (сербов и хорватов у авар, Шахраборза у персов)

- во-вторых - смог обмануть персов, которые думали, что в 627-ом году он как всегда вернется в Анатолию

- в-третьих - договорился с тюрками.

Формально - автор прав (хотя сербы с хорватами точно восстали против авар позже 626 года, а с Шахраборзом дело темное - кто там на кого вышел).

По второму пункту спорить смысла нет - Ираклий красава.

Но по тюркам … это примерно, как Англия и США с помощью СССР победили Гитлера. Формально - правда. По сути - передергивание.

Автор сам пишет про 40 тысяч тюрок и про небольшую армию Ираклия. И если бы не тюрки - не было бы никакой победы.

Пример 2. В целом - пример обоих Юстинианов или того же Болгаробойцы показывает, что ромеи старались не уничтожать врагов, только когда у них не было сил. Когда империя ощущала себя на пике (как позже выясняется - локальном) - она забывала про стратегию консенсуса и перла вперед, уничтожая готов, вандалов, болгар и т.д

Религия.

Автор периодически касается роли религии - но вскользь. Однажды он сравнивает акритов 8-10 веков с крестоносным движением. Он говорит о важности православия для национального самосознания ромеев.

Но если для арабов религия, по мнению автора важна и является важным факторов военных действий, то для ромеев он ее вообще не учитывает.

Судя по всему, автор сам не верующий (что странно для этнического румына) и это часто проявляется в книге. К примеру, говоря об иконоборчестве и роли икон, он приводит пример возвращения в Казань иконы Казанской Божьей Матери, которую внесли в храм «бывший агент КГБ Дроздов (патриарх Алексий)  и номинальный мусульманин Шаймиев». Периодически такие антирелигиозные уколы встречаются в книге.

Gо содержанию - книга состоит из, по сути, двух отдельных книг.
Первая часть посвящена стратегии на конкретных примерах.
Вторая - историография византиских военных трактатов по периоду 6-10 век (условно - от Стратегикона Маврикия до работ Никифора Урана). Во второй книге частично тоже комментируется византийское вооружение, логистика и лругие способы ведения войны. Но непонятно - войска на самом деле так вели себя и так снабжались - или 'то благие пожелания авторов? То что авторы (как тот же Никифор) имеют огромный практический опыт - не является гарантией от того, что они описали свои хотелки, то есть то, о чем они мечтали, глядя на суровую реальнсть.

К сожалению, по темным векам (Ираклиды и Исавры) сказано очень мало. Почти ничего не сказано.

Понятно, что источников крайне мало. Но учитывая важность периода для развития Византии - можно было бы и археологию привлечь

Из интересных тем - Манцикерт.

По мнению автора, если бы Диоген пошел в поход не с сорока, а с четырьмя тысячами воинов - он бы вполне достиг своей цели (по сути - полицейской операции).

Тогда бы Алп-Арслан, занятый подготовкой похода на Фатимидов просто не стал бы тратить на него время, понимая, что «по понятиям ромеи правы». А сорокатысячное войско он просто не мог проигнорировать - кто знает, что там в голове у Романа? И понеслось …

Византия, прочтено 2016

Previous post Next post
Up